Структура волевого действия

Волевая деятельность состоит из определенных волевых действий, в которых выражаются все основные признаки и качества воли. Волевые действия подразделяют на простые и сложные.

К простым волевым действиям относят те действия, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ясно осознавая, чего и как ему следует добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели и принятие решения осуществляется без борьбы мотивов. Простое волевое действие включает в себя следующие компоненты: 1) побуждение к совершению волевого действия; 2) представление и осмысление цели действия; 3) представление средств, необходимых для достижения намеченной цели; 4) намерение осуществить данное действие.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве варианта решения; 6) осуществление принятого решения; 7) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

Этап осознания цели и стремление достичь ее не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Борьба мотивов, возникающая при осознании целей, - это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие.

Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания. Желание – это отраженное идеально, в сознании человека, содержание его потребности.

Этап осознания ряда возможностей достижения цели – это собственно мыслительное действие, входящее в состав волевого действия и приводящее к установлению причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и его вероятностными результатами.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Принятие решения приводит к заметному спаду инрапсихического напряжения, что связано с разрешением внутреннего конфликта.

Семинарские и практические занятия

Занятие 1

Тема: Явления, изучаемые психологией

1. Психология как наука. Особенности явлений, изучаемых психологией.

2. Характеристика житейских и научных психологических знаний.

3. Задачи и место психологии в системе наук.

4. Классификация методов Б.Г. Ананьева.

5. Развитие психики в животном и человеческом мире.

Литература

1. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - М.: Книжный дом Университет, 2002. – 336 с.

2. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2002. – 624 с.

3. Ительсон, Л.Б. Лекции по общей психологии / Л.Б. Ительсон. – М.: ООО «АСТ»; Минск: Харвест, 2002. – 826 с.

4. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: Московский ун-т, 1981. – 584 с.

5. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Высшее образование, 2008. – 575 с.

6. Петровский, А.В. Общая психология /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2002. – 464 с.

7. Психология / под ред. В.Н. Дружинина, - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.

8. Ратанова, Т.А. Психология общая: Экспериментальная психология / Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. - 464 с.

9. Романов, К.М. Практикум по общей психологии / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 320 с.

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.

11. Старовойтенко, Е.Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни / Е.Б. Старовойтенко. - М.: Академический проект, 2001. – 544 с.

12. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1995. – 384 с.

13. Штерн, А.С. Введение в психологию / А.С. Штерн. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 312 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: