Прибор предназначен для обучения прицеливанию на действительные и сокращенные расстояния.
Он состоит из четырех «маятников» (рис. 21), ручной указки и щита. Для работы с прибором нужно приготовить станок для крепления автомата (карабина) и обычные сигнальные флажки (белый и красный). Белый диск «маятника», изготовленный из жести определенного диаметра, имеет черную окантовку и в центре отверстие диаметром 1 см. «Маятник» вращается на шарнире Л, перемещаясь вместе с осью вверх и вниз, и может занимать любое положение. Диск «маятника» можно зафиксировать на щите в требуемом положении. На щите несколько ниже шарнира крепится небольшая шкала, по которой запоминается требуемое положение оси «маятника»; это помогает возвратить его, если надо, в прежнее положение на щите. Вместо шкалы можно изготовить передвижной ограничитель. Ручная указка (обычная, с черным яблоком) изготовляется из жести и имеет отверстие в центре, для того чтобы ставить карандашом точку на щите. Диаметр яблока указки должен соответствовать диаметру яблока спортивной мишени № 5.
К индикатору прицеливания изготовляется четыре «маятника». Например, для тренировки в прицеливании на расстояние 100 м «маятник» диаметром 5 см соответствует задаче не выпустить точку прицеливания из круга 7 мишени № 5.
Размеры указок и диаметры «маятников» для тренировки в прицеливании на различные дальности указаны в следующей таблице.
Диаметры «маятников» в см, соответствующие | |||||
задаче не выпустить точку прицеливания | Диаметр | ||||
Дальность, м | из круга | яблока указ- | |||
ки, см | |||||
8 | 9 | 10 | |||
2,5 | 7,5 | 12,5 | |||
1,25 | 2,5 | 3,75 | 6,25 | ||
0,5 | 1,5 | 2,5. |
Для подготовки прибора к работе необходимо на станок установить автомат, а на расстоянии 100 м — щит. На щите размером 70X70 см укрепляется один из «маятников», который откидывается в сторону (на рис. 21, в показано пунктиром). Солдат, обслуживающий индикатор прицеливания у щита, должен иметь указку. Руководитель наводит оружие приблизительно в среднюю часть щита и закрепляет его. Затем он находит контрольное положение «маятника», для чего ложится за оружие и, не касаясь его, прицеливается, подавая флажком команды солдату, приложившему указку к щиту, «Правее», «Еще правее», «Вниз» и т. п., и добивается, чтобы указка была в положении правильного прицеливания. После того как командир подаст команду «Отмечай», солдат сквозь отверстие указки ставит на щите карандашом точку, убирает указку, опускает «маятник» и устанавливает его так, чтобы точка отметки оказалась в середине отверстия диска. Запомнив положение оси «маятника» на шкале В или поставив ограничитель, руководитель занятия откидывает «маятник» в сторону. Прибор подготовлен к обучению. Контрольное положение прибора устанавливается один раз для всего занятия, что значительно сокращает расход учебного времени.
Очередной обучаемый ложится за оружие и начинает прицеливаться, а солдат у щита прикладывает указку к щиту. Обучаемый подает флажком соответствующие команды о передвижении указки, добиваясь наилучшего прицеливания. После того как обучаемый передаст сигнал «Готово», солдат у прибора, не убирая указки, опускает «маятник» в контрольное положение. Белый «маятник» на черном фоне указки хорошо виден с огневого рубежа. Если «маятник» не
выходит из-за «яблока» указки — прицеливание правильное; если диск выше «яблока», — значит, прицеливание неправильное и пуля из-за ошибки в прицеливании пошла бы вверх. Иначе говоря, положение белого «маятника» на черном фоне «яблока» указки точно покажет, куда легла бы пуля при ошибках в прицеливании. В отличие от простой ручной указки, где положение точек наводки обучаемого получается обратным, положение диска «маятника» показывает истинную картину прицеливания.
Обучаемый должен произвести прицеливание три раза. Если диск ни разу не выйдет из границ «яблока» указки, упражнение считается выполненным, если выйдет из границ «яблока» хотя бы один раз, — упражнение не выполнено. Солдат, обслуживающий прибор, поднимает красный флажок при выполнении упражнения и белый, если оно не выполнено. На рис. 21, г, д приведены три случая выполнения упражнения и три случая невыполнения.
Пропускная способность прибора позволяет обучить в два — три раза больше солдат, чем это возможно при работе с обычной ручной указкой. Прибор прост в изготовлении и в обслуживании.