Структура и схема функционирования функционально-позадачных информационных систем

Рассматривая структуру информационной системы, следует различать объекты управления, для обслуживания которых она создается. Одни объекты функционируют в сфере бизнеса, и тогда информационные системы должны обслуживать бизнес-процессы. Но существуют и такие объекты, где бизнес-процессы отсутствуют, например, налоговое, статистическое, региональное, муниципальное или государственное управление. Характерной чертой такого рода информационных систем является их ориентация на решение локальных, часто плохо связанных между собой управленческих задач. Так как в них существовала жесткая ориентация отдельных подсистем на решение локальных управленческих задач, поэтому их можно назвать функционально-позадачными. Рассмотрим их, так как они достаточно широко распространены в непромышленной сфере.

Для определения информации, необходимой для выполнения той или иной функции управления, и обработки этой информации для управленческого работника функционально-позадачную информационную систему можно условно представить в виде двух частей:

- функциональной;

- обеспечивающей.

Функциональная часть состоит из функциональных подсистем и отражает цели и функции управления в виде моделей различного характера: информационных, математических, статистических и прочих, выражающих суть деятельности того или иного структурного подразделения. С помощью функциональной части определяются операции, осуществляемые работниками управления, их потребности в информации, используемой исходной документации и т. д. Именно в функциональной части осуществляется последовательная трансформация целей управления в функции управления с последующей постановкой задач управления, результаты, решения которых являются либо прямыми предписаниями объекту управления, либо содержат учетные данные. Функциональная часть отображается в проектных материалах и в последствии материализуется в обеспечивающей части.

Создаваться функциональная часть информационной системы может в соответствии с одним из следующих принципов:

- позадачному;

- процессному.

Позадачный принцип появился раньше других. В соответствии с ним информационная система рассматривается как инструмент, предназначенный для поддержки какой-либо функции управления за счет решения соответствующих задач. Примеры задач могут быть следующие: Расчет месячного плана производства; Расчет фактической себестоимости производства; Расчет плана загрузки производственных мощностей и т. д. В этом случае функциональная часть состоит из подсистем, которые привязываются к соответствующим структурным подразделениям, обеспечивая их деятельность.

Обеспечивающая часть ИС состоит из: информационного, программного, технического, правового и другого обеспечения.

Информационное обеспечение – это структурированное множество всех управленческих документов и их машинных носителей, применяемых для автоматизации управления.

Программное обеспечение – это комплекс программ, описаний и инструкций, обеспечивающих создание, отладку и функционирование программ, предназначенных для решения задач управления. Программное обеспечение состоит из двух частей: общее и специальное. Общее состоит из общего системного программного обеспечения и общего прикладного программного обеспечения, а специальное – из специального системного и специального прикладного.

Техническое обеспечение включает в себя средства сбора, регистрации, накопления, передачи, обработки и размножения информации, компьютеры, объединяемые в сеть, сетевое оборудование и каналы связи.

Правовое обеспечение необходимо для регламентации получения, обработки и использования информации. Правовое обеспечение включает: права, обязанности и ответственность персонала, правовые положения особых видов управления, статус информационной системы и др.

На рис. 2.1 представлена структура функционально-позадачной информационной системы, ориентированной на позадачный подход организации ее функциональной части. Для примера выбрана информационная система, обслуживающая муниципальное управление. Такие информационные системы функционирует следующим образом. На вход служб аппарата управления (управление муниципальным имуществом, управление городским хозяйством, управление образованием, культурой и спортом и т.д.) поступают данные из внешней среды и отчетные данные объекта управления.

Прямая связь наполняется содержанием после того, как исходные данные, поступившие от объекта управления и внешней среды, обработаны аппаратом управления. Обработку данных называют решением задач. Результаты решения задач передаются по каналам прямой связи на объект управления (жилищно-хозяйственные конторы, объекты городского хозяйства, образования, культуры и т. д.).

Обратная связь, отражающая фактические состояние объекта управления вместе с информацией, поступившей из внешней среды, направляется в аппарат управления. Из внешней среды поступает общегородская и государственная информация.

Если данный подход к созданию информационных систем используется на промышленном предприятии, то в качестве подсистем будут: Производство, Планирование, Сбыт и т.д., в рамках которых будут решаться соответствующие задачи.

В промышленности постепенно позадачный принцип выделения функциональной части был развит в процессный, что привело к объединению операций, предназначенных не только для осуществления какой-либо одной деятельности, но и нескольких. Практика показала, что эффективным является объединение тех операций, которые ориентированы на конечный результат, то есть производство продукции или услуги. Такие совокупности операций получили название бизнес-процессов. При такой организации функциональная часть информационной системы уже не могла привязываться к конкретным функциям управления и отдельным структурным подразделениям. Вместо функциональных подсистем появились функциональные модули, куда включаются операции, выполняемые в разных структурных подразделениях.

Например, финансовый модуль интегрированной информационной системы MS Navision включает такие блоки как учет, планирование, анализ и т.д. (см. рис. 2.2), которые в функционально-позадачной системе входили в разные подсистемы.

Функции, выполняемые данной информационной системой, ориентированы на поддержку бизнес-процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: