Финансовая политика и государственный бюджет

Организатором денежного обращения выступает только государство. Уже одна эта функция объективно придает государству роль «регулятора» рыночной экономики, так как денежное обращение оказывает существенное влияние на динамику рыночных процессов. Всю систему денежных отношений в обществе принято называть финансами. В более узком смысле финансы – это совокупность денежных средств, располагаемых государством. Основная часть этой совокупности представлена в государственном бюджете, который и является главным инструментом финансового регулирования рыночной экономики.

Государственные финансы являются одновременно рычагом перераспределения валового внутреннего продукта. Финансовые отношения являются неотъемлемой частью общих экономических отношений любого общества. В систему государственных финансов входит государственный бюджет и внебюджетные фонды, а также финансовые ресурсы государственных предприятий.

От финансовой политики, проводимой государством, зависит решение многих экономических проблем, стоящих перед страной. Это прежде всего политика распределения денежных ресурсов государства, представленных в доходах бюджета. Задачи инвестирования в экономику, повышение уровня жизни населения, решение крупных государственных программ по ускорению научно-технического прогресса, обороноспособность страны всецело зависят от проводимой финансовой политики.

Главная роль в системе государственных финансов принадлежит государственному бюджету, структура которого зависит от государственного устройства страны. В странах с унитарным устройством бюджетная система состоит из государственного и местного бюджетов, с федеративным устройством она образует трехступенчатую систему: федеральный бюджет, бюджеты регионов и местные бюджеты. Совокупная сумма бюджетов различных уровней составляет консолидированный бюджет. Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и доходов, которые обеспечивают их покрытие. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики.

На федеральном уровне формируется государственный бюджет, представляющий собой основной финансовый баланс страны. Здесь находят отражение источники доходов и направления использования централизованных финансов. Наряду с ним разрабатываются бюджеты субъектов Федерации (автономных республик и областей), а также бюджеты муниципальных образований (городские, районные, поселковые).

В результате неравномерности экономического развития регионов Российской Федерации одни регионы выступают как бюджетообразующие (доноры), а другие регионы балансируют свои бюджеты, получая дотации и субсидии (реципиенты). В России из 83 регионов 10 из них часть налоговых поступлений перечисляют в федеральный бюджет:

- Москва;

- Санкт-Петербург;

- Московская область;

- Самарская область;

- Свердловская область;

- Красноярский край;

- Республика Башкортостан;

- Республика Татарстан;

- Ямало-Ненецкий автономный округ;

- Ханты-Мансийский автономный округ.

Контроль за проведением бюджетной политики, эффективным управлением доходами и расходами осуществляется Счетной палатой и Федеральным Казначейством Российской Федерации. В 2002 г. дополнительно для контроля за финансовыми потоками образован Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ).

Структура доходов и расходов бюджета, их объемы всецело зависят от темпов экономического роста (табл. 9.1)

Таблица 9.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: