Педагогика – это наука о законах воспитания и обучения

БИЛЕТ № 1

Педагогика как наука. Методы педагогических исследований

Слово «педагогика» происходит от греческих слов «пайдес» (дети) и «эго»(вести) и в дословном переводе означает «детовождение». Первоначально слово «педагогика» использовалось для описания воспитательной работы с детьми. А людей, которые занимались этой деятельностью, называли педагогами. В Древней Греции, например, это были рабы или рабыни.

Постепенно слово «педагогика» стало использоваться в более широком смысле для обозначения процесса воспитания, обучения, развития духовного и телесного, то есть науки и искусства вести ребенка по жизни.

Возникновение и накопление новых знаний в этой области привело к возникновению и становлению науки о воспитании и обучении, получившей название «педагогика».

В общем смысле наука определяется как сфера деятельности человека, результатом которой являются новые знания.

Педагогика – это наука о законах воспитания и обучения.

Объектом педагогики являются воспитание и обучение детей и взрослых.

Предметом педагогики является система отношений, возникающих в ходе воспитания и обучения.

Выводы педагогической науки отличаются большой вариативностью и неопределенностью. Во многих случаях она лишь устанавливает норму («учитель должен», «ученик должен», «родители должны», «школа должна»), но не обеспечивает достижение этой нормы.

Поэтому во все времена актуален вопрос соотношения науки и педагогического мастерства. Создать условия для достижения теоретической нормы может только творческий педагог, увлеченный своим делом. Работа такого специалиста выглядит искусством. Поэтому немаловажным при выборе профессии педагога является наличие способностей к этому виду деятельности, интереса и склонностей, которые впоследствии назовут призванием.

«Педагогика не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств… Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека». (Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – М.; Л., 1946).

Как наука педагогика выполняет определенные функции:

· Аналитическая (связана с изучением, описанием и анализом передового и новаторского педагогического опыта, выявлением эффективности деятельности педагога и учащихся, а также условий, обеспечивающих эту эффективность).

· Конструктивная (связана с внедрением достижений педагогической науки в практику преподавания с целью ее совершенствования и реконструкции, повышения качества образования).

· Проективная (связана с разработкой программ обучения, учебников, учебных пособий, учебных планов, методических материалов, рекомендаций).

· Прогностическая (связана с прогнозированием результатов экспериментальных исследований и построением на их основе моделей преобразования педагогической деятельности).

Педагогическая наука оперирует целым рядом понятий и терминов, которые называют также педагогическими категориями.

К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. В педагогике используются также такие общенаучные категории как развитие и формирование.

В широком педагогическом смысле воспитаниеэто специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива и воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. То есть воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Образование - это результат обучения, то есть буквально формирование образа хорошо обученного и воспитанного человека.. Главные критерии образованности: системность знаний, системность мышления, которые проявляются в способности человека самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. Древний афоризм гласит: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».

Обучениеэто процесс, направленный на развитие личности посредством усвоения научных знаний и способов деятельности.

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

Формирование – это процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов (психологических, социальных, идеологических, экологических, экономических, и т.д.) Формирование подразумевает движение личности к некоей законченности, к достижению известного уровня зрелости, устойчивости.

В течение всего периода своего существования педагогика развивалась на основе взаимодействия со многими другими науками, которые прямо или косвенно влияли на ее становление в системе наук о человеке.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, потому что философские идеи являлись толчком для поиска педагогических теорий. Система философских взглядов определяет направление педагогической деятельности, устанавливает систему общечеловеческих ценностей, мировоозрения. Философия является в сущности методологической основой развития педагогики.

Связь педагогики с психологией очевидна и традиционна, так как все педагоги во все времена считали необходимым понимать свойства человеческой природы, законы психической деятельности и строить образование с учетом этих законов.

Связь педагогики с биологией, анатомией, физиологией, медициной и социологией проявляется при изучении проблемы соотношения природных и социальных факторов развития человека, которая является одной из главных проблем для педагогики.

История педагогики уходит в далекое прошлое. Пройдя длительный путь развития, накопив информацию, педагогика превратилась в систему научных знаний, которая представлена системой педагогических наук, включающей:

· Философию образования (разрабатывает принципы и критерии, позволяющие выявить сущность предмета и методов воспитания)

· Общую педагогику (изучает общие закономерности воспитания и обучения)

· Историю педагогики (изучает развитие воспитания и обучения как общественного явления, «понимая прошлое, заглядываем в будущее»)

· Возрастную педагогику (изучает закономерности воспитания и обучения подрастающего человека – дошкольника, школьника, студента)

· Педагогику высшей школы (изучает закономерности и проблемы высшего образования в современных условиях)

· Военную педагогику (исследует особенности УВП в специфических условиях)

· Социальную педагогику (исследует семейные отношения, проблемы перевоспитания правонарушителей, проблемы профилактики правонарушений и т.д.)

· Специальную педагогику (обучение и воспитание глухих и глухонемых – сурдопедагогика, обучение и воспитание слепых – тифлопедагогика, обучение и воспитание умственно отсталых - олигофренопедпагогика)

· Частные методики (особая группа педагогических наук, исследующая закономерности (методику) преподавания и изучения конкретных дисциплин во всех типах образовательных учреждений)

Методы научно-педагогических исследований – это способы получения информации с целью установления закономерностей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

С помощью методов научно-педагогического исследования добывают информацию об объекте и предмете изучения. Характерными чертами педагогических процессов являются неоднозначность протекания (результаты обучения, воспитания, развития зависят от одновременного воздействия множества факторов - стоит измениться хотя бы одному из них и результат будет другой) и неповторимость (повторное исследование всегда происходит с другим материалом и в других условиях, поэтому чистый эксперимент в педагогике невозможен). Отсюда осторожность и корректность в выводах.

Методов научно-педагогического исследования достаточно много. Среди них наиболее часто используются те, которыми пользовались в свое время Платон и Квинтилиан, Песталоцци и Коменский. Называют их еще эмпирическими или интуитивными и относят к группе традиционных методов.

Эмпирические методы исследования направлены на накопление педагогических фактов, их отбор, анализ, синтез, количественную обработку: это наблюдение, опрос, изучение продуктов и процесса деятельности учеников и учителей, изучение школьной документации и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: