Информация в современном обществе

Любые сообщества, в первую очередь человеческое, не могут существовать без информации. Только от ее полноты, достовернос­ти и своевременности зависит адекватное решение политических, экономических, оборонных, правовых, научных, образовательных, культурных и иных задач в интересах отдельного человека, обще­ства и государства.

В XXI в. информационное воздействие способно не только обес­печить успех в «горячей войне», но во многих ситуациях заменить ее. На арену выдвигается новый тип вооружений - средства РЭБ, СВЧ-генераторы, информационные вирусы, электронные ловушки, компьютерные «закладки», программы двойного назначения, ин­теллектуальные программные системы, голосовые синтезаторы, ис­кусственные изображения в атмосфере.

В США давно ведутся работы по созданию информационного оружия, которое определяется как совокупность средств и методов, позволяющих: похищать, искажать или уничтожать информацию, ограничивать или прекращать доступ к ней законных пользователей, нарушать работу или выводить из строя телекоммуникацион­ные сети и компьютерные системы, используемые в обеспечении жизнедеятельности общества и государства.

Информационное оружие в американской военной доктрине XXI в.- доктрине «направленной силы» - рассматривается как основной элемент. В Вашингтоне разрабатывается стратегический план ведения информационной войны, а в вооруженных силах со­зданы службы по ее ведению - Управление информационных сис­тем (DISA), Центр информационной войны BBC (AF IVC) и Служ­ба BMC по информационному оружию (NIVA), а также введены должности офицеров по информационной войне.

В рамках сказанного как подготовку к информационным вой­нам следует рассматривать и инициативу США по созданию нацио­нальной информационной структуры (NII) и глобальной информа­ционной инфраструктуры (GII) на основе международной сети Интернет, находящейся практически под полным контролем США.

В начале XXI в. реализовать идеи глобализации, создания моно­полярного мира, даже используя сильнейшее информационное ору­жие, американцам становится все труднее. К середине 90-х гг. XX в. США утратили важнейшие позиции в экспортно-импортной войне, в вывозе капитала. На второе место по производству ВВП уверенно вышла Япония, обойдя СССР и ФРГ. После разрушения СССР и объединения ФРГ и ГДР третье место в мире по экономической мощи заняла Германия

Несколько развеять «комплекс неполноценности» американской нации удалось Рейгану с его «политикой с позиции силы». Он и ею ближайший друг и советник Уильям Кейси, директор ЦРУ, стали реализовывать детально разработанную программу NSDD-75. Их стратегия была направлена против ядра советской системы и содер­жала в себе:

· тайную финансовую, разведывательную и политическую по­мощь движению «Солидарность» в Польше;

· военную и финансовую помощь моджахедам в Афганистане (с прицелом перевода войны на территорию СССР);

· резкое ограничение поступления твердой валюты в СССР в результате снижения цен на нефть (в сотрудничестве с Саудовской Аравией), а также ограничение экспорта советского природного газа на Запад;

· психологическую войну, призванную посеять страх и неуве­ренность среди советского руководства;

· максимальное ограничение доступа Советского Союза к запад­ным технологиям;

· технологическую дезинформацию для разрушения советской экономики;

· рост вооружений и поддержание их на высоком технологическом уровне, что должно было подорвать советскую экономику и обострить кризис ресурсов.

Эта программа благодаря помощи лидеров СССР была реализована. Советский Союз потерпел поражение в «холодной войне» и затем был разрушен. Рейгану, а также его последователям Бушу и Клинтону удалось несколько развеять чувство неизбежного упадка Америки, ослабить у общественности ощущения надвигающейся угрозы для США.

Конечно, Соединенные Штаты любят продемонстрировать свой огромный потенциал: экономический, а особенно военный. Но сказывается разная степень овладения искусством политической мысли, духовной культуры, дипломатической подготовки между Вашингтоном и Москвой, Вашингтоном и Парижем, Вашингтоном и Лондоном и т.д. Чаще всего искусство ведения научных, политических, дипломатических дискуссий подменяется хамством или игрой мускулов. Таковы, например, по сути, интервью первого заместите­ля государственного секретаря США М. Тэлботта, ответственного за политику США в постсоветских государствах, «Независимой газете» (11 декабря 1997 г.) и интервью политолога, бывшего помощника президента США по национальной безопасности 3. Бжезинского «Комсомольской правде» (6 января 1998 г.), где они совершенно беспардонно говорят о том, какая Россия нужна Америке. Оценку этим публикациям дал известный политолог, профессор МГИМО Н.С. Леонов. Он, в частности, пишет: «Нас - граждан тысячелетней России - пытаются поучать, как жить, американец - житель стра­ны с цивилизованным строем толщиной едва в двести лет и польский еврей, эмигрировавший в Америку всего несколько лет назад. Причем нас пытаются не просто учить, как надо жить, а еще и как понимать историю своей страны».

Большинство политических лидеров США, включая нынешнего президента Дж. Буша-младшего, провозглашают в качестве геополитических целей создание монополярного мира, в котором Америка будет выступать в качестве единственной сверх­державы, вершителя судеб «мира, в котором народы признают раз­деляемую всеми ответственность». А главная ответственность, по мнению Буша, лежит на Америке, создающей «новый мировой по­рядок». Он полагает, что «в быстро меняющемся мире лидерство Америки незаменимо». Каким же видят мир американские полити­ки в третьем тысячелетии?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: