Глава 7. Принципы организации исследовательского проекта

Логика и алгоритм проведения исследовательского проекта. Этапы исследовательского проекта. Построение логической схемы исследования. Подготовка эффективного задания на проведение исследовательского проекта. Информационная база научных исследований.

Стандарты оформления научно-исследовательских разработок. Оформление отчета о научно-исследовательской работе. Презентация результатов исследования.

В большинстве случаев успех выполнения исследовательской работы зависит от умения правильно организовать, спланировать и выполнять определенной последовательности основные этапы исследования. Наличие отдельных этапов, а также их содержание в некоторой степени зависят от специфики объекта и предмета исследования, а также от вида исследования. Однако в экономике и менеджменте можно выделить следующие этапы.

Наиболее типичный цикл исследования проблемы представлен на рис. 7.1. Первый этап, который можно назвать подготовительным, сконцентрирован на выявлении проблемы исследования. Исследователю предстоит определить, в чем заключается проблема, решении которой будет способствовать развитию теории и совершенствованию практики в экономической деятельности и менеджменте. При этом параллельно формируется концепция исследования какцелостная, логически увязанная система взглядов, объединенная общей идеей и направленная на достижение целей исследования. При формировании концепции используются такие методы как дивергенция, трансформация, конвергенция.

Термины «дивергенция» и «конвергенция» пришли к нам из латыни и широко используются в научных кругах. В переводе с английского divergence — расхождение, convergence — схождение. Термин дивергенция в данном контексте используется как метод расширения границ в познавательном процессе, направленный на всеобъемлющий поиск идей, подходов, направлений, методов, обеспечивающий достижение целей исследований. К методам дивергенции можно отнести обобщение научной информации, методы визуализации проблемы, обсуждение проблемы, анализ формулировок и формирование понятийного аппарата, накопление информации, инвентаризация точек зрения и подходов к решению проблемы.

Примером применения метода дивергенции при исследовании проблемы по повышению инвестиционной привлекательности региона рассматриваются различные аспекты деятельности региона:

- географическое положение;

- демография;

- уровень развития промышленности;

- оценка ресурсов региона;

- сравнительный анализ деятельности региона с целью выявления областей инвестиционной привлекательности

- оценка стратегического потенциала региона;

- уровень развития инфраструктурных составляющих и др.

- Подобный анализ позволяет выявить наиболее привлекательные, с точки зрения привлечения инвестиций, направления деятельности региона.

Рис. 7.1. Этапы проведения научного исследования

Трансформация подразумевает изменение представления о проблеме до такого вида до такого вида, который представляется наиболее приемлемым для исследования. Методами трансформации являются классификация, уточнение структуры проблемы, выбор критериев классификации источников литературы или отдельных элементов проблемы; ранжирование научных взглядов или источников литературы.

Конвергенция предопределяет сужения границ исследования, основанное на статистических исследованиях, расчетах, научных обоснованиях, проектировании.

На концепцию исследования оказывает влияние парадигма, преобладающая в данное время в исследуемых научных областях. Научная парадигма представляет собой систему взглядов, вытекающую из основополагающих идей и научных достижений крупных, признанных ученых. Именно основная научная парадигма определяет направления исследований большинства ученых до тех пор, пока накопленные знания не вступят в противоречие с общепринятыми и не будут сформированы знания, объясняющие возникшие противоречия.

Примером применения метода трансформации при исследовании проблемы повышения квалификации персонала может служить иерархическая диаграмма (рис. 7.2), структурирующая возможные источники проблем.

Рис. 7.2. Уточнение структуры проблем исследования

В процессе определения проблемы у автора складывается общая картина исследования и в большинстве случаем удается сформировать рабочую гипотезу, которая в процессе исследования должна быть доказана или опровергнута. Кроме того, на этом этапе исследователь начинает выделять объект исследования как носитель проблемной ситуации и предмет исследование ─ свойства или характеристики предмета исследования, подлежащие изучению.

Исследовательская деятельность направлена на получение и применение нового знания, следовательно в качестве цели исследования должны выступать достоверное изучение предмета исследования, а также получение практически значимых результатов.

Рассмотрим практический пример формулировки основных частей исследования.

Выявление проблемы

Постоянно меняющиеся условия ведения бизнеса, стремление получить конкурентные преимущества в динамичных условиях рынка заставляют организацию постоянно перестраивать свою деятельность. Появление новых направлений деятельности, вывод на рынок новых продуктов и услуг, установка оборудования с другой технологией, изменения в схемах поставок ─ все это требует своевременного проведения изменений процессов деятельности организации.

Перечисленные факторы образуют неустойчивую и динамически изменяющуюся среду, подтверждающую, что организации находятся в состоянии постоянного развития. По этой причине процесс изменения непрерывен и является одним из важнейших объектов управления в ходе реализации целей компании. Основное требование к управлению изменениями ─ обеспечение организационного и технологического соответствия деятельности организации динамичным условиям функционирования внутренней и внешней среды.

Определение научной парадигмы

Развитие теории изменений организации в 60-70-х годах 20-го века способствовало становлению такого нового направления менеджмента как управление изменениями (Change management). В нем получили развитие следующие модели: модель изменений К. Левина; модель управления изменениями Л. Грейнера; теория изменений, базирующаяся на увеличении прибыли (теория «Е») и теория изменений, ориентированная на развитие организационных способностей (теория «О») М. Бира и Н. Нориа; модель преобразования бизнеса Ф. Гуияра и Дж. Келли; модель «От хорошего к великому» Дж. Коллинза; модель «Кривой перемен» Дж. Дак.

Гипотеза

Анализ существующих моделей в области управления изменениями показывает недостаточность исследования механизмов адаптации процессов организации к условиям функционирования внутренней и внешней среды, нацеленных на ликвидацию разрыва во времени между моментом фиксации принятия решения о необходимости изменений и моментом запуска и актуализации процессов и регламентов организации. Также в существующих моделях не делается попытка формализации принятых решений по построению четкой последовательности действий, необходимых для изменения. В существующих моделях организации процесса управления изменениями не учитываются достижения современного менеджмента методы управления организацией, основанные на принципах процессного подхода и международных стандартов системы управления качеством.

Подтверждение актуальности исследования

Таким образом, указанные недостатки моделей управления изменениями обусловливают актуальность проведения исследования, в рамках которого необходимым представляется совершенствование моделей и методов управления изменениями бизнес-процессов организации.

Цель исследования

Цель исследования заключается в разработке методики и моделей управления изменениями процессов, направленных на обеспечение своевременной адаптации организации к изменениям внутренней и внешней среды и снижение затрат на организацию и проведение изменений.

Задачи исследования

Для достижения цели исследования поставлены и решены следующие задачи:

- построение классификации изменений бизнес-процессов организации для определения параметров изменений деятельности организации;

- определение концептуальной модели знаний о деятельности для организации хранения и актуализации моделей бизнес-процессов организации;

- разработка системы показателей оценки бизнес-процессов с целью выявления проблемных мест для обоснования решений по изменению процессов организации;

- разработка и формализация методики управления изменениями бизнес- процессов организации, направленной на обеспечение целостности, семантической корректности принятых решений и оперативной адаптации к изменениям внешней и внутренней среды;

- разработка архитектуры системы управления изменениями, позволяющей автоматизировать процессы адаптации деятельности организации к изменениям внешней и внутренней среды;

- разработка экономико-математической модели расчета затрат на выполнение бизнес-процесса в результате его адаптации к изменениям.

Объект и предмет исследования

В качестве объекта исследования выступают процессы изменения деятельности организации.

Предметом исследования являются модели управления изменениями деятельности организации.

Тема такого исследования, очерчивающая границы цели может быть определена как «Разработка методики и моделей управления изменениями бизнес-процессов».

Второй этап исследования сводится к разработке программы исследования. Программа исследования должна быть ориентирована на выдвинутые гипотезы. Основная ее часть включает в себя план исследования и изложение основных процедур сбора и анализа эмпирической информации. При составлении плана исследования следует четко придерживаться выбранной темы и не выходить за ее пределы, включать разделы в логической последовательности, отражающей все аспекты исследования.

Этот же раздел исследований выбор методов исследования, показывается связь данных методов с целями, задачами и гипотезами исследований. При выборе метода необходимо учитывать возможность достижения цели исследования, быть экономичным и безопасным, допустимым с точки зрения морали и права, научным, т.е. имеющим прочную научную основу.

Важным этапом научного следования является реализация программы исследования. Этот этап являет исследовательским по своей сути. Он состоит не только в систематическом изучении литературы по теме исследования, статистических сведений и архивных материалов, но и предполагает выполнение теоретических и эмпирических исследований, обработки, обобщения и анализа результатов, объяснения новых полученных фактов, аргументирования и формулировки положений, выводов, практических рекомендаций и предложений.

Этап «Работа над рукописью и ее оформление» определение композиции, внутренней структуры работы, уточнения темы, названий глав и параграфов, подготовку черновой рукописи, ее редактирование, оформление таких элементов рукописи как список литературы и интернет - источников, графических материалов, приложений. Стандарта по композиции исследовательского труда не существует и каждый автор выбирает внутреннюю логическую связь между частями рукописи таким образом, чтобы в полной мере раскрыть проблему исследования. Однако сложилась устойчивая тенденция расположения элементов рукописи в следующей последовательности:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Главы основной части.

5. Заключение.

6. Список используемых источников.

7. Приложения.

8. Вспомогательные указатели.

Оформление конкретных элементов работы (оглавления, библиографии, индекса) должно соответствовать стандарту. В целом требования к оформлению результатов научно-исследовательских работ содержит ГОСТ 7.32–2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Правила оформления», однако в большинстве случаев существуют и корпоративные рекомендации и требования.

Завершающим этапом является внедрение результатов исследования и авторского сопровождения внедряемых разработок. Не все научные исследования заканчиваются этим этапом, но полученные исследования научную или практическую ценность, например научная статья или диссертация, внедрение в учебный процесс или практическую деятельность.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные этапы научного исследования.

2. Что вы понимаете под концепцией исследования.

3. Какие методы используются при разработке концепции?

4. Что вы понимаете под термином «программа исследования»?

5. Является процесс формирования научной гипотезы обязательным? Поясните ответ.

6. Назовите основные этапы проведения научного исследования.

7. Поясните содержание методов дивергенции и конвергенции.

8. Какие методы включает в себя трансформация проблемы?

9. Решение каких задач возлагается на этап «Разработка программы исследования»?

10. Какие отличительные особенности имеет рукопись научной работы от других видов рукописей?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: