Основные пути трансформации классно-урочной системы обучения

Классно-урочная система обучения - организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Уроки проводятся по твердому расписанию, составленному на основе учебного плана. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские, учебно-опытные участки.

По каждому из учебных предметов созданы кабинеты, оснащенные необходимым оборудованием и техническими средствами. Занятия по труду проводятся в мастерских и на учебно-опытном участке, занятия по физкультуре - в спортзале и на спортплощадке, уроки биологии и географии могут проводиться также на географической площадке и пришкольном участке.

Исторически классно-урочная система обучения пришла на смену индивидуальной и индивидуально-групповой системам, не обеспечивавшим охвата большого числа учащихся. Утверждение классно-урочной системы относят к деятельности Страсбургской школы И. Штурма (1538).

Она имела отдельные классы, обучение проводилось на основе твердого учебного плана, чередования обучения и отдыха. Классно-урочная система была принята также в иезуитских школах и коллегиумах. В 20-30-х гг. XVI в. классно-урочная система применялась в общедоступных начальных школах Чехии, Польши, Венгрии, Литвы, Саксонии, Брауншвейга, Гольштейна. Теоретическое обоснование классно-урочной системы обучения дал Я.А. Коменский в XVII в. Во второй половине XVIII в. классно-урочная система широко распространилась в школах России. В «Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ» (1782) и Уставе народных училищ (1786) классно-урочная система рассматривалась как основная организационная форма учебной работы.

Развитие классно-урочной системы в России в XIX в. связано главным образом с трудами К.Д. Ушинского.

В первые годы советской власти обучение в средних школах строилось на основе классно-урочной системы. В 1920-е гг. распространились такие формы организации обучения, как Дальтон-план, метод проектов и др. В дальнейшем увлечение этими методами обучения было осуждено как «легкомысленное методическое прожектерство» (постановления ЦК ВКП (б) от 25 августа 1931 г. и 25 августа 1932 г.). Основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе был признан урок. Указывалось, что должны всячески развиваться коллективные формы учебной работы, однако не предусматривалась организация постоянных и обязательных бригад.

В качестве достоинств классно-урочной системы отмечаются организационная упорядоченность системы обучения и руководства ею, систематический и последовательный характер овладения содержанием образования, своеобразное соревнование между учащимися при коллективном характере обучения на уроке. Изучение материала осуществляется планомерно, со сменой видов деятельности. Трудные уроки чередуются с более легкими в соответствии с требованиями школьной гигиены. С классно-урочной системой связана система предметного обучения, предоставляющая учителям возможность специализации.

В 1920-е гг. классно-урочная система подвергалась резкой критике. Ее несостоятельность обосновывалась в разных аспектах: психологическом, педагогическом, социальном. В частности, с психологической точки зрения подчеркивалось, что классно-урочная система не учитывает возрастных особенностей учащихся, которые вынуждены быстро переключать внимание с одного предмета на другой, не могут полностью раскрыть свою индивидуальную одаренность. Например, П. П. Блонский писал: «...уроки чередуются с неизменной последовательностью по расписанию, составленному на полугодие или даже на целый год. На одном уроке занимаются одним вопросом, изучают один «предмет», а на следующем -уже другой «предмет» и другие вопросы, ничего общего не имеющие с предыдущими. Предметы прерывают работу учащихся, уроки растерзывают их «внимание».

В педагогическом плане недостатками классно-урочной системы считались нарушения педагогических требований к организации обучения: работа дробилась на мелкие части, учащиеся не видели ни цели работы, ни ее перспектив. С социальной точки зрения классно-урочная система подвергалась критике за то, что она была ориентирована на воспитание у учащихся пассивного подчинения авторитету, некритичности мысли.

Вместе с тем ориентация классно-урочной системы на среднего ученика создает трудности для слабых и сдерживает развитие способностей более сильных учащихся. Идейно-эмоциональное воздействие учителя на коллектив учащихся при классно-урочной системе приобретает однообразный, неиндивидуализированный характер. К числу недостатков классно-урочной системы относятся также необходимость повторного обучения учащихся, не успевающих по одному - двум предметам; невозможность «досрочного» изучения материала способными учащимися и перевода их в следующий класс; ограниченные возможности организации коллективных форм учебной работы. Недостатком также является, как правило, стандартное построение урока от первого до последнего класса, что вызывает у учащихся неудовлетворенность излишней регламентацией, задерживает развитие их самостоятельности. Но этот недостаток не является обязательным следствием классно-урочной системы, а во многом зависит от учителя. Определенные неудобства вызывает классно-урочная система при осуществлении трудового обучения учащихся.

Творческие поиски ученых-педагогов и учительских коллективов направлены на совершенствование классно-урочной системы обучения, на поиски новых, оптимальных организационных форм обучения, содействующих активизации умственной деятельности школьников, развитию их самостоятельности, осуществлению индивидуального подхода к учащимся.

Под организационной формой обучения следует понимать специально организованную деятельность преподавателя и учащихся, протекающую по установленному порядку и в определенном режиме. Организационные формы характеризуются различным сочетанием коллективного и индивидуального обучения, степенью самостоятельности учащихся в обучении, способами руководства их учением со стороны преподавателя. Выбор форм организации обучения определяется учебно-воспитательными задачами и зависит от содержания и методов учебной работы.

В профессионально-технических учебных заведениях обучение ведется по классно-урочной системе. В применении к училищам профтехобразования классно-урочная система предполагает разделение учащихся на группы в соответствии с уровнем их подготовки, изучаемой профессией, а для некоторых профессий - полом и возрастом. Состав каждой учебной группы является постоянным на протяжении всего периода обучения. Занятия ведутся по твердому расписанию под руководством преподавателя. Изучаемый материал распределяется по частям - урокам, каждый из которых имеет определенную учебную цель.

В классно-урочной системе основной формой организации учебной работы является урок. Под уроком понимается часть учебного процесса, ограниченная определенным отрезком времени и проводимая преподавателем с группой учащихся постоянного состава и одинакового уровня подготовки.

Для урока характерны четкость цели и содержания, неразрывность образовательных и воспитательных задач, выбор наиболее целесообразных методов обучения на каждом этапе, рациональное сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся, организационная четкость, руководящая роль преподавателя. Однако перечисленные требования не исчерпывают и не раскрывают полностью понятия об уроке. Уроки во многом отличаются друг от друга по содержанию, целям, структуре, методам проведения и другим признакам, в том числе зависящим и от личных качеств преподавателя. В этой связи важной является классификация уроков.

В советской дидактике и в педагогической практике наиболее распространена в настоящее время классификация уроков по основной (доминирующей) дидактической цели, решаемой на данном уроке. Такая классификация уроков характерна и для общетехнических и специальных предметов, имеющих, как показывает дидактический анализ, сложную многокомпонентную структуру, определяющую большое разнообразие дидактических целей при их изучении


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: