Поэтапность в процессе обучения

Основой успешного обучения начинающих стрелков явля­ется правильная методика проведения учебно-тренировоч­ных занятий. Сущность метода начального обучения состоит в том, что на первом занятии обучаемые знакомятся с осно­вами техники стрельбы из пистолета, потом разучивают ее отдельные элементы, а на последующих занятиях с учетом приобретенных знаний и умений отрабатывают и совершен­ствуют приемы стрельбы на более качественном уровне. В связи с этим в процессе обучения технике стрельбы можно выде­лить следующие этапы.

Первый этап включает в себя обучение:

– изготовке для стрельбы;

– способу удержания оружия (хвату);

– управлению дыханием во время стрельбы;

– совмещению прицельных приспособлений;

– наведению и удержанию оружия в районе прицеливания;

– управлению спуском отдельно без прицеливания;

– управлению спуском одновременно с прицеливанием.
На втором этапе необходимо совершенствовать умения и навыки, приобретенные в процессе первого этапа, и научить технике выполнения прицельного выстрела в целом.

На третьем этапе – развивать технику стрель­бы из пистолета, а также физические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость) в целях форми­рования готовности применения оружия к действиям в ре­альных условиях, то есть научить обучаемых вести огонь из любых положений (с двух рук, навскидку, от бедра, сидя, лежа и т. д.) и в динамике (в процессе преследования пре­ступника).

На четвертом этапе – совершенствовать ранее приобре­тенные навыки и воспитывать психологическую устойчивость при обращении с огнестрельным оружием. Делать это необ­ходимо на фоне больших физических нагрузок, шумовых, све­товых эффектов, в условиях темноты. Для совершенствова­ния навыков стрельбы целесообразно отрабатывать возмож­ные варианты различных реальных ситуаций в виде конкрет­ных заданий.

Предложенная последовательность в обучении к овладению огнестрельным оружием позволит в короткий срок подгото­вить сотрудников УИС к умелому и эффективному использованию табельного ору­жия в реальных условиях. Более подробно остановимся на первых двух этапах начального обучения.

При изучении и отработке вопросов первых двух этапов це­лесообразно проводить следующие виды стрелковых трени­ровок.

Тренировка в холостой стрельбе (стрельба без выст­рела) – это одно из основных упражнений индивидуальной подготовки стрелка, которое в основном способствует фор­мированию согласованных действий обучаемого, конечным результатом которых является меткий выстрел в начальном периоде обучения. Холостой стрельбе необходимо уделять особое внимание. Ее выполняют стрелки всех уровней подго­товленности, так как она сохраняет свое значение не только в процессе начального периода обучения, но и на всем протя­жении занятий стрелковым спортом и огневой подготовкой. Рекомендуется стрельбу без выстрела проводить с использо­ванием подготовительных упражнений в определенной последо­вательности:

а) изучение изготовки для стрельбы. Важно, чтобы обуча­емые с первых дней занятий научились принимать правиль­ную изготовку.Она должна быть удобной и в то же время спо­собствовать удержанию оружия в руке для выполнения серии прицельных выстрелов. Одновременно отрабатываются дей­ствия по командам: «На огневой рубеж шагом марш», «Заря­жай», «Огонь», «Оружие к осмотру», которые в последующем должны быть доведены до автоматизма. Как руководители за­нятий, так и обучаемые обязаны на первых занятиях особое внимание обращать на четкость и правильность выполнения приемов и действий.

В процессе принятия изготовки к стрельбе могут быть до­пущены следующие ошибки: неправильное положение ног, «скрученность» корпуса, большой угол разворота корпуса по отношению к цели, чрезмерное выпрямление напряженной руки в локтевом суставе, держащей пистолет.

Перечисленные ошибки являются результатом недоработ­ки на начальном периоде обучения, поэтому для закрепления прочных навыков необходимо своевременно выявлять недочеты и способствовать их исправлению. Из практики известно, что предупреждать ошибки легче, чем исправлять, следовательно, необходимо обращать особое внимание на пре­дупреждение ошибок и устранение причин их возникновения. Основными условиями, обеспечивающими предупреждение ошибок при обучении, являются:

– четкий показ и объяснение техники выполнения приемов
и действий;

– тщательное первоначальное разучивание упражнений;

– использование подготовительных упражнений;

– своевременное оказание помощи;

– тщательная подготовка мест занятий, инвентаря и обору­дования.

