1. Гальперин, П.Я. К проблеме внимания / П.Я. Гальперин // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987. С. 269-275
2. Колесов, Д.В. Поведение: физиология, психология, этика / Д.В. Колесов. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. С. 275-309
3. Коффка, К. О внимании / К. Коффка // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 2001, с. 432-436
4. Ланге, Н.Н. Исторический очерк теорий внимания / Н.Н. Ланге // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 2001, с. 373-381
Задачи
Сборник задач по общей психологии / под ред. В.С. Мерлина. - М.: Просвещение, 1974. № 79, 80, 81, 84, 85, 87, 88, 90, 91, 94, 95
Основные понятия
Внимание, непроизвольное внимание, произвольное внимание, послепроизвольное внимание, ориентировочный рефлекс, доминанта, оптимальный очаг возбудимости, внешнее внимание, внутреннее внимание, коллективное внимание, групповое внимание, индивидуальное внимание, рассеянность, концентрация, объем, распределение, переключение, колебание внимания.
Дополнительная литература
1. Величковский, Б.Н. Когнитивная наука: Основы психологического познания: в 2 т. Т.2 / Б.Н. Величковский. – М.: Смысл: Академия, 2006. -448 с.
|
|
2. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - Л.: ЛГУ, 1988. – 560 с.
3. Пекелис, В.Д. Твои возможности, человек / В.Д. Пекелис. - М.: Знание, 1984. – 272 с.
4. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. – 142 с.
5. Психология / В.М. Аллахвердов [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. – 752 с.
6. Рогов, Е.И. Психология познания / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2001. – 448 с.
Практические задания
1. Наблюдая за собой в процессе чтения книги, определите моменты отвлечения внимания, установите причины отвлечения.
2. Проведите опыты с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по определению объема внимания в зависимости от интереса ребенка к предмету деятельности.
3. Придумайте приемы, с помощью которых можно было бы в течение длительного времени сохранять внимание детей в ходе учебных занятий без утомления и ущерба, т.е. как можно меньше используя для привлечения внимания развлекательные моменты, не имеющие прямого отношения к содержанию проводимых занятий.
4. Подготовьте психолого-педагогические рекомендации учителям и родителям по работе с детьми, у которых выявлены такие особенности внимания: низкая успеваемость; плохая переключаемость; плохое распределение; слабая концентрация.
5. Подготовьте и опишите множество жизненных ситуаций, в которых возникает необходимость не привлекать внимание.
6. Подберите игры, задачи на развитие внимания.
7. Составьте методичку для школьников «Как стать внимательным?»
|
|
Литература к методичке «Как стать внимательным?»
1. Глуханюк, Н.С. Практикум по общей психологии / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. С. 100-112
2. Иванов, М.М Техника эффективного запоминания в бизнесе, учебе, деловом общении и повседневной жизни / М.М. Иванов. - М.: АО «МЕНАТЕП-ИНФОРМ», 1996. С.18-29
3. Князева, М.К. Ключ к самосозиданию / С.В. Князева. - М.: Молодая гвардия, 1992. – 255 с.
4. Коноваленко, С.В. Удача – не случайность: Как психологически подготовиться к экзаменам и успешно их сдать / С.В. Коноваленко. – М.: Эксмо, 2004. С. 16 – 26
5. Пекелис, В.Д. Твои возможности, человек / В.Д. Пекелис. - М.: Знание, 1984. С. 45-188
6. Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию / Е.Н. Прощицкая. - М.: Просвещение, 1991. С. 50-58
7. Пунский, В.О. Азбука учебного труда / В.О. Пунский. - М.: Просвещение, 1988. С. 77-80
8. Рогов, Е.И. Психология познания / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2001. С. 32-49
9. Русаков, Б. А. Как научиться учиться / Б.А. Русаков. – Новосибирск: Зап-сиб. книжное изд-во, 1974. С. 29-32
10. Станкин, М.И. Общая психология / М.И. Станкин. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. С. 182-196
11. Учимся учиться / под ред. А.М. Зимичева. – Л.: Лениздат, 1990. С. 144 – 157
12. Хорошевский, Н.И. Современные методы развития памяти и мышления / Н.И. Хорошевский. – М.: «Дашков и К»; «Наука-Спектр», 2008. С. 23-29
13. Штерн, А.С. Введение в психологию / А.С. Штерн. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. С. 137-151