Казахские просветители

Акынство как особая форма творческого отражения действительности, появилась в XV в. вместе с формированием казахских ханств. Это был период перехода от фантастических образов народной словесности к объективному описанию реальных фактов самой жизни. Не каждый мог в течение нескольких часов, в стихах и песнях раскрыть суть событий и охарактеризовать персонажей своего повествования.

Принято считать, что поэтическое творчество у казахов прошло три стадии развития: 1) период жырау – XV-начала XVIII вв. Жырау (сказитель, советник, предсказатель) – это военные и политические советники властителей. Ранние представители – Казтуган, Асан-Кайгы (XV в.), Доспамбет-жырау (XVI в.), Шалкииз-жырау (1465-1560), Татигара-акын (XVIII в.), Бухар-жырау (1668-1781), Шал-акын (1748-1819). Основной жанр – толгау, т.е. философско-дидактические рассуждения-наставления с советами правителям и народу, попытки объяснить изменения природной и человеческой жизни, песни-восхваления чего-нибудь, обоснование морали, нравственных установок и требований. Высказывается идея об упорядоченности и об обусловленности природы и жизни людей.

Объект восхищения Казтуган-жырау – естественные силы Земли, но без языческого олицетворения или боготворения, исламской идеи о сотворении мира богом. Он делит людей по их мировоззренческому принципу на неверных и мусульман. Уделяет внимание раскрытию содержания таких нравственно-этических категорий, как справедливость, мудрость, трусость, зло, глупость, невежество. Тема Асан-Кайгы Печальника – взаимодействие Земли и человека. Шалкииз воспевает военную тему, бренность всего сущего, переменчивости судьбы, ставит проблему индивидуальной смерти человека. Жиембет повествует о собственной доблести, отваге и силе, высказывает обиды. Доспамбет в духе восточной этики воспевает женскую красоту, мотивы чувственной любви. Он связывает мысль о бренности всего сущего с представлением о необыкновенной переменчивости судьбы, которая может любого человека бросить из одной крайности в другую. Произведения чаще всего исполнялись под кобыз.

2) акынство – вторая половина XVIII-первая половина XIX века. Поэзия стала проще, но разнообразнее по тематики. Домбровое исполнение переплеталось с рассказами и легендами о возникновении и содержании произведения. Акынов интересовали события текущей жизни, скорбь о прошлом, о казахской самобытности. Это авторские импровизации на непосредственные наблюдения, регистрация простого факта сопровождается раздумьем о бесконечности пространства, тленности жизни человека, воспеванием героических личностей, размышлениями о бессмысленности войн. Это поэтизированная философия, направленная на осмысление сущности жизни и смерти, преходящего и изменяющегося во времени и их отношения с вечностью.

Бухар-жырау(1668 - 1781) – придворный поэт, праведный мусульманин. Он размышлял о распрях, неустроенности народа, жажде жизни, единения. Говоря о бренности сущего и бесконечности времени (но как о естественной закономерности, а не сверхъестественном роке), он пытается скорректировать изменчивое время с неизменной вечностью, соотнести течение времени с миром природной человеческой морали. Ахтамберды(1675 - 1768) идеализирует кочевую жизнь, требует равенства, призывает к единению. Шол-акын(1748 - 1819) впервые заговорил о необходимости знания, как предпосылки интеллектуально-культурного становления человека как человека, а, следовательно, и условия формирования и развития общества как единого и целостного социального образования, степень зрелости которого находится в прямой зависимости от степени умственной и нравственной зрелости самого человека. Он старался сформулировать у людей правильное представление о красоте, к которой должен стремиться каждый, о жизни и смерти. Бог у него вроде понятия рока или судьбы и часто сводится к внешним природным и особенно социальным явлениям и обстоятельствам, перед которыми человек бессилен. Человек – то, что из него делают сложившиеся обстоятельства. В бесконечной цепи смены поколений конец и начало, смерть и рождение являются тождественными и непрерывно связанными между собой, т.к. в отрыве друг от друга они теряют смысл и по сути своей превращаются в некое подобие совершенно недоступной для человеческого понимания нелепости. Таким образом, у акынов мысль преобладает над образом и часто она высказывалась без обращения к образной параллели, с желанием воплотить ее в памяти.

3) айтысы – вторая половина XIX-начало XX века. Центральная тема – восстание. Махамбет Утемисов(1804 - 1846) впервые создает образ положительного героя-борца и говорит о бессмысленности любой мольбы, призывает к активной борьбе за свободу во всем. Курмангазы Сагырбаев (1806 - 1879) – активный деятель, бунтарь в жизни и музыке. Его кюи действенны, динамичны, это большие полотна, созданные крупными мазками художника. Незаметно усиливается лирическое и критическое начало. Даулеткерей Шигаев (1820 - 1887) – представитель лирико-психологического направления. Начинают появляться мотивы безысходности, растерянности, неустроенности, тревоги за будущее, идеализация прошлого, идет шлифовка казахского литературного языка (литературное направление “Эпоха скорби”, куда входят Дулат Бабаев, Шотанбай Канаев и др.).

Постепенно повышается образованность, открываются школы. Просветители ссылались на предписания Корана и на пророка Мухаммеда, который в своих заветах требовал “учиться от колыбели до гроба”. Чокан Валиханов (1835 - 1865) исследует народные поэмы, сказки, легенды. Он первый, кто сделал научную запись киргизского эпоса “Манас”, составил его историко-литературный анализ и перевод на русский язык. Изучал казахские и киргизские памятники в сравнении. Труды по истории, географии, этнографии Казахстана и стран Азии снискали ему имя выдающегося ученого.

Ибрай Алтынсарин (1841 - 1889) создал учебники, писал стихи, переводил произведения русских писателей, использовал новый казахский алфавит на основании русской графики. Издал “Киргизскую хрестоматию” состоящую из: 1) стихотворений, детских рассказов и сказок, образцов писем; 2) рассказов для взрослых; 3) образцов устного творчества; 4) пословиц и поговорок. Всё это было дополнено сведениями о развитии науки, жизни и быте разных народов, преимуществах оседлого образа жизни, вреде невежества. Стремился к ясности и простоте, дидактическим выводам, противопоставлению двух социальных типов. Он создатель начальных и профессиональных учебных заведений нового типа.

Абай Кунанбаев (1845 - 1904) писал сатиры, философские раздумья, о любви, науке, раздумья о смысле жизни и счастье человека, о временах года, хотя только в 40 лет поставил под стихотворением “Лето” свое имя, ранее подписываясь именем друга Кокпая Джантасова. ВВел в казахскую литературу откровения, пейзажную лирику, исповедь. Впервые в казахской литературе высказал свое мнение о семье, родительском долге, воспитании, женщине. Ввел в казахский стих размер “аруз” и арабо-персидские слова из лексики восточных поэтов. В “Восьмистишиях” говорил о пути развития народа. Часть своих наставлений в разделе дидактической поэзии обосновывает догмами ислама. В “Словах назиданиях” объединил лирико-публицистические, социально-философские, общественно-политические, морально-этические этюды о явлениях действительности, жизни людей, общества, природы, о религии, науки, о правилах поведения. Это 45 слов-размышлений, призывов к благородным деяниям. Центральная идея – вера в торжество человеческих идеалов, в безграничные возможности казахов. По его мнению, цель науки и всякого познания вообще сводится: 1) к познанию истины; 2) к тому, чтобы научиться отличать полезное для человека и человечества от вредного; 3) к очеловечиванию человека; 4) к тому, чтобы дать человеку возможность определить меру своим поступкам и поведению, т.е. знать и во всем соблюдать меру; 5) через познание сотворенного постичь Мудрость, Любовь и Справедливость самого Создателя и в своей жизни. Он осуждает лень, воровство, неуважение к старшим и т.д. Вопросы он намеренно оставляет без ответа, давая возможность читателю самому прийти к правильному ответу. Использует слова Сократа, поэзию Гомера, трагедии Софокла, греческие мифы, заветы Мухаммеда и суры Корана.

Обратите особое внимание:

1. Почему у Доспамбета смерть живого человека - это результат зова рока, а у Шалкииза смерть – это признак присутствия и воли Неба-Тенгри, так как Бог у него выступает не в качестве творца, а как сила, способная преобразовать уже существующее?

2. Как Шалкииз предлагает различать хороших и плохих людей?

3. Какой порок, по-мнению Шал-акына, составляет основу всех несовершенств и изъянов человека?

4. Что означают знания во времена Шал-акына и Бухар-жырау?

5. Как в произведениях акынов соотносятся категории истины, красоты и добра? На чем, по мнению акынов, держится мир подлинного человеческого бытия? Чем он отличается от представлений жырау? Почему?

