Принципы физического воспитания

Общепедагогические принципы – это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания.

Они отражают основные закономерности обучения и содержат в себе ряд универсальных правил методики, без которых невозможно на высоком качественном уровне решать задачи обучения и воспитания.

Систематическое воздействие физическими упражнениями на организм и психику человека может быть успешным в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий. Они отражают основные и общие положения, а также рекомендации, сделанные из сопоставления данных ряда наук, изучающих разные стороны процесса физического воспитания.

К ним относятся:

1. Принцип сознательности и активности;

2. Принцип наглядности;

3. Принцип доступности и индивидуализации;

4. Принцип прочности;

5. Принцип систематичности.

Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у учащихся осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности. Реализация этого принципа должна приводить к обогащению учащихся знаниями, глубокому пониманию техники различных упражнений, воспитанию сознательного и активного отношения к процессу физического воспитания.

Сознательность – это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность.

Основой сознательности являются предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Сознательность придает обучению воспитывающий характер и в значительной мере способствует формированию высоких морально-психологических и профессиональных качеств личности. В процессе физического воспитания должно быть обеспеченно сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями в целом. Тогда, у учащихся будут созданы достаточно сильные и устойчивые стимулы, побуждающие для занятий.

От учителя физической культуры во многом зависит создание веских мотивов и высоких целей, стимулирующих устойчивый и здоровый интерес его учеников к физическому воспитанию. Для успеха физического воспитания важна сознательная деятельность учащихся в процессе решения каждой задачи, поставленной преподавателем. При постановке каждого требования надо доводить до сознания учащихся его значение. Одна из существенных сторон педагогического мастерства учителя физической культуры заключается в умении возбуждать живой, здоровый интерес к выполнению каждого задания.

Эффективность процесса физического воспитания зависит от того, насколько учащиеся приучены анализировать свои действия и творчески искать путь их улучшения. Это возможно применением таких методов, как словесный разбор, анализ и самоанализ выполняемых действий. Очень существенна роль сознания учащихся при овладении или техникой изучаемых движений. Побуждая к мышлению в процессе овладения и управления движениями, преподаватель создает предпосылки для улучшения двигательных функций.

Активность – это мера или величина проявляемой деятельности, степень его включения в работу. Активность выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков. Активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий, как знание, мотивация, потребности, интересы и цели.

Из данного принципа вытекают следующие требования:

- постановка цели и задач занятия и осознание их учащимися;

- сознательное изучение и освоение двигательных действий в педагогическом процессе;

- осознание способов и возможностей применения приобретенных знаний, умений и навыков в практике жизни;

- воспитание инициативы, самостоятельности и творческого отношения к процессу физического совершенствования.

Повышению сознательности и активности способствует применение учителем специальных методических приемов:

- контроль и оценка действий учащихся;

- направление их внимание на анализ выполнения движений;

- обучение их самоконтролю за своими действиями посредством мышечных ощущений;

- иллюстрация заданий с помощью наглядных пособий;

- использование зрительных и слуховых ориентиров в обучении упражнениям; мысленного воспроизведения разучиваемых движений (идеомоторная тренировка);

- беседа по разбору техники.

В процессе обучения и воспитания ведущая роль принадлежит учителю, но результаты учебного труда зависят в равной степени от учителя и учащегося. Учащиеся должны знать, что сегодня будут делать на уроке, то есть конкретный смысл заданий и понимать их необходимость.

В процессе обучения учитель должен воспитывать у учащихся сознательное отношение к труду, чтобы они активно участвовали в учебном процессе и умели оценивать и контролировать свои действия. Интерес учащихся к уроку зависит от умелого построения урока учителем, от эмоциональности занятий.

Если цель урока детям не ясна, это снижает их активность и работоспособность. В связи с этим необходимо разнообразить средства и методы ведения уроков, разнообразить общеразвивающие упражнения, так как однообразие занятий может привести к психологическим перегрузкам.

В целях повышения активности учащихся, необходимо сообщать им различные сведения о спорте, результаты участия в соревнованиях, поощрять их успехи, привлекать к анализу работы, находить причины ошибок в технике, проектировать задание на дом.

Принцип наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании. Наглядность – это привлечение органов чувств человека в процессе познания. Наглядность в процессе физического воспитания осуществляется в зрительной, звуковой и двигательной формах.

Зрительная наглядность – демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофильмов и др. Она содействует уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений. Роль зрительной наглядности важна на начальных этапах овладения новыми двигательными действиями, а также при совершенствовании и для точнейшей дифференцировки движений.

Звуковая наглядность – различные звуковые сигналы. Она необходима и имеет значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных актов. Она существенно дополняет зрительную наглядность, разделяя с ней ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям. Восприятие через зрительную систему идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему только на уровне представления. Человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме и 25% в зрительной. Если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации.

Двигательная наглядность. Ее значение велико, особенно при освоении сложнейших движений, когда ведущим методом являются направляющая помощь и «проведение по движению». Особенность двигательной наглядности заключается в том, что она обеспечивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил.

Чтобы добиться правильного выполнения упражнений учащимися, необходимо на первых порах обучения создать представление об изучаемом движении. В этих целях учитель сам показывает упражнение, привлекает к показу подготовленного ученика, применять средства наглядности – фото, кинограммы, рисунки, схемы и т.д. Помогают в усвоении материала зрительные ориентиры.

Чтобы обеспечить наглядность в обучении необходимо:

1) заранее определить какую педагогическую задачу учитель будет решать с помощью этого средства наглядности;

2) добиваться всестороннего восприятия движений с помощью различных органов чувств;

3) средства наглядности применять в уроке с учетом возраста и подготовленности детей.

Принцип доступности и индивидуализации в физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям учащихся.

При реализации принципа должна быть учтена готовность учащихся к обучению, выполнению той или иной тренировочной нагрузки и определена мера доступности заданий. Готовность к выполнению заданий зависит от уровня физического и интеллектуального развития учащихся, а также от их субъективной установки, выражающейся в преднамеренном, целеустремленном и волевом поведении.

Назначение принципа доступности и индивидуализации заключается в следующем:

- обеспечить для каждого учащегося наиболее оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств, совершенствования физической работоспособности;

- исключить негативные, вредные последствия для организма человека от чрезмерных, непосильных тренировочных нагрузок, требований, заданий.

Критериями для определения доступных нагрузок и заданий являются:

1) объективные показатели:

- показатели здоровья (артериальное давление, различные функциональные пробы, кардиограммы и др.);

- показатели тренированности (динамика спортивных результатов, динамика роста физических качеств и технической подготовленности, МПК – максимальное потребление кислорода, ЖЕЛ – жизненная емкость легких и др.);

2) субъективные показатели (сон, аппетит, самочувствие, желание тренироваться и участвовать в соревнованиях и др.).

Доступность задач, средств и методов физического воспитания определяются многими факторами, которые можно объединить в группы:

- факторы, характеризующие общие особенности данного контингента учащихся (группы, команды);

- индивидуальные особенности каждого учащегося;

- эта группа возникает в связи с динамикой общих и индивидуальных изменений в процессе физического воспитания;

- особенности задач, средств и методов физического воспитания.

Общие и индивидуальные особенности учащихся постоянно изменяются. Изменяется физиологическое и психическое состояние на протяжении одного занятия, и, следовательно, степень доступности того или иного задания и требования. По ходу многолетнего процесса физического воспитания изменяются особенности и возможности учащихся. В связи с этим постоянно должна пересматриваться доступность средств и методов обучения и воспитания.

Должны приниматься во внимание также особенности самих задач, средств и методов физического воспитания. Оценка их доступности складывается из двух моментов. Во-первых, из оценки их как таковых безотносительно к контингенту учащихся. Во-вторых, из сопоставления этой оценки с факторами, связанными общими и индивидуальными особенностями учащихся в их динамике.

Таким образом, задачи реализации принципа доступности и индивидуализации ставит учителя физической культуры перед сложной меняющейся картиной множества различных факторов, которые нужно постоянно учитывать. При этом необходимо предвидеть дальнейшие изменения всех факторов для перспективного программирования воздействий.

Учебный материал может быть освоен лишь тогда, когда он доступен учащимся. Учителю следует помнить, что доступность материала и его легкость не одно и тоже. Очень легкие упражнения и задания не интересны учащимся и не рациональны, они снижают активность учащихся и интерес к работе. По тем же причинам не следует предлагать учащимся непосильные задания, что ведет к искажению техники движений, к утомлению и потере уверенности.

Задания должны сложными, легкие упражнения и задания не интересны учащимся и не рациональны, они снижают активность учащихся и интерес к работе, планироваться от простого к сложному, от известного к неизвестному. Учителю необходимо помнить, что непосильные задания в уроке могут вызывать функциональное перенапряжение и приводить к травмам.

В уроке физической культуры доступными должны быть:

- техническая сложность упражнений;

- объяснение и показ учителя;

- средства наглядности;

- физическая нагрузка;

- инвентарь и оборудование.

В процессе обучения двигательным действиям важную роль играют учет индивидуальных особенностей учащихся.

В своей работе учитель физической культуры должен постоянно учитывать:

- состояние здоровья и физического развития учащихся;

- уровень их физической подготовленности;

- половые и возрастные особенности;

- реагирование на физическую нагрузку;

- факторы внешней среды;

- анатомические и физиологические особенности.

Работая в процессе обучения над ошибками, характерными для многих учащихся, учитель должен постоянно вести индивидуальную работу, необходимо также учитывать возрастные особенности девушек.

Принцип систематичности и последовательности означает правильную последовательность в применении средств и методов физического воспитания. Необходимо располагать учебный материал в таком порядке, при котором каждое новое задание основывалось на предыдущем, и усиливало положительный эффект.

Создание систематичности в учебном процессе способствует постепенно нарастающей трудности в учебных заданиях и определение системы в разученных упражнениях. А также за счет наращивания объема и интенсивности нагрузок, обеспечивающих развитие физических качеств.

Обеспечение принципа систематичности и последовательности:

- всю работу спланировать заранее, установить заблаговременно последовательность упражнений;

- учитывать результаты предыдущего занятия;

- обеспечить регулярность занятий;

- правильно распределять упражнения по времени;

- рационально чередовать нагрузку и отдых.

Принцип прочности. Принцип прочности в физическом воспитании означает сохранение двигательного навыка в течение более длительного времени. Хорошо закрепленный навык усиленно проявляется в соревнованиях, а плохо закрепленный навык быстро разрушается. Чем осознаннее навык, тем он прочнее.

Закреплению навыка способствует:

- многократное повторение;

- смена условий работы;

- систематический и разнообразный учет знаний и умений учащихся.

К специфическим принципам физического воспитания относятся:

1. Принцип непрерывности процесса физического воспитания.

2. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

3. Принцип постепенного наращивания развивающе – тренирующих воздействий.

4. Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок.

5. Принцип циклического построения занятий.

6. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания

Принцип непрерывности процесса физического воспитания раскрывается в следующих положениях:

1) Процесс физического воспитания – это целостная система, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств. Реализация этого положения определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям».

Закономерности воспитания физических качеств требуют строгой последовательности воздействий физическими упражнениями. Развитие физического качества происходит в результате адаптационных функциональных и морфологических изменений в организме. Это предусматривает строгую последовательность в предъявлении повышенных требований к его функциям. Для этого используются физические нагрузки более высокие, чем те, к которым организм привык.

В многолетнем плане последовательность заключается в тенденции: от общего широкого фундамента физической подготовки к более глубокой и узкой подготовке.

2) При построении системы занятий необходимо обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями.

При обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошло кумуляция (накопление, суммирование) этих эффектов. Следовательно, перерыв между занятиями должен быть оптимальным.

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Это положение, от которого в конечном счете зависит суммарный эффект занятий.

Оперируя различными вариантами отдыха между занятиями (ординарный или полный отдых обеспечивает:

восстановление работоспособности учащихся к началу следующего занятия;

- жесткий отдых предусматривает выполнение очередной нагрузки на фоне недовосстановления работоспособности учащихся;

- суперкомпенсаторный отдых обеспечивает повышенную работоспособность, наступающую при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов, что позволяет на очередном занятии выполнить более значительную, чем на предыдущей нагрузку), а также величиной и направленностью нагрузок можно добиться максимального эффекта при достаточно частом проведении занятий с относительно большой напряженностью.

Учитывая разновременность восстановления различных сторон оперативной работоспособности, можно так построить систему занятий недельного цикла или одного дня, чтобы не было никаких отрицательных последствий и достигался положительный эффект.

Для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха между нагрузками организм может вернуться к прежнему уровню. При более коротких интервалах отдыха работоспособность организма не успевает восстановиться.

Систематическое повторение нагрузок на фоне недовосстановления приведет к снижению работоспособности организма в результате истощения ресурсов. Вначале это будет происходить в физиологических пределах, а затем может привести к перетренированности и глубоким патологическим явлением.

Наилучшим интервалом отдыха будет такой промежуток времени между нагрузками, который потребуется для появления фазы сверхвосстановления (суперкомпенсации). При воспитании физических качеств не во всех случаях целесообразно пользоваться только оптимальными интервалами отдыха. Бывает полезными и ординарные, и укороченные «жесткие» интервалы.

Специфическим для реализации этого принципа является построение четкой системы и последовательности воздействий с учетом «следовых» явлений.

Этим определяется такие методические пути реализации этого принципа, как:

- рациональная повторность заданий;

- рациональное чередование нагрузок и отдыха;

- повторность и вариативность заданий и нагрузок.

Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у учащихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.

Прогрессирующее развитие физических качеств возможно лишь при условии систематического повышения требований к функциональной деятельности организма человека. В основе механизма развития физических качеств лежат приспособительные функциональные перестройки в организме в ответ на физические нагрузки, превышающие по своей величине те, к которым организм приспособился.

Важно выбрать оптимальную нагрузку, понимая под этим ту минимальную величину интенсивности, которая вызывает приспособительные перестройки в организме. Более интенсивное воздействие ведет либо к перенапряжению, либо при чрезмерных требованиях к превышению физиологических возможностей, к срыву нормальной деятельности организма.

У начинающих спортсменов прирост силы происходит в одинаковой степени и при умеренно больших и при околопредельных отягощениях. В этом случае не имеет смысла применять околопредельные и предельные нагрузки во избежание перенапряжения тех систем организма, которые к ним не подготовлены. Повышенная нагрузка оказывает неодинаковое воздействие на различные системы органов. При этом функциональные перестройки протекают быстрее, морфологические – медленнее. Динамика повышения физических нагрузок должна согласовываться со степенью и с характером приспособительных перестроек отдельных систем организма.

Для совершенствования двигательных действий в процессе обучения характерно не только систематическое совершенствование деталей технического приема, но и постепенное изменение техники движений в связи с ростом физических возможностей учащихся. В основе совершенствования двигательных навыков лежит процесс образования различных функциональных систем, соответствующих каждый раз требованиям меняющихся условий осуществления навыков.

Следовательно, основным условием для образования этих систем должно быть систематическое изменение и усложнение требований и заданий по повышению изученных двигательных действий. Успешное и длительное совершенствование двигательных навыков указанным путем невозможно без обеспечения известной меры прочности их основы и поэтапного закрепления достигнутых сдвигов.

Здесь мы сталкиваемся с диалектическим единством таких противоречивых тенденций, как изменчивость в целях совершенствования, сохранность и стабильность достигнутого для обеспечения надежности двигательного навыка в его использовании. В умении правильно разрешить это противоречие и заключается мастерство преподавателя.

Таким образом, принцип постепенного наращивания развивающе-тренировочных воздействий предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма.

Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок. Из этого принципа вытекает три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспитания:

- суммарная нагрузка, используемая в процессе физического воспитания, должна быть такой, чтобы ее применение не вызывало негативных отклонений в здоровье. Это положение предусматривает систематический контроль за кумулятивным эффектом нагрузок;

- по мере адаптации к применяемой нагрузки, то есть перехода приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо увеличение параметров суммарной нагрузки. Чем выше достигнутый уровень подготовленности, тем значительнее увеличение параметров нагрузки;

- использование суммарных нагрузок в физическом воспитании предлагает на отдельных этапах в системе занятий ее или временное снижение, или стабилизацию, или временное увеличение.

В физическом воспитании используются две формы динамики суммарной нагрузки: ступенчато восходящую и волнообразно восходящую. Возможно использование и линейно восходящей формы. Однако ее можно использовать на очень коротких по временным показателям этапах.

Принцип циклического построения занятий. Процесс физического воспитания – это замкнутый круговорот определенных занятий и этапов, образующих циклы.

Различают 3 вида циклов:

- микроциклы (недельные), характеризуются повторностью применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха;

- мезоциклы (месячные), включающие в себя от 2 до 6 микроциклов, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношения средств;

- макроциклы (годичные), в которых разворачивается процесс физического воспитания на протяжении долговременных стадий.

Данный принцип помогает осуществлять построение системы занятий с учетом и в рамках завершенных циклов, а также с учетом прогрессирования кумуляции эффекта занятий, общего хода физического воспитания и поступательного развития общей и специальной подготовленности занимающихся.

Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания. Он обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, то есть применительно к сменяющимся периодам онтогенеза и особенно периодам возрастного физического развития организма (дошкольный, младший, средний, старший возраст).

Вплоть до возрастного созревания направленность физического воспитания должна предусматривать общие широкие воздействия на организм занимающихся. Это выражается в формировании широкого круга двигательных умений и навыков и в разностороннем физическом развитии. В школьный период этот принцип обязывает учитывать при воспитании физических качеств чувствительные зоны, в которых создаются наиболее благоприятные возможности для развития физических качеств человека.

Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания является основополагающим при использовании физического воспитания в процессе многолетних занятий физическими упражнениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: