Проектирование

Выше мы дали краткие характеристики способов исследования в их развитии. Переходя к описанию способов проектирования, возьмём в качестве дифференциального признака отношение между проектной идеей и её воплощением в законченном "рабочем проекте", в завершенной "модели потребного будущего".

Такая классификация позволяет выделить четыре основных способа реализации проектировочного отношения к действительности: проектирование по прототипам, морфологическое проектирование, тотальное проектирование ("know-how") и непрерывное программирование.

В случае проектирования по прототипам деятельность проектировщика фактически сводится к репродукции способа получения уже готового образца, когда-то и кем-то созданного. Применительно к человеку это способ может быть выражен знаменитой фразой: "по образу и подобию своему". В зависимости от того, в какой степени проектировщик сможет описать в идеальной форме выбранный им в качестве образца предмет (в нашем случае, человека), он получит тот или иной проект или "идеал" возможного будущего для других людей. Прототип может оказаться реальным историческим лицом: живым или жившим (Алла Пугачёва, Андрей Сахаров и т.д.), а может быть литературным героем (Илья Ильич Обломов, Жан Кристов). Но во всех случаях он должен быть представлен "как живой". Гигант Давид, созданный воображением и мастерством великого Микеланджело, прекрасный образец человека. При этом способе проектирования сам процесс деятельности проектирования, а главное реализации проекта в жизни, остаётся тайной за семью печатями, сокровенной тайной творчества художника-конструктора.

Другой способ: морфологическое проектирование, или собственно конструирование - это ни что иное, как создание конструкции из имеющегося в наличие материала и конструктивных элементов. В истории человекознания этот способ социального проектирования нашел свое выражение в решении проблем культуротехнического построения идеала личности: сформировались такие дисциплины, как культурология и этософия[14]. На материале культурно-исторического анализа создаются идеалы "рыцаря", "буржуа", "гражданина". Конструируется типологический образ человека: "человек разумный - гомо сапиенс", "человек созидающий - гомо фабер", "человек играющий - гомо людер", "человек общественный - гомо версус" и др. На всех этапах проектирования по этому способу происходит постоянное сопоставление вещественной формы промежуточного результата с отличительной, системообразующей характеристикой проектной идеи.

В настоящее время технологическая революция и распространение идей тотального проектирования затронули и гуманитарную сферу. Возникает и развивается множество психотехник, ориентированных на получение заранее определенного результата. Проектировщики (а в этой функции сейчас выступают обществоведы, социотехники, психотерапевты, педагоги и многие другие) создают представления об "образе жизни" современного человека. Образ жизни выступает ориентиром созидания технологии человеческого существования (например, для экологического проектирования).

Наиболее развитым способом реализации проектировочного отношения, является, на наш взгляд, непрерывное программирование, или как иногда выражаются, сценарное проектирование условий жизнедеятельности человека. В данном случае проектируются условия ближайшего и перспективного будущего существования человека. Проектировщик перестает ориентироваться на конкретный идеальный образ человека. Главным для него становится общечеловеческая ценность сохранения жизни человека и человечества. Ориентируясь на эту ценность, проектировщик созидает обстоятельства жизни человека пространство его существования.

Так деятельность проектирования развивается от примитивных способов воспроизведения уже имеющегося образца до сотворения условий, достойных принципа "благоговения перед жизнью" Альберта Швейцера[15].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: