Основой информационной среды является система баз данных управления перевозочным процессом и ее составная часть - база данных для управления пассажирскими перевозками. Ядром базы данных управления пассажирскими перевозками является база данных, необходимая для функционирования системы управления резервирования мест и продажей железнодорожных билетов “Экспресс-3”.
Система «Экспресс-3» предъявляет к базе данных взаимоисключающие требования:
- высокая производительность при оперативном выполнении множества заявок в режиме реального времени;
- универсальная структура данных (реляционная модель), пригодная для справочно-аналитической работы;
- постоянно обновляющиеся данные, отражающие текущее состояние управления пассажирскими перевозками;
- возможность выполнения ряда аналитических запросов над одним и тем же зафиксированным состоянием данных для последующего сопоставления результатов.
Из общей теории обработки данных известно решение, позволяющее удовлетворить вышеперечисленным требованиям. Поэтому были организованы две базы данных различной технологической и информационной специализации:
- OLTP (Online Transaction Processing) - база данных для оперативной обработки информации и поддержания состояния, максимально приближенного к текущему;
- OLAP (Online Analazer Processing) - база данных для справочно-аналитического обслуживания данными определенного фиксированного состояния.
Кроме двух перечисленных основных баз данных была организована, например, Архив-база - база данных для исторического хранения поколений состояний данных и организации их извлечения для последующей обработки.
При использовании в системе двух (более) технологически специализированных баз данных возникает дополнительная проблема обновления состояния OLAP-базы данными изменений, выполненных в OLTP-базе за определенный период - миграция данных. В ходе миграции структура данных была преобразована из специальной в реляционную. Хорошо развитая система интерфейсов сделала возможной миграцию данных даже между базами, поддерживаемыми различными СУБД.
Основными информационными объектами системы резервирования мест и продажи билетов являются:
- поезд (маршрут, расписание, норма мест, подлежащая продаже);
- рейс (реализация поезда на конкретную дату отправления, в которой отмечается состояние мест, предлагаемых к продаже);
- проездной документ;
- заявка на перевозку;
- станция, осуществляющая посадку, высадку пассажиров и продажу билетов;
- терминал (кассир), осуществляющий продажу билетов.
Наиболее существенными технологическими отличиями системы «Экспресс-3» является реализация продажи билетов по ходу следования поезда с нумерацией мест и хранение в базе данных, доступной в оперативном режиме, всех проездных документов, оформленных в течение последних 6-ти месяцев.
Технологический процесс обработки информации в системе включает:
- подготовку исходной информации и ввод ее в вычислительный комплекс;
- автоматическую обработку заказов, поступающих от потребителей;
- выдачу документа «Отчет кассира»;
- статистических отчетов и аналитических данных.
Исходная информация поступает в систему после печати проездного документа и содержит следующие показатели: дату и время отправления поезда, станцию отправления и станцию назначения, номер поезда, номер и тип вагона, номер места, дату и время выдачи проездного документа, номер кассы и терминала, выдавшей проездной документ, цену билета (руб. коп.), количество человек, вид документа, паспортные данные пассажира.
Для обслуживания заказчика кассир обеспечивает связь через терминальное оборудование по мультиплексору передачи данных (МПД) с программой управления сообщениями. Запрос принимается программой формирования очереди и записи заявок. Заявку записывают на магнитный диск и формируют в пакет заявок. По программе связи осуществляется контроль сообщения и обработка пакета заявок. Изменения в результате выполнения запроса (заявки) заносят в основную базу данных и дубль базы данных, что позволяет поддерживать одинаковое состояние баз данных и избежать ошибок в работе. При сбое в работе оператор через консоль обращается к оперативной связи с оператором системы для исправления неполадок.
В оперативном режиме система позволяет получить информацию о динамике населенности составов на маршруте следования в прямом и обратном направлениях, а также степень использования вместимости вагонов различных типов.
Функционирование системы «населенность» предусматривает решение задач четырех групп:
1. Накопление, обработка, формирование итоговых результатов об использовании вместимости вагонов и их хранение в ВК «Экспресс-3»;
2. Передача информации о населенности вагонов в ПЭВМ;
3. Реализация человека - машинного диалога;
4. Создание банка данных (летописи) о работе подвижного состава на сетевом и дорожном уровнях.
Контрольные вопросы
1. Каковы предпосылки создания системы «Экспресс - 3»?
2. Каковы функции системы «Экспресс - 3»?
3. Перечислить основные подсистемы «Экспресс - 3»?
4. Для чего предназначена система ЭКАСИС, ее функции?
5. Для чего предназначена система АСУПВ, ее функции?
6. Какие требования предъявляются к базе данных в рамках системы «Экспресс -3»?
7. Перечислить основные информационные объекты системы резервирования мест и продажи билетов?
8. Для чего создана информационно- управляющая подпрограмма АСУЛ?
9. Какие задачи выполняются в АСУЛ?