Доходы и расходы бюджета РФ по годам (млрд руб.)

Показатели 2000г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007г.
ВВП            
Доходы 797,2 2418,0 2742,8 3326,0 5046,0 6965,3
Расходы 855,1 2346,0 2659,4 3048,0 4270,0 5463,5
Дефицит 57,9 - - - - -
Профицит - 72,0 83,4 278,0 776,0 1501,8
Инфляция (%)       7,5-8,5 8,5 6,5-8

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды, которые представляют собой денежные средства государства, имеющие целевое назначение. Внебюджетные средства концентрируются в специальных фондах, предназначенных для определенных нужд. К внебюджетным фондам относятся: пенсионный фонд; фонд медицинского страхования; фонд занятости и т.п. Число внебюджетных фондов постоянно увеличивается. Так, например, в США их насчитывается свыше 800. Общей материальной основой всех доходов бюджета и внебюджетных фондов является перераспределение национального дохода. Важнейшим рычагом такого перераспределения являются налоги.

Финансовая политика государства в конечном итоге сводится к двум взаимосвязанным направлениям деятельности государства, которые выступают как фискальная политика:

- во-первых, это политика формирования доходов бюджета;

- во-вторых, формирование структуры государственных расходов.

В задачу проведения финансовой политики входит также регулирование бюджетов различных уровней: федерального, регионального и местного, которые принято называть бюджетной политикой.

Отличительной особенностью бюджетного регулирования в Российской Федерации является разработка бюджета на трехлетний период (2009-2011гг.) Такой опыт используется в стране впервые и преследует цель упорядочения межбюджетных отношений между федеральным бюджетом и бюджетами регионов. Составление трехгодичного бюджета способствует стабилизации налогообложения доходов юридических и физических лиц, предвидению и оптимизации расходов бюджета, совершенствованию финансирования приоритетных структур экономики и социальных сфер.

Политика межбюджетных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации вытекают из новаций бюджетного законодательства. Разработаны документы, регулирующие эти отношения, среди которых особое значение имеет «Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами».

Задачи укрепления финансовой самостоятельности регионов, их конкретные решения нашли отражение в федеральном бюджете на 2009-2011гг.

В трехлетнем бюджете с разбивкой по годам выделены трансферты на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. Они сосредоточены в Фонде финансовой поддержки регионов. В этом Фонде на 2009 и 2010гг. предусмотрен нераспределенный резерв – 15 и 20% соответственно.

Проводимая в стране финансовая политика оказывает существенное влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, обеспечивая тенденцию сближения их к равновесию, или, наоборот, к дисбалансированности.

По темпам роста доходов и расходов бюджета по годам можно достоверно судить о развитии экономики страны и темпах роста ВВП и ВНП.

Бюджет, как правило, проходит три чтения в Государственной Думе.

В первом чтении утверждаются общие показатели доходов и расходов бюджета.

Во втором чтении рассматриваются отдельные статьи доходов и расходов.

В третьем чтении после внесения поправок и изменений утверждается бюджет окончательно.

Следующим этапом прохождения бюджета является его утверждение высшей палатой – Советом Федерации.

Окончательно бюджет утверждается Указом президента, после чего он приобретает законную силу и вступает в действие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: