Метод экономической теории

Слово «метод» (от греческого methodos – «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом.

Одним из основных методов изучения экономических явлений и процессов является диалектический метод, единый для всех наук метод, в рамках которого все процессы и явления изучаются во взаимосвязи и развитии, причем развитие осуществляется от низшего к высшему.

Следующий уровень методов экономической теории - общенаучные методы, которые представляют собой инструменты и приемы, с помощью которых изучаются те или иные аспекты экономической действительности. Общенаучные методы являются универсальными, так как могут быть использованы при анализе различных ситуаций. К этим методам относят анализ и синтез, индукции и дедукции, абстракции, математические методы.

Метод анализа - это расчленение объекта на отдельные элементы и изучение взаимосвязи между ними, синтез - соединение отдельных элементов в единое целое.

Экономические процессы невозможно изучать так, как исследуются процессы в естественных науках, так как они не протекают в «чистом виде», а переплетаются с социальными, политическими, таким образом, их можно понять, только используя метод научной абстракции. Он предполагает очищение исследуемого предмета от частного, случайного, переходящего и выделение существенного, постоянного, типичного. Результат научной абстракции- категории, понятия, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов (например – цена, прибыль, рента).

При исследовании действительности экономическая мысль развивается постепенно от накопления фактов, систематизации и обобщений к формулировке теоретических принципов и положений. Этот подход получил название метод индукции - выведение общих положений из частных факторов, т.е. движение от частного к общему.

Зачастую экономические задачи решаются, начиная с уровня теории, а затем проверяют или отвергают данную теорию, обращаясь к фактам. Еще не проверенная фактами теория есть гипотеза, а такой подход в познании - методом дедукции- выведение частных суждений из общих положений, т.е. движение от общего к частному.

Хотя методы индукции и дедукции считаются противоположными, в процессе анализа их сложно разделить, они взаимосвязаны и обеспечивают двойственность метода науки: сформулированные дедуктивным методом гипотезы являются ориентирами для экономистов при сборе и систематизации эмпирических данных, а в свою очередь, представление о реальном мире является предпосылкой для формулировки сложных теорий.

В экономической теории также используются различные специфические методы, применимые только к анализу экономических процессов: графические, экономического моделирования, экономического эксперимента, функциональный анализ.

Метод графических изображений используется для описания разного рода экономических процессов в виде схем, таблиц, графиков, диаграмм, позволяющих наглядно демонстрировать те или иные зависимости.

Метод экономического моделирования - упрощенное, формализованное описание экономической реальности с помощью математических методов и алгоритмов. При построении моделей игнорируются многочисленные второстепенные детали, усложняющие выявление определенных связей и закономерностей, что позволяет лучше понимать и описывать взаимосвязи между экономическими фактами и процессами. Практическое использование данные методы получили в моделировании различных экономических ситуаций и процессов, а также - в теории деловых игр.

Экономический эксперимент - искусственное воспроизведение экономических процессов в определенных специально созданных и контролируемых условиях с целью их изучения и практического применения. Экспериментирование как метод познания может осуществляться как на микро-, так и на макроуровне. Однако эксперименты не должны насильственно ломать естественные экономические процессы, «втискивать» реальную экономическую жизнь в рамки искусственных конструкций. Таким образом, экономический эксперимент – научно поставленный опыт в экономической области с целью проверки эффективности намеченных хозяйственных мероприятий.

Функциональный анализ – рассмотрение одних экономических явлений и процессов как независимых, а других - как зависимых, производных. При изучении, например, влияния цены данного товара на величину спроса, цена рассматривается как независимая переменная (аргумент), а рыночный спрос - как зависимая (функция) при неизменных прочих условиях. Многие функциональные зависимости в экономической теории исследуются с применением метода предельного анализа. Предельная величина в экономической науке – дополнительная величина. Так, предельная полезность выступает как дополнительная полезность, получаемая потребителем от использования дополнительной единицы продукта; предельный доход – дополнительный доход, получаемой фирмой от продажи дополнительной единицы продукции; предельные издержки – дополнительные издержки по производству дополнительной единицы продукции и т.д. Важнейшим принципом экономического анализа является сопоставление предельных выгод и предельных затрат при оценке состояния и перспектив деятельности экономических агентов. Таким образом, методы, используемые в экономической теории, достаточно разнообразны, они дают возможность всестороннего изучения экономических явлений и процессов.

Вопросы для самопроверки

1. В каких значениях используется термин «экономика»?

2. Какова структура экономической теории?

3. Какие проблемы изучает раздел микроэкономика?

4. Какие проблемы изучает раздел макроэкономика?

5. Какие проблемы изучает раздел мировая экономика?

6. В чем заключается познавательная функция экономической теории?

7. В чем заключается методологическая функция экономической теории?

8. В чем заключается практическая функция экономической теории?

9. В чем суть экономической политики и как она связана с экономической теорией?

10. В чем суть метода анализа и синтеза в экономических исследованиях?

11. В чем суть метода индукции и дедукции в экономических исследованиях?

12. В чем суть метода экономического эксперимента в экономических исследованиях?

13. В чем суть метода экономического моделирования в экономических исследованиях?

14. В чем суть метода функционального анализа в экономических исследованиях?

15. В чем суть метода графических изображений в экономических исследованиях?

Список литературы

1. История экономических учений / под ред. В.Автономова: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 784 с.

2. Курс экономики: учебник/ под ред. Б.А.Райзберга. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 672 с.

3. Гусейнов Р.М. Экономическая история. История экономических учений: учебник. – М.: ОМЕГА-Л, 2006. – 304 с.

4. Титова Н.Е. История экономических учений. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 288 с.

5. Ковалев И.И. История экономики и экономических учений. – Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2005. – 544 с.

6. Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М.: Экономика, 2006. – 296 с.

7. Булатов А.С. Экономика. – М.: БЕК, 2006. – 832 с.

8. Основы общей экономической теории: учеб. пособие/Б.В.Зайцев и др.; под общ. ред. И.А.Хисамутдинова.-Уфа: Изд-во УГНТУ, 2002

9. Курс рыночной экономики: учеб. пособие / под. общ. ред. И.А. Хисамутдинова. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2007.- 293с.

ТЕСТЫ

1. Экономическая теория структурно не включает:

а) микроэкономику;

б) мировую экономику;

в) макроэкономику;

г) супермакроэкономику.

2. Какое из положений не имеет отношение к предмету экономической теории:

а) экономические ресурсы;

б) эффективное использование ресурсов;

в) неограниченные ресурсы;

г) максимизация удовлетворения потребностей.

3. Если исследуется экономика как целостная система, то это анализ:

а) микроэкономический;

б) макроэкономический;

в) позитивный;

г) нормативный.

4. Позитивная экономическая теория изучает:

а) что есть;

б) что должно быть;

в) оценочные суждения;

г) положительные тенденции в экономическом развитии.

5. Позитивная экономика занимается:

а) определением имеющихся ресурсов;

б) поиском путей выхода из кризиса;

в) принятием решений по тем или иным социально-экономическим процессам;

г) выявлением содержательной стороны экономических процессов и явлений, взаимосвязанных как внутри них, так и между ними.

6. Нормативная экономика занимается:

а) исследованием фактов, процессов с целью выявления их сущности;

б) выявлением взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями;

в) определением взаимосвязи между природой и обществом;

г) использованием экономических законов и принципов при решении определенных социально-экономических задач.

7. Экономическая теория:

а) пригодна только для изучения рыночных систем;

б) пригодна для изучения всех экономических систем;

в) не может быть пригодна для изучения административно-командных экономических систем;

г) все предыдущие ответы верны.

8. Общий уровень безработицы, инфляции в экономической системе изучается в курсе:

а) микроэкономика;

б) макроэкономика;

в) менеджмент;

г) маркетинг.

9. Какая из перечисленных задач является основной для экономической системы:

а) определить технические условия производства;

б) ликвидировать инфляцию и безработицу;

в) установить справедливое общественное устройство;

г) скоординировать действие отдельных экономических субъектов.

10. Экономическая модель не является:

а) идеальным типом экономики;

б) инструментом для экономических прогнозов;

в) комплексом экономических принципов;

г) объяснением, как функционирует экономика и ее отдельные секторы.

11. К системным экономическим наукам не относится:

а) эконометрия;

б) менеджмент;

в) экономическая география;

г) математика.

12. Что из перечисленного изучает микроэкономика:

а) производство в масштабе всей экономики;

б) численность занятых в народном хозяйстве;

в) общий уровень цен;

г) экономическое поведение потребителя.

13. Мезоэкономика изучает:

а) влияние курса рубля на объем импорта;

б) влияние курса рубля на функционирование фирм;

в) эффективность производства фирмы А;

г) конкуренцию между фирмой А и фирмой В.

14. Мезоэкономика как раздел экономической теории изучает явления и процессы на уровне:

а) отдельно взятого предприятия;

б) отдельных отраслей и сфер народного хозяйства;

в) национальной экономики;

г) мирового хозяйства.

15. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:

а) роль государства в экономике;

б) глобальные тенденции экономического развития человечества;

в) процессы, происходящие в национальной экономике в целом;

г) процессы, происходящие на уровне отдельного предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: