Слово «метод» (от греческого methodos – «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом.
Одним из основных методов изучения экономических явлений и процессов является диалектический метод, единый для всех наук метод, в рамках которого все процессы и явления изучаются во взаимосвязи и развитии, причем развитие осуществляется от низшего к высшему.
Следующий уровень методов экономической теории - общенаучные методы, которые представляют собой инструменты и приемы, с помощью которых изучаются те или иные аспекты экономической действительности. Общенаучные методы являются универсальными, так как могут быть использованы при анализе различных ситуаций. К этим методам относят анализ и синтез, индукции и дедукции, абстракции, математические методы.
Метод анализа - это расчленение объекта на отдельные элементы и изучение взаимосвязи между ними, синтез - соединение отдельных элементов в единое целое.
|
|
Экономические процессы невозможно изучать так, как исследуются процессы в естественных науках, так как они не протекают в «чистом виде», а переплетаются с социальными, политическими, таким образом, их можно понять, только используя метод научной абстракции. Он предполагает очищение исследуемого предмета от частного, случайного, переходящего и выделение существенного, постоянного, типичного. Результат научной абстракции- категории, понятия, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов (например – цена, прибыль, рента).
При исследовании действительности экономическая мысль развивается постепенно от накопления фактов, систематизации и обобщений к формулировке теоретических принципов и положений. Этот подход получил название метод индукции - выведение общих положений из частных факторов, т.е. движение от частного к общему.
Зачастую экономические задачи решаются, начиная с уровня теории, а затем проверяют или отвергают данную теорию, обращаясь к фактам. Еще не проверенная фактами теория есть гипотеза, а такой подход в познании - методом дедукции- выведение частных суждений из общих положений, т.е. движение от общего к частному.
Хотя методы индукции и дедукции считаются противоположными, в процессе анализа их сложно разделить, они взаимосвязаны и обеспечивают двойственность метода науки: сформулированные дедуктивным методом гипотезы являются ориентирами для экономистов при сборе и систематизации эмпирических данных, а в свою очередь, представление о реальном мире является предпосылкой для формулировки сложных теорий.
|
|
В экономической теории также используются различные специфические методы, применимые только к анализу экономических процессов: графические, экономического моделирования, экономического эксперимента, функциональный анализ.
Метод графических изображений используется для описания разного рода экономических процессов в виде схем, таблиц, графиков, диаграмм, позволяющих наглядно демонстрировать те или иные зависимости.
Метод экономического моделирования - упрощенное, формализованное описание экономической реальности с помощью математических методов и алгоритмов. При построении моделей игнорируются многочисленные второстепенные детали, усложняющие выявление определенных связей и закономерностей, что позволяет лучше понимать и описывать взаимосвязи между экономическими фактами и процессами. Практическое использование данные методы получили в моделировании различных экономических ситуаций и процессов, а также - в теории деловых игр.
Экономический эксперимент - искусственное воспроизведение экономических процессов в определенных специально созданных и контролируемых условиях с целью их изучения и практического применения. Экспериментирование как метод познания может осуществляться как на микро-, так и на макроуровне. Однако эксперименты не должны насильственно ломать естественные экономические процессы, «втискивать» реальную экономическую жизнь в рамки искусственных конструкций. Таким образом, экономический эксперимент – научно поставленный опыт в экономической области с целью проверки эффективности намеченных хозяйственных мероприятий.
Функциональный анализ – рассмотрение одних экономических явлений и процессов как независимых, а других - как зависимых, производных. При изучении, например, влияния цены данного товара на величину спроса, цена рассматривается как независимая переменная (аргумент), а рыночный спрос - как зависимая (функция) при неизменных прочих условиях. Многие функциональные зависимости в экономической теории исследуются с применением метода предельного анализа. Предельная величина в экономической науке – дополнительная величина. Так, предельная полезность выступает как дополнительная полезность, получаемая потребителем от использования дополнительной единицы продукта; предельный доход – дополнительный доход, получаемой фирмой от продажи дополнительной единицы продукции; предельные издержки – дополнительные издержки по производству дополнительной единицы продукции и т.д. Важнейшим принципом экономического анализа является сопоставление предельных выгод и предельных затрат при оценке состояния и перспектив деятельности экономических агентов. Таким образом, методы, используемые в экономической теории, достаточно разнообразны, они дают возможность всестороннего изучения экономических явлений и процессов.
Вопросы для самопроверки
1. В каких значениях используется термин «экономика»?
2. Какова структура экономической теории?
3. Какие проблемы изучает раздел микроэкономика?
4. Какие проблемы изучает раздел макроэкономика?
5. Какие проблемы изучает раздел мировая экономика?
6. В чем заключается познавательная функция экономической теории?
7. В чем заключается методологическая функция экономической теории?
8. В чем заключается практическая функция экономической теории?
9. В чем суть экономической политики и как она связана с экономической теорией?
10. В чем суть метода анализа и синтеза в экономических исследованиях?
11. В чем суть метода индукции и дедукции в экономических исследованиях?
12. В чем суть метода экономического эксперимента в экономических исследованиях?
|
|
13. В чем суть метода экономического моделирования в экономических исследованиях?
14. В чем суть метода функционального анализа в экономических исследованиях?
15. В чем суть метода графических изображений в экономических исследованиях?
Список литературы
1. История экономических учений / под ред. В.Автономова: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 784 с.
2. Курс экономики: учебник/ под ред. Б.А.Райзберга. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 672 с.
3. Гусейнов Р.М. Экономическая история. История экономических учений: учебник. – М.: ОМЕГА-Л, 2006. – 304 с.
4. Титова Н.Е. История экономических учений. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 288 с.
5. Ковалев И.И. История экономики и экономических учений. – Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2005. – 544 с.
6. Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М.: Экономика, 2006. – 296 с.
7. Булатов А.С. Экономика. – М.: БЕК, 2006. – 832 с.
8. Основы общей экономической теории: учеб. пособие/Б.В.Зайцев и др.; под общ. ред. И.А.Хисамутдинова.-Уфа: Изд-во УГНТУ, 2002
9. Курс рыночной экономики: учеб. пособие / под. общ. ред. И.А. Хисамутдинова. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2007.- 293с.
ТЕСТЫ
1. Экономическая теория структурно не включает:
а) микроэкономику;
б) мировую экономику;
в) макроэкономику;
г) супермакроэкономику.
2. Какое из положений не имеет отношение к предмету экономической теории:
а) экономические ресурсы;
б) эффективное использование ресурсов;
в) неограниченные ресурсы;
г) максимизация удовлетворения потребностей.
3. Если исследуется экономика как целостная система, то это анализ:
а) микроэкономический;
б) макроэкономический;
в) позитивный;
г) нормативный.
4. Позитивная экономическая теория изучает:
а) что есть;
б) что должно быть;
в) оценочные суждения;
г) положительные тенденции в экономическом развитии.
5. Позитивная экономика занимается:
а) определением имеющихся ресурсов;
б) поиском путей выхода из кризиса;
в) принятием решений по тем или иным социально-экономическим процессам;
г) выявлением содержательной стороны экономических процессов и явлений, взаимосвязанных как внутри них, так и между ними.
|
|
6. Нормативная экономика занимается:
а) исследованием фактов, процессов с целью выявления их сущности;
б) выявлением взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями;
в) определением взаимосвязи между природой и обществом;
г) использованием экономических законов и принципов при решении определенных социально-экономических задач.
7. Экономическая теория:
а) пригодна только для изучения рыночных систем;
б) пригодна для изучения всех экономических систем;
в) не может быть пригодна для изучения административно-командных экономических систем;
г) все предыдущие ответы верны.
8. Общий уровень безработицы, инфляции в экономической системе изучается в курсе:
а) микроэкономика;
б) макроэкономика;
в) менеджмент;
г) маркетинг.
9. Какая из перечисленных задач является основной для экономической системы:
а) определить технические условия производства;
б) ликвидировать инфляцию и безработицу;
в) установить справедливое общественное устройство;
г) скоординировать действие отдельных экономических субъектов.
10. Экономическая модель не является:
а) идеальным типом экономики;
б) инструментом для экономических прогнозов;
в) комплексом экономических принципов;
г) объяснением, как функционирует экономика и ее отдельные секторы.
11. К системным экономическим наукам не относится:
а) эконометрия;
б) менеджмент;
в) экономическая география;
г) математика.
12. Что из перечисленного изучает микроэкономика:
а) производство в масштабе всей экономики;
б) численность занятых в народном хозяйстве;
в) общий уровень цен;
г) экономическое поведение потребителя.
13. Мезоэкономика изучает:
а) влияние курса рубля на объем импорта;
б) влияние курса рубля на функционирование фирм;
в) эффективность производства фирмы А;
г) конкуренцию между фирмой А и фирмой В.
14. Мезоэкономика как раздел экономической теории изучает явления и процессы на уровне:
а) отдельно взятого предприятия;
б) отдельных отраслей и сфер народного хозяйства;
в) национальной экономики;
г) мирового хозяйства.
15. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:
а) роль государства в экономике;
б) глобальные тенденции экономического развития человечества;
в) процессы, происходящие в национальной экономике в целом;
г) процессы, происходящие на уровне отдельного предприятия.