Для совершенствования техники изготовки для стрельбы стоя с руки и воспитания выносливости можно выполнять уп­ражнение: поднимание, удержание руки на уровне глаз с тя­желым предметом и опускание руки. Это упражнение дает на­грузку на определенные группы мышц, которые испытывают напряжение при выполнении аналогичных действий с оружи­ем. Его можно выполнять как во время тренировок, так и в пе­рерывах между занятиями, в свободное время, в домашних условиях. В качестве тяжелого предмета можно использовать гантель, утюг, графин с водой и т. д. На занятиях это упражнение следует выполнять только с оружием;

б) изучение хвата. Немаловажное значение в производстве прицельного выстрела имеет стабильный, однообразный хват. Для этого пистолет необходимо удерживать так, чтобы он не вылетел из руки после выстрела.

Отработка правильного хвата достигается целенаправлен­ными тренировками обучаемых. При выполнении учебных стрельб приходится сталкиваться с целым рядом ошибок, ко­торые отрицательно влияют на результативность стрельбы. Рассмотрим наиболее характерные из них:

– мелкий хват.Пистолет лежит выступом рамки в разре­зе большого и указательного пальцев, а большой палец расположен на рукоятке пистолета и удален от спусковой скобы вниз. При стрельбе с мелким хватом пули уходят вверх, так как в результате отдачи пистолет опрокидыва­ется вверх из-за отсутствия точки опоры рамкой в кисть руки;

– чрезмерное зажимание пистолета.Эта ошибка часто бы­вает у начинающих стрелков вследствие боязни выстрела. Об­наружив ее, необходимо разъяснить обучаемому влияние этой ошибки на меткость стрельбы и путем систематического са­моконтроля стремиться избавиться от нее;

– сильное давление на затвор или рамку большим паль­цемприводит к отклонению пуль влево или влево вверх;

– положение пальца на спусковом крючке.При глубоком наложении указательного пальца на спусковой крючок и на­жатии на него средней фалангой пистолет будет отклоняться влево, поэтому для определения положения пальца на спус­ковом крючке необходимо исходить из длины пальцев стре­ляющего;

Обнаружив ошибку у стрелка, преподаватель разъясняет ее, показывает преимущество правильного положения пальца на спусковом крючке и, осуществляя персональный контроль за стрелком, способствует устранению этой ошибки;

в) удержание ровной мушки. Для производства качествен­ного выстрела необходимо научить обучаемых устойчиво удерживать ровную мушку в районе прицеливания.

В связи с этим можно использовать следующие упражнения:

– удерживая ровную мушку, обводить щит с мишенью или
ее контур сначала по часовой, затем против часовой стрелки;

– удлинить линию прицеливания за счет установки в стволе
пистолета рейки (алюминиевой трубки) длиной 30–40 см, на
конце которой крепится мушка толщиной 1,5–2 мм. Удлинен­ная таким способом прицельная линия дает возможность бо­лее качественно совершенствовать устойчивое положение мушки в прорези прицела;

– выполнять прицеливание с двух рук или с упора.

Основной ошибкой в прицеливании при стрельбе из пис­толета является стремление стрелка точно удерживать пис­толет в точке прицеливания, что практически сделать невоз­можно. Если при стрельбе из других видов оружия можно длительное вре­мя удерживать ровную мушку в прорези прицела и в точке прице­ливания, то при стрельбе из пистолета с вытянутой рукой это сделать трудно, так как пистолет постоянно вместе с рукой будет проводить колебательные движения. Этих движений опасать­ся не следует. Стрелок должен все свое внимание обратить на удержание ровной мушки в прорези целика и помнить, что колебательные движения постепенно уменьшаются в зави­симости от числа и качества тренировок.

При прицеливании стрелок иногда удерживает высокую, мелкую мушку или с отклонением ее от центра прорези цели­ка вправо или влево. При этом пули будут уходить в сторону придерживания мушки.

Для определения ошибок, допускаемых стрелком в процес­се прицеливания, необходимо иметь ортоскоп или боковое стекло. При их использовании следует помнить, что боковое стекло дает обратное изображение, а ортоскоп – прямое.

При прицеливании стрелок должен со­средоточиться на выравнивании мушки в прорези целика и помнить, что результат стрельбы будет лучше при от­клонении пистолета от точки прицеливания, чем при отклонении мушки в прорези.

Нельзя забывать, что при длительном прицеливании устает глаз и на мушке в прорези появляется белая пелена, которую неопытные стрелки принимают за истинное положение муш­ки, допуская большое ее отклонение. Чтобы устранить неяс­ную видимость мушки в прорези, необходимо закрыть глаз и сразу открыть его (как бы моргнуть) или сделать паузу в при­целивании.

В процессе практических занятий, тренировок важно посто­янно напоминать обучаемым, что качество стрельбы из пис­толета зависит от того, насколько четко и ровно видна мушка в прорези.

г) отработка спуска. Спуск курка является заключительным и важным этапом производства меткого выстрела, поэтому с первых тренировок необходимо добиваться от обучаемых пра­вильной отработки спуска. Процесс нажатия на спусковой крючок от задержки дыхания до выстрела должен колебаться в пределах от 7 до 11 с. У стрелков, которые чрез­мерно затягивают выстрел, результат, как правило, бывает не­высокий. Кроме того, наш глаз наиболее четко видит положе­ние мушки в прорези в пределах 7–11 с. Нажимать на спусковой крючок необходимо плавно, так как рывок отклоняет дульную часть пистолета влево вниз и, естественно, пули уходят в том же направлении.

Пистолет Макарова (его ударно-спусковой механизм) име­ет тугой спуск с длинным холостым ходом, поэтому резкое нажатие на спусковой крючок отрицательно влияет на результат стрельбы. Причинами, вызывающими резкое нажатие на спус­ковой крючок, являются:

– боязнь выстрела (своего и рядом стреляющего);

– неустойчивость оружия (большие колебания руки);

– желание показать высокий результат.

Рассмотрим их более подробно.

Боязнь выстрела. Начинающий стрелок во время прице­ливания, как правило, думает о выстреле и постоянно ожида­ет его. В результате чего появляется неуверенность, понижа­ется внимание и ухудшается техника плавного спуска.

Увеличивается дрожание руки (неустойчивость ору­жия) при нажатии на спусковой крючок, у некоторых дрожат веки глаза, а иногда в момент выстрела закрыва­ются глаза, поэтому у стрелка появляется естественное желание побыстрее произвести выстрел. Следовательно, вме­сто плавного нажатия на спусковой крючок происходит дер­гание, что приводит к «отрывам» или промахам.

Желание показать высокий результат. Эта ошибка на­блюдается в тех случаях, когда стрелок стремится попасть в «десятку» и выбить наибольшее количество очков. Погоня за «десяткой» также приводит к дерганию спускового крюч­ка.

Чтобы не приучать стрелков с первых тренировок дер­гать спусковой крючок, необходимо научить их фиксиро­вать положение ровной мушки в прорези до тех пор, пока курок не нанесет удар по ударнику. После этого следует удерживать ровную мушку, постепенно отпуская спусковой крючок.

Независимо от способа тренировки (вхолостую или с бое­вым патроном) необходимо стремиться давать оценку каждо­му выстрелу, то есть в момент удара курка по ударнику запо­минать положение мушки относительно прорези и мишени, делая вывод о достоинстве «пробоины».

Для тренировки спуска курка целесообразно выполнять уп­ражнение с гильзой. Исходное положение – изготовка для стрельбы стоя с руки, на конце ствола пистолета устанавли­вается гильза. Необходимо добиваться такого результата, что­бы гильза оставалась на месте не только при обработке спус­ка, но и при самом спуске курка и при отпускании указательного пальца.

Кроме того, для контроля плавного спуска хорошо использовать указку, изготовленную из гибкого материала (полиэти­леновой или хлорвиниловой трубки). На один конец ее наде­вается белый кружок, другой имеет приспособление (резин­ку) для закрепления на указательном пальце правой руки.

В процессе тренировок обучаемых с указкой руководитель занятия имеет возможность осуществлять контроль за плав­ным ходом белых кружков.

При дергании спускового крючка кружок совершает боль­шую амплитуду колебаний. Сам факт выстрела всегда вызы­вает у стреляющих различные эмоции, поэтому, чтобы на­учиться их подавлять в процессе стрельбы, необходимо после тренировок в холостой стрельбе выполнять следующие упраж­нения:

стрельба по экрану (квадратному белому листу бумаги размером 40x40 см). Это упражнение является промежуточ­ным между тренировкой без выстрела и стрельбой по мише­ни. Преимущество этого упражнения заключается в том, что оно позволяет снизить ответственность за результат выстре­ла и тем самым уменьшить состояние возбуждения, а это спо­собствует:

а) правильному закреплению ранее изученных действий;

б) предотвращению боязни выстрела и дерганию спусково­го крючка;

в) сосредоточению внимания на выполнении плавного спус­ка в сочетании с удержанием ровной мушки;

г) закреплению правильной техники производства выст­рела.

Закреплению правильной техники производства прицель­ного выстрела способствует умение обучаемых сосредото­чивать внимание на отдельных элементах. Если обучаемый научится контролировать каждый элемент, то он не будет до­пускать ошибок при стрельбе, а если они появятся, сможет исправ­лять их самостоятельно. Задача каждого преподавателя, тренера в процессе учебно-тренировочных занятий – развивать у обучаемых навыки самоконтроля в процессе производства выстрела;

стрель­ба по мишени на кучность. При выполнении этого упраж­нения к обучаемым предъявляются более высокие требова­ния:

а) оценивать достоинство попаданий и вносить коррективы
для выполнения следующих выстрелов;

б) закреплять навыки производства прицельного выстрела;

в) добиваться одинакового психологического отношения к
выстрелу по экрану и мишени.

Стрельба по мишени не должна отличаться от стрельбы по экрану. Обучаемые производят те же действия, са­мостоятельно контролируя правильность всех элементов про­изводства выстрела.

При стрельбе на кучность необязательно пристреливать оружие так, чтобы средняя точка попадания (СТП) совмеща­лась с центром мишени. Если у вас пробоины расположились на определенной площади мишени, считайте, что вы справи­лись с задачей. Бывает так, что часть пробоин располагается кучно, а отдельные находятся в стороне. Такие отрывы явля­ются следствием допущенных ошибок из-за неподготовлен­ности стрелка или повторения одних и тех же ошибок. В пер­вом случае отрывы располагаются хаотично во всех направлениях. При повторении ошибок отрывы будут группи­роваться по определенным направлениям.

Для выполнения первых трех требований обучаемым необ­ходимо как можно больше работать на оценку своего выстре­ла, то есть, последовательно анализируя выполнение всех эле­ментов выстрела, постараться определить свой результат (достоинство пробоины и ее направление по циферблату ча­сов) и сравнить его с реальным результатом. Если разница в собственной оценке и действительной пробоине незначи­тельна, то работу обучаемого можно признать положительной. При значительном расхождении, а это свидетельство невни­мательной работы обучаемого, больше времени следует уделять тре­нировкам в холостой стрельбе в целях воспитания у стрелков способности контролировать действия в процессе производ­ства выстрела.

Для закрепления навыков можно чередовать стрельбу:1–2 выстрела по экрану и 2–3 – по мишени. Это также способствует воспитанию одинакового психологического отношения к выстрелу по экрану и мишени.

При стрельбе по мишени обучаемый закрепляет все полу­ченные ранее навыки производства выстрела. Следует отме­тить, что хорошая кучность стрельбы – это результат правиль­ных однообразных действий стрелка.

При переходе к стрельбе на результат стрелок иногда стал­кивается с тем, что СТП меняет свое положе­ние. Это является причиной постоянного, хотя и незначитель­ного изменения изготовки, видимости мишени и т. д. В таких случаях полностью устранить смещение СТП не удается, но уменьшить его величину можно. Для этого стрелок должен научиться контролировать элементы своей стрельбы и выпол­нять упражнение:

– стрельба на совмещение СТП с цент­ром мишени. Это позволяет обучаемым после пробных вы­стрелов определить среднюю точку попадания и ее отклоне­ние от центра мишени, а следовательно, и внести поправку в стрельбу, уточнив тем самым точку прицеливания. От умения правильно внести коррективы в стрельбу в немалой степени зависит дальнейший результат зачетной стрельбы.

Главная цель стрельбы – правильное выполне­ние всех элементов выстрела, совершенствование самоконт­роля, особенно в процессе нажатия на спусковой крючок, при­целивание и улучшение кучности стрельбы, умение совмещать СТП с центром мишени.

Немаловажное влияние в стрельбе на результат имеет психоло­гический настрой обучаемых, поэтому для выполнения конт­рольных стрельб необходимо на учебно-тренировочных заняти­ях создавать условия соревновательной обстановки. И наобо­рот, при выполнении ответственных стрельб постараться снять у обучаемых волнение, нервное перенапряжение и убедить их в том, что они выполняют упражнение как на обычных занятиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: