Информационное и технологическое обеспечение системы «Управления пассажирскими перевозками»

Основой информационной среды является система баз данных управления перевозочным процессом и ее составная часть - база данных для управления пассажирскими перевозками. Ядром базы данных управления пассажирскими перевозками является база данных, необходимая для функционирования системы управления резервирования мест и продажей железнодорожных билетов “Экспресс-3”.

Система «Экспресс-3» предъявляет к базе данных взаимоисключающие требования:

- высокая производительность при оперативном выполнении множества заявок в режиме реального времени;

- универсальная структура данных (реляционная модель), пригодная для справочно-аналитической работы;

- постоянно обновляющиеся данные, отражающие текущее состояние управления пассажирскими перевозками;

- возможность выполнения ряда аналитических запросов над одним и тем же зафиксированным состоянием данных для последующего сопоставления результатов.

Из общей теории обработки данных известно решение, позволяющее удовлетворить вышеперечисленным требованиям. Поэтому были организованы две базы данных различной технологической и информационной специализации:

- OLTP (Online Transaction Processing) - база данных для оперативной обработки информации и поддержания состояния, максимально приближенного к текущему;

- OLAP (Online Analazer Processing) - база данных для справочно-аналитического обслуживания данными определенного фиксированного состояния.

Кроме двух перечисленных основных баз данных была организована, например, Архив-база - база данных для исторического хранения поколений состояний данных и организации их извлечения для последующей обработки.

При использовании в системе двух (более) технологически специализированных баз данных возникает дополнительная проблема обновления состояния OLAP-базы данными изменений, выполненных в OLTP-базе за определенный период - миграция данных. В ходе миграции структура данных была преобразована из специальной в реляционную. Хорошо развитая система интерфейсов сделала возможной миграцию данных даже между базами, поддерживаемыми различными СУБД.

Основными информационными объектами системы резервирования мест и продажи билетов являются:

- поезд (маршрут, расписание, норма мест, подлежащая продаже);

- рейс (реализация поезда на конкретную дату отправления, в которой отмечается состояние мест, предлагаемых к продаже);

- проездной документ;

- заявка на перевозку;

- станция, осуществляющая посадку, высадку пассажиров и продажу билетов;

- терминал (кассир), осуществляющий продажу билетов.

Наиболее существенными технологическими отличиями системы «Экспресс-3» является реализация продажи билетов по ходу следования поезда с нумерацией мест и хранение в базе данных, доступной в оперативном режиме, всех проездных документов, оформленных в течение последних 6-ти месяцев.

Технологический процесс обработки информации в системе включает:

- подготовку исходной информации и ввод ее в вычислительный комплекс;

- автоматическую обработку заказов, поступающих от потребителей;

- выдачу документа «Отчет кассира»;

- статистических отчетов и аналитических данных.

Исходная информация поступает в систему после печати проездного документа и содержит следующие показатели: дату и время отправления поезда, станцию отправления и станцию назначения, номер поезда, номер и тип вагона, номер места, дату и время выдачи проездного документа, номер кассы и терминала, выдавшей проездной документ, цену билета (руб. коп.), количество человек, вид документа, паспортные данные пассажира.

Для обслуживания заказчика кассир обеспечивает связь через терминальное оборудование по мультиплексору передачи данных (МПД) с программой управления сообщениями. Запрос принимается программой формирования очереди и записи заявок. Заявку записывают на магнитный диск и формируют в пакет заявок. По программе связи осуществляется контроль сообщения и обработка пакета заявок. Изменения в результате выполнения запроса (заявки) заносят в основную базу данных и дубль базы данных, что позволяет поддерживать одинаковое состояние баз данных и избежать ошибок в работе. При сбое в работе оператор через консоль обращается к оперативной связи с оператором системы для исправления неполадок.

В оперативном режиме система позволяет получить информацию о динамике населенности составов на маршруте следования в прямом и обратном направлениях, а также степень использования вместимости вагонов различных типов.

Функционирование системы «населенность» предусматривает решение задач четырех групп:

1. Накопление, обработка, формирование итоговых результатов об использовании вместимости вагонов и их хранение в ВК «Экспресс-3»;

2. Передача информации о населенности вагонов в ПЭВМ;

3. Реализация человека - машинного диалога;

4. Создание банка данных (летописи) о работе подвижного состава на сетевом и дорожном уровнях.

Контрольные вопросы

1. Каковы предпосылки создания системы «Экспресс - 3»?

2. Каковы функции системы «Экспресс - 3»?

3. Перечислить основные подсистемы «Экспресс - 3»?

4. Для чего предназначена система ЭКАСИС, ее функции?

5. Для чего предназначена система АСУПВ, ее функции?

6. Какие требования предъявляются к базе данных в рамках системы «Экспресс -3»?

7. Перечислить основные информационные объекты системы резервирования мест и продажи билетов?

8. Для чего создана информационно- управляющая подпрограмма АСУЛ?

9. Какие задачи выполняются в АСУЛ?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: