Санитарно-гигиенические требования к условиям обучения

Для обеспечения здоровых и безопасных условий труда необ­ходимо осуществить целую систему мер — технических, сани­тарно-гигиенических, психофизиологических, эстетических. Про­блема соответствия учебно-материальной базы трудового обуче­ния оптимальным гигиеническим условиям для работы подрост­ков весьма актуальна. Многочисленными исследованиями уче­ных установлена прямая закономерность их физического разви­тия с правильно организованным процессом профессионально­го обучения. Он оказывает положительное влияние на все сторо­ны формирования молодого растущего организма: совершенству­ется координация движений, укрепляется костная система, раз­виваются мышцы, улучшается обмен веществ вследствие боль­шей эффективности работы дыхательной и сердечнососудистой систем.

Учебный процесс на занятиях производственного обучении накладывает на развивающийся и формирующийся молодой орга­низм подростка немалые нагрузки. Поэтому крайне важно, чтобы это не вызвало негативных последствий для здоровья учащихся Необходимо соблюдать выработанные врачами и гигиенистами рекомендации по учебному режиму (санитарно-эпидемиологичсские правила и нормативы — СанПиН 2.4.3. 1186 —03), обеспечивая тем самым высокий уровень трудовых функций на протяжении учебного занятия, способствуя хорошему самочувствию и настроению учащихся, сохранению их здоровья.

Режим работы в мастерских, оптимальное расписание занятий

Режим работы в мастерских должен предусматривать чередование непрерывной работы с периодами отдыха. Здесь не может быть единых требований — все зависит от возраста обучаемых,

Нормативы гигиенического обеспечения предусматривают груп­пировку учебных предметов в расписании по степени сложности усвоения учебного материала в определенной градации. Понятно, что мастер не занимается составлением училищного расписания, но знать, как следует компоновать учебные дисциплины и как это отражается на их восприятии учащимися — далеко нелишне для педагога профессионального обучения.

Первая степень сложности — учебные дисциплины, изучение которых требует от учащихся умения оперировать абстрактными понятиями, способности усваивать сущность явлений, законов, категорий, а также запоминать большое количество фактического материала: математика, физика, изучение языков и др.

Вторая степень сложности — предметы, в которых доля абст­рактных понятий значительно снижается по сравнению с учеб­ными дисциплинами первой группы, при этом учащиеся должны усваивать законы, факты, что вносит некоторое разнообразие в характер их умственной деятельности: химия, специальная техно­логия и др.

Третья степень сложности — предметы, имеющие прикладной характер; при их изучении учащиеся, используя известные зако­ны и теории, усваивают фактический материал: материаловеде­ние, организация и производство работ и др.

Четвертая степень сложности включает предметы, при изуче­нии которых помимо умственного труда требуются значительные объемы физических действий (физическое воспитание и т.п.).

Эти данные неоднократно проверялись медиками и должны приниматься во внимание работниками училища

Неравномерна и характеристика работоспособности учащихся в течение учебного дня. По наблюдениям медицинских работни­ков она характеризуется следующими этапами:

— состояние устойчивой работоспособности с постепенным ростом производительности труда (учащийся «входит» в работу); иногда этот интервал времени определяют как период «врабатываемости»;

— период высокой производительности;

— падение производительности вследствие наступления утом­ления.

В течение дня эти периоды повторяются.

Объем учебно-производственной нагрузки не должен превышать 36 ч (академических) в неделю и 6 ч в день. При про­хождении производственной практики в организациях продол­жительность рабочего дня зависит от возраста и составляет в соответствии с трудовым законодательством для подростков до I6 лет — 4 ч в день (24 ч. в неделю), от 16 до 18 лет — 6 ч в день 116 ч в неделю). При возрасте от 18 лет и старше не более 40 ч в неделю.

Структура рабочего дня во время производственной практики обеспечивает постепенный переход от режима училеща к режиму труда на производстве. Для этого на первом этапе, длительность которого зависит от сроков обучения и профессии, предусматри­вают десятиминутные перерывы через каждые 50 мин работы, на втором этапе через 1,5 — 2 ч. На заключительном этапе производ­ственной практики режим работы подростков приближают к ре­жиму труда взрослых рабочих, с более ранним обеденным пере­рывом (после 3 ч работы).

Продолжительность трудовых операций и перерывов на отдых при работе в мастерских связана с такими факторами, как сте­пень физической нагрузки (так, рубка металла или строгание древесины требуют больших усилий, чем разметка) или однообразие работы.

Если занятия по производственному обучению характеризуются сменой операций, то полезное время работы не уменьшается. Но этому наибольший эффект будет достигнут, если мастером предусмотрено соединение или чередование двух-трех операций при вы полнении одного объекта труда. Вместе с тем мастер и в вопросе определения режима работы должен подходить к отдельным учащимся строго индивидуально. Для этого и начинают изучение контингента группы с медицинских карт учащихся. Мастер должен осознавать то обстоятельство, что при одном и том же возрасте индивидуальное развитие учащихся может значительно различаться. В том числе и вследствие перенесенных ранее заболеваний, травм и т. п. Все эти сведения обычно содержатся в медицинских картах школьников и ознакомление с ними — прямая обязанность мастера. Тогда не будет ошибок в дозировании нагрузок можно учесть индивидуальные особенности зрения и т.д.

Продолжительность перемен во время учебных составляет не менее 10 мин (через каждые 50 мин практической работы), а для питания учащихся — не менее 45 мин.

Во время перерывов для отдыха рекомендуется принимать такое положение, при котором силы максимально восстанавливаются.

Во время перерывов рабочие помеще­ния необходимо интенсивно проветривать.

При установлении режима учебной работы следует учитывать разные факторы, о которых должен быть осведомлен мастер.

Нормативы санитарно-гигиенического обеспечения учебного процесса

Мастер производственного обучения должен быть информиро­ван обо всех составляющих гигиенического обеспечения производ­ственного обучения. К ним относятся не только характер и содержа­ние выполняемых учащимися действий, но и установленные врача­ми и гигиенистами нормативные требования к освещенности, воз­душно-газовой среде, уровням шума и т. п. Чрезвычайно важно орга­низовать и учебный режим, и обеспечение физиологических потреб­ностей учащихся, и учебно-трудовые нагрузки при производствен­ном обучении с учетом сохранения высокого уровня физиологичес­ких функций учащихся» на протяжении учебного периода.

Современная физиология располагает широким кругом науч­ных данных, позволяющих создавать условия, предупреждающие переутомление.

Производственную практику на I и II курсах обучения не реко­мендуется начинать ранее 8 ч утра, а на III курсе и на одногодичных отделениях — ранее 7 ч 30 мин. Обучение в вечернюю смену нежелательно в связи с поздним окончанием работы, обучение в ночную смену запрещено законодательством.

Обучающихся не используют на подсобных работах, не входя­щих в программу профессиональной подготовки, а также связанных с постоянным переносом и передвижением тяжестей.

Для обеспечения физиологических потребностей учащихся в здании учебного корпуса предусматривают уборные и умываль­ные. На каждом этаже размещают санитарные узлы для подрост­ки обоего пола, оборудованные кабинами с дверями без запоров. [Количество санитарных приборов устанавливается из расчета: [I унитаз на 20 девушек, 1 умывальник на 30 девушек; 1 унитаз, лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 юношей. Для деву­шек организуют комнаты личной гигиены из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3 м2. Все указанные помещения, как правило, облицовывают глазурованной плиткой на высоту 1,5 м. К мытью туалетов учащихся не привлекают.

Относительно воздушно-газовой среды мастерских установлено, что в учебно-производственных и вспомогательных помещениях должны быть оборудованы вентиляция и отопление, чтобы обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами. Температура воз-
духа в учебных кабинетах, лабораториях должна составлять 18 —20 °С при обычном остеклении, в учебных мастерских— 15 —17°С; в дисплейных классах
оптимальная температура составляет 19—21 °С, допустимая — 18 —
22 °С при относительной влажности соответственно 62 —55 и 39 —31%.

Удаление воздуха из классов и кабинетов производится через систему вытяжной вентиляции с естественным побуждением. Через открытые осуществляется
проветривание учебного помещения перед занятиями, в каждую перемену и по окончании занятий.

В лабораториях, учебно-производственных мастерских, на предприятиях, где проводится обучение, у станков и механизмов, работа на которых связана с выделением вредных веществ, пыли, повышенного тепла, оборудуется общая и местная механическая вентиляция, она должна обеспечивать параметры факторов и уровень содержания веществ в пределах, не превышающих установленные гигиенические нормативы.

В сварочных мастерских рабочие столы оборудуют местными отсосами с всасыванием воздуха в габаритном сечении со скоростью 5 — 6 м/с. Удаление воздуха должно компенсироваться сосредоточенным его притоком в полном объеме.

Электромонтажные столы оборудуют местными отсосами на поворотном шарнирном соединении со скоростью в габаритном сечении 5 — 6 м/с.

Резку металла осуществляют на раскроенном столе, имеющем вытяжку снизу из-под решетки из расчета 0,7 м/с с открытой поверхности стола.

Освещенность рабочей зоны и всего помещения для учебных мастерских оценивается с использованием коэффициентов, которые для естественного освещения приравниваются к производственным помещениям для точных работ (III разряд pa6oт)
основной системой естественного освещения учебных помещений является боковое левостороннее. В слесарных и токарных мастерских направление света — от боковых окон справа.Направление основ­ного светового потока не должно быть спереди и сзади от обучаю­щихся. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета.

Вместе с тем нормативы, разрешая применение систем есте­ственного освещения в вариантах бокового одно-, двух- и трех­стороннего, предусматривают для учебно-производственных мас­терских и комбинированное (верхнее и боковое). Мастер должен знать, что в помещениях, специально предназначенных для рабо­ты или производственного обучения подростков, нормированное значение коэффициента естественного освещения повы­шается на один разряд и должно быть не менее 1,0 %.

К искусственному освещению дополнительно предусмотрены отраслевые нормы, учитывающие показатели дискомфорта и ко­эффициенты пульсации. В учебных помещениях, лабораториях, и кабинетах с ПЭВМ уровни освещенности составляют: на рабочих столах — 300 — 500 лк; на классной доске — 500 лк.

В учебных помещениях используют люминесцентные источники пускорегулирующими аппаратами (ПРА), с особо низким уровнем шума. Неравномерность освещения (отношение максимальной освещенности к минимальной) не должна превышать. 1,3 для работ I —III разрядов при люминесцентных лампах; при других источниках света — 1,5; для работ IV и выше разрядов соответственно 1,5 и 2,0. Светильники местного освещения должны питаться током при напряжении не выше 36 В. При этом существенное значение имеет расположение светильника относительно работающего

Очистку от пыли светильников общего освещения следует производить не реже 2 раз в год.

Искусственная освещенность при различных видах зрительных работ, выполняемых подростками, когда при освещении используются люминесцентные лампы, должна соответствовать рекомендуемым параметрам.

Уровень производственного шума крайне важен для cоcтояния нервной системы. Он не должен превышать 70дБА. Особенно вредны высокочастотные шумы, которые часто не только превышают допустимые уровни звукового давления, но и негативно сказываются на психике. Санитарными нормами установлено, что оборудование для мастерских должно иметь документы с отражением сведений по частотным характеристикам уровней звукового дав­ления, в том числе и уровней звука холостого хода станка. Они должны находиться в октавных полосах со среднегеометрическим значением от 62,5 до 8000 Гц.

Время пребывания подростков в условиях шума, превышаю­щего нормируемый уровень, ограничивается.

Тяжелое оборудование (станки, агрегаты и пр.) устанавлива­ют на первых этажах на специальном фундаменте, не связанном с фундаментом здания. При невозможности использования фунда­ментов под станки их устанавливают на амортизирующие про­кладки или специальные пружинные приспособления. Настоль­ные станки устанавливают на амортизирующие прокладки.

В учебных заведениях есть опыт, когда в условиях ограниченно­сти в средствах они самостоятельно изготавливали защитные ко­жухи из пенопласта (распространенный современный упаковоч­ный материал, легко поддающийся приданию любой формы). Та­кие кожухи значительно снижают шумовые пороги у работающих дисковых пил, отрезных фрез и т. п.

Установлено, что при проведении занятий в комфортных ус­ловиях работоспособность учащихся возрастает в среднем на 30%.

Большое значение для обеспечения высокой работоспособно­сти и комфортного самочувствия учащихся имеют эргонометрические характеристики рабочих мест, применяемого оснащения, инструментов и т.п.

Эргономика — наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания таких усло­вий для труда, которые делают его высокопроизводительным и в го же время обеспечивают учащемуся необходимые удобства, со­храняя его силы, здоровье и работоспособность.

Эргономические факторы позволяют учитывать многие сторо­ны организации производственного обучения, в том числе:

— разработку рациональных рабочих поз в зависимости от ха­рактера трудового процесса и величины рабочего усилия;

— подбор и усовершенствование рабочей мебели с учетом ан­тропометрических данных человека;

— исключение из трудового процесса статических напряжений;

— рациональное размещение инструментов на рабочем месте и др.

Эргономические факторы при организации работы в мастер­ских отражаются, прежде всего, в соответствии оборудования ро­сту учащихся. Поэтому очень важно, чтобы они освоили суще­ствующие системы регулировки (например, высоты тисков, подножных решеток и т.п.), чтобы их рабочие позы, стоя или сидя, были правильными.

Мастер должен также знать, что антропометрические измере­ния позволили выработать четкие размеры рабочих столов (вер­стаков и др.) и сидений к ним

Мастера производственного обучения могут и должны учиты­вать ростовые данные для предупреждения у молодого растущего организма учащегося нарушений в структуре костнодвигатель­ного аппарата. Приведенные выше соотношения высоты рабочих столов, верстаков и сидений с ростом учащихся — научно уста­новленные параметры. Их учет обязателен при организации рабо­чих мест. Приведенные данные адаптированы к имеющимся ре­зультатам оценки антропометрических данных современной российской учащейся молодежи.

В связи с этим и выработаны четкие рекомендации, апробиро­ванные и выверенные, которыми мастеру следует руководство­ваться в своей работе.

Учет психофизиологического воздействия цветовой гаммы сре­ды, окружающей учащихся во время занятий, — важнейшее усло­вие создания ощущения психологического комфорта. Влияние цве­товых ощущений через органы зрения на психику человека огром­но. Поэтому необходимо придерживаться научно обоснованных ре­комендаций по окраске оборудования и помещений, где проходят занятия. При подборе колеров нужно добиваться оптимального со­четания цветов, создавая благоприятствующую цветовую гамму.

Так, мастерские, окна которых выходят на солнечную сторо­ну, но стены окрашены в холодные тона, будут создавать для ра­ботающих учеников эффект снижения температуры в помещении. Наоборот, в помещении, при окраске которого выдержаны теп­лые тона, создается ощущение несколько более высокой темпе­ратуры, чем в действительности. Это целесообразно использовать при расположении окон на теневой стороне.

Научно доказано влияние факторов внешней среды на настро­ение, работоспособность, умственную деятельность. В хорошо обо­рудованной и со вкусом оформленной мастерской складываются необходимые условия для прививания культуры труда, эстетиче­ского воспитания. Вот почему внимание к оформлению всех эле­ментов учебной мастерской, к внешнему виду наглядных средств, к интерьеру учебного помещения в целом — важный фактор создания благоприятных условий работы учащихся.

Вопросы для закрепления и контроля качества материала урока

1. Какие нормативы устанавливают требования к учебным и учебно­производственным помещениям?

2. Объясните функции акта-разрешения на производство работ в ма­стерских учреждений НПО.

3. Какие факторы определяют оптимальные гигиенические условия работы учащихся?

4. Охарактеризуйте требования к освещенности учебных помещений и рабочих мест для разных условий.

5. Как режим работы и объемы учебно-производственной нагрузки зависят от возраста учащихся?

6. Как учитываются психофизиологические факторы при выборе цве­товой гаммы для учебных помещений?

7.Какие помещения, кроме основных мастерских, должны быть предусмотрены при организации производственного обучения?

8. Приведите примерные расстояния, которые следует предусматривать. при расположении оборудования в учебных мастерских.

9. Какие рекомендации существуют и должны использоваться при организации рабочего места мастера производственного обучения?

10.Какие документы входят в номенклатуру дел по охране труда?

11. Как должен оформляться журнал инструктажей обучающихся по Охране труда?

 

Литература по теме

Жеделев А.А.. Организация и методика производственного обучения. М., 1978г.

Кругликов Г.И. Настольная книга мастера производственного обучения М,2006г.

Скакун В.А Организация и методика производственного обучения. М., 1990г.

Библиотечка методиста. Ростов-на-Дону., 2004г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: