ТЕМА 9. Эстетические теории и концепции

Общего искусствоведения на фоне современности.

Краткое повторение основных этапов истории эстетики. Фундаментальные положения античной эстетики. Эстетика Средневековья. Эстетические идеи Ренессанса. Эстетика эпохи Просвещения. Немецкая классическая эстетика конца XVIII — начала XIX вв. (Кант, Шеллинг, Гегель). Идеализм, диалектика и история в немецкой классической эстетике.

Эстетические проблемы в произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса. Обоснование К. Марксом материалистического понимания истории, объективных закономерностей развития искусства и его роли в общественной жизни. Основоположники марксизма. о назначении мировоззрения в художественном творчестве, о тенденциозности в искусстве, Проблема реализма в эстетическом наследии Маркса и Энгельса.

Ленинская теория отражения и вопрос о сущности искусства. Разработка проблем реализма в ленинских статьях о Льве Толстом. Проблема партийности и народности и ленинские принципы формирования социалистической культуры и искусства.

Достижения и потери эстетической мысли в Советском Союзе. Вульгарный социологизм. Формалистический метод в искусствоведении и структурализм тартуской школы.

Современная западная философия и эстетические концепции нового искусства. Позитивизм и неопозитивизм и натуралистические тенденции в искусстве. Гиперреализм и “фигуративное” искусство 2-й половины XX века как развитие этих тенденций. Исследования Вельфлина и представителей Венской школы искусствознания. Размышления Воррингера о чувствовании в искусстве и его роль в теоретическом обосновании экспрессионизма. Василий Кандинский: между экспрессионизмом и эстетикой абстракционизма. Эстетические концепции в романах Томаса Манна и Генриха Гессе. Влияние психоанализа на эстетику. “Эдипов комплекс” и отсутствие этого комплекса у Эдипа в трагедии Софокла. Учение Юнга об архетипе как инструмента искусствоведческого и культурологического анализа. Эстетика интуитивизма в творчестве Бенедетто Кроче и Анри Бергсона и ее значение для подкрепления позиций элитарного искусства. Интуитивизм и футуризм, дадаизм, сюрреализм.

Философия и эстетическая практика экзистенциализма. Понятие мифа и архетипа в противоборстве дегуманизирующего и гуманистического искусства. Вклад структурализма в изучение теории мифа и проблемы структурализма в эстетике. Эстетика постструктурализма. Искусство как интертекстуальность.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: