Основой успешного обучения начинающих стрелков является правильная методика проведения учебно-тренировочных занятий. Сущность метода начального обучения состоит в том, что на первом занятии обучаемые знакомятся с основами техники стрельбы из пистолета, потом разучивают ее отдельные элементы, а на последующих занятиях с учетом приобретенных знаний и умений отрабатывают и совершенствуют приемы стрельбы на более качественном уровне. В связи с этим в процессе обучения технике стрельбы можно выделить следующие этапы.
Первый этап включает в себя обучение:
– изготовке для стрельбы;
– способу удержания оружия (хвату);
– управлению дыханием во время стрельбы;
– совмещению прицельных приспособлений;
– наведению и удержанию оружия в районе прицеливания;
– управлению спуском отдельно без прицеливания;
– управлению спуском одновременно с прицеливанием.
На втором этапе необходимо совершенствовать умения и навыки, приобретенные в процессе первого этапа, и научить технике выполнения прицельного выстрела в целом.
|
|
На третьем этапе – развивать технику стрельбы из пистолета, а также физические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость) в целях формирования готовности применения оружия к действиям в реальных условиях, то есть научить обучаемых вести огонь из любых положений (с двух рук, навскидку, от бедра, сидя, лежа и т. д.) и в динамике (в процессе преследования преступника).
На четвертом этапе – совершенствовать ранее приобретенные навыки и воспитывать психологическую устойчивость при обращении с огнестрельным оружием. Делать это необходимо на фоне больших физических нагрузок, шумовых, световых эффектов, в условиях темноты. Для совершенствования навыков стрельбы целесообразно отрабатывать возможные варианты различных реальных ситуаций в виде конкретных заданий.
Предложенная последовательность в обучении к овладению огнестрельным оружием позволит в короткий срок подготовить сотрудников УИС к умелому и эффективному использованию табельного оружия в реальных условиях. Более подробно остановимся на первых двух этапах начального обучения.
При изучении и отработке вопросов первых двух этапов целесообразно проводить следующие виды стрелковых тренировок.
Тренировка в холостой стрельбе (стрельба без выстрела) – это одно из основных упражнений индивидуальной подготовки стрелка, которое в основном способствует формированию согласованных действий обучаемого, конечным результатом которых является меткий выстрел в начальном периоде обучения. Холостой стрельбе необходимо уделять особое внимание. Ее выполняют стрелки всех уровней подготовленности, так как она сохраняет свое значение не только в процессе начального периода обучения, но и на всем протяжении занятий стрелковым спортом и огневой подготовкой. Рекомендуется стрельбу без выстрела проводить с использованием подготовительных упражнений в определенной последовательности:
|
|
а) изучение изготовки для стрельбы. Важно, чтобы обучаемые с первых дней занятий научились принимать правильную изготовку.Она должна быть удобной и в то же время способствовать удержанию оружия в руке для выполнения серии прицельных выстрелов. Одновременно отрабатываются действия по командам: «На огневой рубеж шагом марш», «Заряжай», «Огонь», «Оружие к осмотру», которые в последующем должны быть доведены до автоматизма. Как руководители занятий, так и обучаемые обязаны на первых занятиях особое внимание обращать на четкость и правильность выполнения приемов и действий.
В процессе принятия изготовки к стрельбе могут быть допущены следующие ошибки: неправильное положение ног, «скрученность» корпуса, большой угол разворота корпуса по отношению к цели, чрезмерное выпрямление напряженной руки в локтевом суставе, держащей пистолет.
Перечисленные ошибки являются результатом недоработки на начальном периоде обучения, поэтому для закрепления прочных навыков необходимо своевременно выявлять недочеты и способствовать их исправлению. Из практики известно, что предупреждать ошибки легче, чем исправлять, следовательно, необходимо обращать особое внимание на предупреждение ошибок и устранение причин их возникновения. Основными условиями, обеспечивающими предупреждение ошибок при обучении, являются:
– четкий показ и объяснение техники выполнения приемов
и действий;
– тщательное первоначальное разучивание упражнений;
– использование подготовительных упражнений;
– своевременное оказание помощи;
– тщательная подготовка мест занятий, инвентаря и оборудования.
Для совершенствования техники изготовки для стрельбы стоя с руки и воспитания выносливости можно выполнять упражнение: поднимание, удержание руки на уровне глаз с тяжелым предметом и опускание руки. Это упражнение дает нагрузку на определенные группы мышц, которые испытывают напряжение при выполнении аналогичных действий с оружием. Его можно выполнять как во время тренировок, так и в перерывах между занятиями, в свободное время, в домашних условиях. В качестве тяжелого предмета можно использовать гантель, утюг, графин с водой и т. д. На занятиях это упражнение следует выполнять только с оружием;
б) изучение хвата. Немаловажное значение в производстве прицельного выстрела имеет стабильный, однообразный хват. Для этого пистолет необходимо удерживать так, чтобы он не вылетел из руки после выстрела.
Отработка правильного хвата достигается целенаправленными тренировками обучаемых. При выполнении учебных стрельб приходится сталкиваться с целым рядом ошибок, которые отрицательно влияют на результативность стрельбы. Рассмотрим наиболее характерные из них:
– мелкий хват.Пистолет лежит выступом рамки в разрезе большого и указательного пальцев, а большой палец расположен на рукоятке пистолета и удален от спусковой скобы вниз. При стрельбе с мелким хватом пули уходят вверх, так как в результате отдачи пистолет опрокидывается вверх из-за отсутствия точки опоры рамкой в кисть руки;
– чрезмерное зажимание пистолета.Эта ошибка часто бывает у начинающих стрелков вследствие боязни выстрела. Обнаружив ее, необходимо разъяснить обучаемому влияние этой ошибки на меткость стрельбы и путем систематического самоконтроля стремиться избавиться от нее;
|
|
– сильное давление на затвор или рамку большим пальцемприводит к отклонению пуль влево или влево вверх;
– положение пальца на спусковом крючке.При глубоком наложении указательного пальца на спусковой крючок и нажатии на него средней фалангой пистолет будет отклоняться влево, поэтому для определения положения пальца на спусковом крючке необходимо исходить из длины пальцев стреляющего;
Обнаружив ошибку у стрелка, преподаватель разъясняет ее, показывает преимущество правильного положения пальца на спусковом крючке и, осуществляя персональный контроль за стрелком, способствует устранению этой ошибки;
в) удержание ровной мушки. Для производства качественного выстрела необходимо научить обучаемых устойчиво удерживать ровную мушку в районе прицеливания.
В связи с этим можно использовать следующие упражнения:
– удерживая ровную мушку, обводить щит с мишенью или
ее контур сначала по часовой, затем против часовой стрелки;
– удлинить линию прицеливания за счет установки в стволе
пистолета рейки (алюминиевой трубки) длиной 30–40 см, на
конце которой крепится мушка толщиной 1,5–2 мм. Удлиненная таким способом прицельная линия дает возможность более качественно совершенствовать устойчивое положение мушки в прорези прицела;
– выполнять прицеливание с двух рук или с упора.
Основной ошибкой в прицеливании при стрельбе из пистолета является стремление стрелка точно удерживать пистолет в точке прицеливания, что практически сделать невозможно. Если при стрельбе из других видов оружия можно длительное время удерживать ровную мушку в прорези прицела и в точке прицеливания, то при стрельбе из пистолета с вытянутой рукой это сделать трудно, так как пистолет постоянно вместе с рукой будет проводить колебательные движения. Этих движений опасаться не следует. Стрелок должен все свое внимание обратить на удержание ровной мушки в прорези целика и помнить, что колебательные движения постепенно уменьшаются в зависимости от числа и качества тренировок.
|
|
При прицеливании стрелок иногда удерживает высокую, мелкую мушку или с отклонением ее от центра прорези целика вправо или влево. При этом пули будут уходить в сторону придерживания мушки.
Для определения ошибок, допускаемых стрелком в процессе прицеливания, необходимо иметь ортоскоп или боковое стекло. При их использовании следует помнить, что боковое стекло дает обратное изображение, а ортоскоп – прямое.
При прицеливании стрелок должен сосредоточиться на выравнивании мушки в прорези целика и помнить, что результат стрельбы будет лучше при отклонении пистолета от точки прицеливания, чем при отклонении мушки в прорези.
Нельзя забывать, что при длительном прицеливании устает глаз и на мушке в прорези появляется белая пелена, которую неопытные стрелки принимают за истинное положение мушки, допуская большое ее отклонение. Чтобы устранить неясную видимость мушки в прорези, необходимо закрыть глаз и сразу открыть его (как бы моргнуть) или сделать паузу в прицеливании.
В процессе практических занятий, тренировок важно постоянно напоминать обучаемым, что качество стрельбы из пистолета зависит от того, насколько четко и ровно видна мушка в прорези.
г) отработка спуска. Спуск курка является заключительным и важным этапом производства меткого выстрела, поэтому с первых тренировок необходимо добиваться от обучаемых правильной отработки спуска. Процесс нажатия на спусковой крючок от задержки дыхания до выстрела должен колебаться в пределах от 7 до 11 с. У стрелков, которые чрезмерно затягивают выстрел, результат, как правило, бывает невысокий. Кроме того, наш глаз наиболее четко видит положение мушки в прорези в пределах 7–11 с. Нажимать на спусковой крючок необходимо плавно, так как рывок отклоняет дульную часть пистолета влево вниз и, естественно, пули уходят в том же направлении.
Пистолет Макарова (его ударно-спусковой механизм) имеет тугой спуск с длинным холостым ходом, поэтому резкое нажатие на спусковой крючок отрицательно влияет на результат стрельбы. Причинами, вызывающими резкое нажатие на спусковой крючок, являются:
– боязнь выстрела (своего и рядом стреляющего);
– неустойчивость оружия (большие колебания руки);
– желание показать высокий результат.
Рассмотрим их более подробно.
Боязнь выстрела. Начинающий стрелок во время прицеливания, как правило, думает о выстреле и постоянно ожидает его. В результате чего появляется неуверенность, понижается внимание и ухудшается техника плавного спуска.
Увеличивается дрожание руки (неустойчивость оружия) при нажатии на спусковой крючок, у некоторых дрожат веки глаза, а иногда в момент выстрела закрываются глаза, поэтому у стрелка появляется естественное желание побыстрее произвести выстрел. Следовательно, вместо плавного нажатия на спусковой крючок происходит дергание, что приводит к «отрывам» или промахам.
Желание показать высокий результат. Эта ошибка наблюдается в тех случаях, когда стрелок стремится попасть в «десятку» и выбить наибольшее количество очков. Погоня за «десяткой» также приводит к дерганию спускового крючка.
Чтобы не приучать стрелков с первых тренировок дергать спусковой крючок, необходимо научить их фиксировать положение ровной мушки в прорези до тех пор, пока курок не нанесет удар по ударнику. После этого следует удерживать ровную мушку, постепенно отпуская спусковой крючок.
Независимо от способа тренировки (вхолостую или с боевым патроном) необходимо стремиться давать оценку каждому выстрелу, то есть в момент удара курка по ударнику запоминать положение мушки относительно прорези и мишени, делая вывод о достоинстве «пробоины».
Для тренировки спуска курка целесообразно выполнять упражнение с гильзой. Исходное положение – изготовка для стрельбы стоя с руки, на конце ствола пистолета устанавливается гильза. Необходимо добиваться такого результата, чтобы гильза оставалась на месте не только при обработке спуска, но и при самом спуске курка и при отпускании указательного пальца.
Кроме того, для контроля плавного спуска хорошо использовать указку, изготовленную из гибкого материала (полиэтиленовой или хлорвиниловой трубки). На один конец ее надевается белый кружок, другой имеет приспособление (резинку) для закрепления на указательном пальце правой руки.
В процессе тренировок обучаемых с указкой руководитель занятия имеет возможность осуществлять контроль за плавным ходом белых кружков.
При дергании спускового крючка кружок совершает большую амплитуду колебаний. Сам факт выстрела всегда вызывает у стреляющих различные эмоции, поэтому, чтобы научиться их подавлять в процессе стрельбы, необходимо после тренировок в холостой стрельбе выполнять следующие упражнения:
– стрельба по экрану (квадратному белому листу бумаги размером 40x40 см). Это упражнение является промежуточным между тренировкой без выстрела и стрельбой по мишени. Преимущество этого упражнения заключается в том, что оно позволяет снизить ответственность за результат выстрела и тем самым уменьшить состояние возбуждения, а это способствует:
а) правильному закреплению ранее изученных действий;
б) предотвращению боязни выстрела и дерганию спускового крючка;
в) сосредоточению внимания на выполнении плавного спуска в сочетании с удержанием ровной мушки;
г) закреплению правильной техники производства выстрела.
Закреплению правильной техники производства прицельного выстрела способствует умение обучаемых сосредоточивать внимание на отдельных элементах. Если обучаемый научится контролировать каждый элемент, то он не будет допускать ошибок при стрельбе, а если они появятся, сможет исправлять их самостоятельно. Задача каждого преподавателя, тренера в процессе учебно-тренировочных занятий – развивать у обучаемых навыки самоконтроля в процессе производства выстрела;
– стрельба по мишени на кучность. При выполнении этого упражнения к обучаемым предъявляются более высокие требования:
а) оценивать достоинство попаданий и вносить коррективы
для выполнения следующих выстрелов;
б) закреплять навыки производства прицельного выстрела;
в) добиваться одинакового психологического отношения к
выстрелу по экрану и мишени.
Стрельба по мишени не должна отличаться от стрельбы по экрану. Обучаемые производят те же действия, самостоятельно контролируя правильность всех элементов производства выстрела.
При стрельбе на кучность необязательно пристреливать оружие так, чтобы средняя точка попадания (СТП) совмещалась с центром мишени. Если у вас пробоины расположились на определенной площади мишени, считайте, что вы справились с задачей. Бывает так, что часть пробоин располагается кучно, а отдельные находятся в стороне. Такие отрывы являются следствием допущенных ошибок из-за неподготовленности стрелка или повторения одних и тех же ошибок. В первом случае отрывы располагаются хаотично во всех направлениях. При повторении ошибок отрывы будут группироваться по определенным направлениям.
Для выполнения первых трех требований обучаемым необходимо как можно больше работать на оценку своего выстрела, то есть, последовательно анализируя выполнение всех элементов выстрела, постараться определить свой результат (достоинство пробоины и ее направление по циферблату часов) и сравнить его с реальным результатом. Если разница в собственной оценке и действительной пробоине незначительна, то работу обучаемого можно признать положительной. При значительном расхождении, а это свидетельство невнимательной работы обучаемого, больше времени следует уделять тренировкам в холостой стрельбе в целях воспитания у стрелков способности контролировать действия в процессе производства выстрела.
Для закрепления навыков можно чередовать стрельбу:1–2 выстрела по экрану и 2–3 – по мишени. Это также способствует воспитанию одинакового психологического отношения к выстрелу по экрану и мишени.
При стрельбе по мишени обучаемый закрепляет все полученные ранее навыки производства выстрела. Следует отметить, что хорошая кучность стрельбы – это результат правильных однообразных действий стрелка.
При переходе к стрельбе на результат стрелок иногда сталкивается с тем, что СТП меняет свое положение. Это является причиной постоянного, хотя и незначительного изменения изготовки, видимости мишени и т. д. В таких случаях полностью устранить смещение СТП не удается, но уменьшить его величину можно. Для этого стрелок должен научиться контролировать элементы своей стрельбы и выполнять упражнение:
– стрельба на совмещение СТП с центром мишени. Это позволяет обучаемым после пробных выстрелов определить среднюю точку попадания и ее отклонение от центра мишени, а следовательно, и внести поправку в стрельбу, уточнив тем самым точку прицеливания. От умения правильно внести коррективы в стрельбу в немалой степени зависит дальнейший результат зачетной стрельбы.
Главная цель стрельбы – правильное выполнение всех элементов выстрела, совершенствование самоконтроля, особенно в процессе нажатия на спусковой крючок, прицеливание и улучшение кучности стрельбы, умение совмещать СТП с центром мишени.
Немаловажное влияние в стрельбе на результат имеет психологический настрой обучаемых, поэтому для выполнения контрольных стрельб необходимо на учебно-тренировочных занятиях создавать условия соревновательной обстановки. И наоборот, при выполнении ответственных стрельб постараться снять у обучаемых волнение, нервное перенапряжение и убедить их в том, что они выполняют упражнение как на обычных занятиях.