6. Какие проблемы поднимал в своих произведениях Абай? На какие темы писал? Какая тема (или проблема) была у Абая на первом месте?

Литература

1. Казахская литература и культура в дореволюционный период: Научно-аналитический обзор. Алма-Ата, 1987.

2. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней. Алма-Ата, 1993.

3. Алексеенко Н.В. Население дореволюционного Казахстана. Алма-Ата, 1981.

4. Кумисбаев У. Казахская поэзия и Восток: Проблема литературных связей казахской литературы XIX-начала XX века с классической поэзией Зарубежного Востока. Алматы, 1999.

5. Суюншалиев Х.Ж. Казахская литература VIII – XVIII вв. Алма-Ата, 1989.

6. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Под ред. проф. Асфендиярова С.Д. Алматы, 1997.

7. Маков Г.Е. Кочевники Азии. М., 1976.

8. Плетнева С.А. Кочевники Семиречья. М., 1982.

9. Поэзия жырау эпохи укрепления Казахского ханства // Простор, 1998, № 12.

10. Ауэзов М.О. Неопубликованные материалы по абаеведению. Алматы, 1980.

11. Памятники истории и культуры Казахстана. Алма-Ата, 1986.

12. Хозяйство казахов на рубеже XIX – XX веков. Алма-Ата, 1980.

13. Бельгер Г.К. Гете и Абай. Алматы, 1989.

14. Орынбеков М.С. Философские воззрения Абая. Алматы, 1995.

15. Сулейменов Б.С., Басин В.Я. Казахстан в составе России в XVIII – начале ХХ века. – Алма-Ата, 1981.

16. Муканов М.С. Этническая территория казахов в XVIII – начале ХХ века. – Алма-Ата, 1991.

17. Сейдимбек А. Мир казахов. – Алматы, 2001.

2.3. Советская казахская литература

Начало ХХ в. - период появления первых романов, рассказов, критических очерков и статей. Это период популярности мемуарной прозы, где автор выступает и рассказчиком, и действующим лицом. Мемуары – это повествование о конкретном факте, обобщающем ведущие понятия эпохи, исторического периода, имеющем самобытный стиль и колоритную речь. Ставятся острые вопросы, но нет деления психологического и социального. Первые романы - это переход от панорамы событий и восточной символичности к нюансам человеческих переживаний и важности сиюминутного. Яркий бытовой фон позволяет переполнять текст поговорками, пословицами, эмоциональностью. Всё делится на периоды по мере углубления психологической характеристики образа: 1) литература 20-30-х годов; 2) литература Великой Отечественной войны; 3) литература в послевоенные годы; 4) современная литература.

Особое внимание уделялось развитию казахского языка. В созданном под руководством Ахмета Байтурсынова Академическом центре в качестве первоочередных задач ставились: выработка научных терминов казахского языка; работа по составлению и переводу на казахский язык учебников и учебных пособий для казахских школ первой и второй степени; перевод на казахский язык политической и просветительской литературы. Были созданы новые учебники на казахском языке: “Алгебра” К.Сатпаева, “Теория словесности” А.Байтурсынова, “Педагогическое руководство для школьных работников” Ж.Аймаутова, “Хрестоматия” М.Дулатова.

СултанмахмудТорайгыров (1893 - 1920) писал стихи, так как “хорошее стихотворение подобно корану: написанное кровью сердца пророка, оно подобно прелестному звуку, но которому слепой указывает свой путь”. В социально-философской поэме “Заблудившаяся жизнь” (1918) он сохраняет наблюдения над окружающей действительностью, размышления о смысле жизни, о месте и роли человека в обществе. Поэма состоит из пяти глав (“Младенчество”, “Молодость”, “Зрелость”, “Старость”, “Конец”), чтобы выяснить “что такое человек: веточка на волне жизни или деятельная сила, способная влиять на ход общественного развития?”. Делаются противоречивые выводы: 1) жизнь – это блуждание от рождения до смерти. 2) мир – это бесконечная смена форм бытия. 3) счастье человека – это наука и знание объективных причин и законов. 4) человек от рождения добр и благороден, но он попадает под власть обычая, бога, царя, золота.

Ахмет Байтурсынов (1873 - 1938) – поэт, ученый, тюрколог, переводчик русской классики, педагог, публицист, общественный деятель. Исследуя казахский язык, занимается его усовершенствованием (алфавит), пишет статьи и учебники по языкознанию и теории литературы, так как слово должно соответствовать мысли и наоборот. Основная сфера его интересов – литературное творчество, исследование языка и закономерностей литературного процесса, закономерностей становления слова и его функционирования в обществе. Он один из организаторов периодической печати на казахском языке. Он считает, что слово – это фактор, несущий в себе сознательно организованное смысловое начало и содержание, а также соответствующее этому смыслу эстетическое оформление (как строительство дома из кирпичей), так как слово опирается на ум, фантазию, настроение, расшифровывает то, что есть вокруг.

Шакарим Кудайбердыев (1858 - 1931) – это поэт, интересующийся историей, философией, критикой музыки, религией, естественными науками и литературой. Ему принадлежат многочисленные стихотворения, поэмы, повести, переводы. В 1919 опубликовал сборник стихов “Зеркало казахов”. Он воспевает любовь, молодость, женскую красоту, природу, но у него есть и мысли о неустроенности мира, о месте и значении человека, переплетается расчет и душевный порыв. Он написал романтические поэмы “Калкаман-Мамыр”, “Енлик-Кебек” (1912), трактат по истории и религии казахов “Родословная тюрков, киргизов и ханских династий”, поэтические переводы “Дубровского” и “Метели” Пушкина. В трилогии “Три истины” – “Каноны мусульманства” – “Записки забытого” он выдвигает принцип связи времен, так как всё последующее вытекает из предыдущего и к нему же возвращается. Есть только три истины – это истина веры (признающая Создателя и бессмертие души), вера науки (через чувственное восприятие и рациональное мышление познающая мир) и вера души (основанная на совести).

Литература 20-30-х годов. Панегирические произведения. Писатели из поколения, верящего в свою созидающую миссию. В произведениях постепенно выделяется одна сюжетная линия, сокращается объем, герой рассматривается не как конкретная личность, а как носитель суммы классовых черт: положительный – это бедняк, отрицательный – богач. Появляется новый жанр - фельетон. У Ильяс Джансугурова (1894 - 1938) основные темы – история и современность, чудодейственная сила искусства. Поэма “Кюйши” – социально-психологическая поэма о роли искусства и судьбе таланта. Художественные особенности лирики – психологическая насыщенность образов, красочность, раскованность и широта. Первый перевел полностью “Евгения Онегина”, сохранив онегинскую строфу, перевел стихами и прозой “Песнь о Буревестнике” Горького. Его стихи – это восхищение рабочим человеком. Он опоэтизировал “промышленную” лексику, сочетал ее с традиционной фольклорной поэтикой и народным бытом (“Стал человек, расплавив свинец, словно курт, кипятить, гнать тачек стада, как козел своих коз”). Часто использует контраст, сопоставление и противопоставление, риторические вопросы. Поэма “Степь” – это историко-философская поэма, состоящая из 25 глав изображающих какое-либо важное событие из жизни народа. Главы объединены хронологической последовательностью событий, общим замыслом, судьбой народа, истории и поэта, а также образом мудрого старца, олицетворяющего время.

Мыржакып Дулатов (1885 - 1935) пользовался псевдонимом “Аргын”, дал поэтическую панораму жизни казахов прошлого и настоящего, быт, нравы и традиции. Его новаторство - введение социальной картины казахского общества ХХ века, обусловившего поведение героев из разных слоев. Ставит острые вопросы, но не делит психологическое и социальное, многое дает эскизно и без доказательств.

Жусипбек Аймаутов (1889 - 1931) воспел честного, мыслящего человека из угнетенной среды, неумолимо приходящего к сознанию социального неравенства и необходимости борьбы с ним. Уделяет внимание описанию ступеней познания мира (повесть “Карткожа”). Его называли бытописателем “красного” аула.

Сакен Сейфуллин (1894 - 1938) ввел новый тип декламационного стиха, где подчеркнуто каждое слово, сочетается маршевая четкость и воинственность (его стали называть казахским Маяковским). Сопоставляет прошлое и настоящее, вводит несколько сюжетных линий. У него герой – это не один человек, а весь народ, “масса”. В поэме “Красный конь” (1934) обозначен образ самого автора как писателя-борца, принципиально оцениваются перегибы в ходе коллективизации сельского хозяйства в Казахстане в 30-х гг. Роман “Тернистый путь” (1927) – историко-мемуарный роман о борьбе казахов против царизма. При его участии вышли сборники “Образцы древней казахской литературы” (1931), “Батыры” (1933), “Казахская литература” (1932).

Магжан Жумабаев (1893 - 1938) поэт пластичный и интимный. Интересуется властью “я” над человеком. За ощущение трагизма жизни, образы-символы (Пророк, Тенгри, Ангел, Море, Скакун, Небо), созданный им гимн любви он был назван казахским Есениным. Природа у него – сгусток настроений, мыслей, чувств автора. Мастер психологического рассказа (повесть “Грех Шолпан”). Автор эпических поэм “Коркыт”, “Кобыз Койлыбая”, “Батыр Баян”.

Беимбет Майлин (1894 - 1939) отличался сатирическим и юмористическим дарованием, написал 250 стихотворений, 100 прозаических и драматических произведений, несколько оперных либретто. Он являлся тонким знатоком аульной жизни. Стихи и многие поэмы объединены единым лирическим героем – образом джигита-бедняка Мыркымбая, который или собеседник, или друг, или сам автор, служит зеркалом жизни аула (первый цикл “Мыркымбай” состоит из 20 стихов и 2-х поэм, написан в 1922 году). Рассказы посвящены изучению изменений мировосприятия мира, на его судьбе прослеживается исторический путь казахского батрака..

Литература Великой Отечественной войны – это очерки и корреспонденции о тружениках тыла и героические страницы истории. Жамбыл Жабаев (1846 - 1945) – создатель стихов–импровизаций, высмеивания чванства, самодовольства, образов крупных исторических деятелей. Он сделал музыкальные переложения отрывков из киргизского эпоса “Манас”, восточных поэм “Шахнаме”, “Кёроглы”, “Тысяча и одна ночь”. Жизнеутверждающая основа народной поэзии лежит в основе эпических песен “Об Утегене”, “О Суранчи”, “О Саурыке”, “О Жапаре” и др. Он разрушает привычные историко-литературные деления на устную и письменную, индивидуальную поэзию, так как он не пишет, а поет.

Обратите особое внимание:

1. Почему в творчестве писателей начала ХХ века начинают преобладать малые формы?

2. Почему А.Байтурсынов так ценит словесное искусство? Почему он считает эстетику слова фундаментальной основой “всех других творческих деятельностей человека”? Укажите какие причины натолкнули его на это.

3. А.Байтурсынов утверждал, что язык и речь – это высокохудожественные и точные смысловые формы отражения действительности, а слово – это не простое звуковое выражение или графическое изображение того, о чем думает человек, но фактор, несущий в себе сознательно организованное смысловое начало, содержание и полностью соответствующее этому эстетическое оформление. Докажите это примерами из прочитанных Вами романов начала ХХ века.

Литература

1. История Казахстана (очерк). Алматы, 1993.

2. История Казахстана. “Белые пятна”. Алма-Ата, 1990.

3. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней. Алма-Ата, 1993.

4. Памятники истории и культуры Казахстана. Алма-Ата, 1986.

5. Джуналиев Х. Очерки по истории казахов дореволюционной литературы. Алматы, 1968.

6. Кенжебаев Б. Казахские писатели-демократы начала ХХ века. Алматы, 1958.

7. Букеев // Простор, 1988, № 7; 1989, № 8; 1991, № 11; 1997, № 4.

8. Кудайбердыев //Простор, 1994, № 5.

9. Кудайбердыев //Русский язык и литература в казахской школе, 1996, № 7-8.

10. Кубеев // Русский язык в казахской школе, 1978, № 10.

11. Торайгыров // Простор, 1993, № 10.

12. Культура кочевников на рубеже веков (XIX – XX; XX - XXI): проблема генезиса и трансформации. Алматы, 1995.

13. Репрессированные казахские писатели // Дружба народов, 1990, № 9.

14. Репрессированные казахские писатели // Простор, 1989, № 12.

15. Репрессированные казахские писатели // Заря, 1989, № 12.

16. О своеобразии казахской литературы процесса начала ХХ века. // Известия АН КазССР сер. Филол., 1990, № 2.

17. Сегизбаев О.А. Казахская философия XV – начала ХХ века. Алматы, 1996.

18. Бельгер Г.К. Этюды о переводах Ильяса Джансугурова. – Алматы, 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: