double arrow
Вопрос 2. Групповое консультирование

Групповое консультирование - это такой вид психологической помощи, когда клиент обсуждает свои жизненные трудности не только с глазу на глаз с психологом, но и с другими людьми, и сама группа является основным условием развития его личности и разрешения проблемы.

Групповое консультирование используется для решения проблем межличностных взаимоотношений и проблем социальной и культуральной реадаптации, включая разнообразные тренинги на основе внутригруппового взаимодействия, нередко на основе культурно-независимого подхода.

Консультативные группы сосредоточены на межличностной коммуникации и интерактивной обратной связи, а также применении различных методов, относящихся к принципу «здесь-и-сейчас».

Консультативные группы в значительной степени отличаются от других видов групп:

- от психотерапевтических групп по своим целям. Психотерапевтические группы характеризуются исследованием того, как можно изменить поведение, переживания и мысли клиентов, а также использованием меж- и внутриличностной оценок, диагнозов и интерпретаций для установления связи между материалом прошлого и событиями будущего;

- от образовательных или темо-центрированных групп, характеризующихся представлением участникам группы и обсуждением в ней знаний и навыков, полученных специалистом где-либо в ходе обучения;

- от групп, ориентированных на решение задач, которые характеризуются применением принципов групповой динамики, а также практиками/процессами совместного решения групповых проблем, построением команды и программы




развития консультирования;

- от групп краткосрочной групповой работы.

- от групп самопомощи или групп поддержки, в рамках которых объединяются люди со схожими жизненными трудностями или проблемами, создавая систему поддержки, которая защищает их от психологического стресса и стимулирует изменять свою жизнь:

Примечание: среди групп самопомощи выделяются, в частности (в американском обществе), такие разновидности:

- группы, ориентированные на тех, кто хочет усыновить ребёнка - Families Adopting Children Everywhere (FACE);

- группы для людей, до и после прохождения операций на сердце - Mending Hearts;

- группы для людей, которые волнуются по поводу потери веса или контроля над весом - Taking Off Pounds Sensibly (TOPS);

- группы для людей, которые потеряли близкого человека в результате самоубийства – Seasons;



- группы для тех, кто поражён психической болезнью и хочет расширить свои знания о ней - Alliance for the Mentally Ill (AMI);

- группы для тех, кто оказался отделённым от супруга/супруги или любимого человека или же разведен - New Beginnings;

- группы для женщин с раком груди - Reach to Recovery;

- группы анонимных алкоголиков и др.

Выделяются следующие виды консультативных групп (по критерию возраста):

- консультативные группы для детей;

- консультативные группы для подростков;

- консультативные группы для студентов и молодёжи;

- консультативные группы для взрослых;

- консультативные группы для пожилых людей.

Консультативные группы нацелены на росте и развитии участников группы, на освобождении от всего того, что препятствует этим процессам. Это отличает консультативные группы от групп терапевтических, которые сконцентрированы вокруг восстановления, лечения и реконструкции личности.

Преимущества группового консультирования перед индивидуальным:

- участники группы могут исследовать свой стиль отношений с другими людьми и приобрести более эффективные социальные навыки (например, учатся заботиться о других или не соглашаться с ними), в частности через эксперименты с альтернативными формами поведения;

- члены группы могут обсуждать своё восприятие друг друга и получать обратную связь о том, как их воспринимает группа, и отдельные её участники;

- группа в некоторой мере воссоздаёт привычный для её участников мир - социальный микрокосм, образец социальной реальности, и делает это тем сильнее, чем сильнее участники группы различаются по возрасту, интересам, происхождению, социально-экономическому статусу, типам проблем и др.;

- консультативные группы, как правило, предлагают своим участникам понимание и поддержку, что усиливает готовность членов группы исследовать и

разрешать проблемы, с которыми они пришли в группу.

Консультативные группы развиваются, и в этом процессе можно выделить

следующие стадии:

1) формирование группы;

2) ориентационная фаза;

3) переходная стадия;

4) рабочая стадия;

5) стадия объединения и закрепления полученного опыта, сосредоточенная на применении участниками группы полученного в группе, чем бы оно не являлось к повседневной жизни;

6) стадия постгрупповых мероприятий и оценки результатов работы группы.

В процессе работы с группой консультант может сталкиваться с т.н. «трудными» членами группы, действия которых следует рассматривать как часть группового процесса. Чтобы такие участники не истощали группу и не затрудняли продуктивную работу с остальными, на них полезно обратить внимание группы, показать им, как они выглядят в глазах других, а также обратить внимание остальных участников группы на их собственные реакции на сопротивляющихся членов группы.

Дж. Кори рекомендует консультанту также активно работать с собственной реакцией на сопротивление членов группы, т.к. при её игнорировании консультант может оказаться «выключенным» из взаимодействия с группой.

Навыки эффективного группового консультанта:

- активное слушание, подразумевающее полное внимание к говорящему и чувствительность к коммуникации на вербальном и невербальном уровнях;

- перефразирование того, что говорит клиент, в частности для того, чтобы смысл сказанного (включающий в себя, в частности чувства мысли, переживания, понимание «проблемы» и отношение к ним) стал понятен ему самому и другим членам группы, а также для предоставления обратной связи участникам группы и сообщению им, что их понимают, а также как-то относятся к тому, что они сообщают;

- разъяснение - фокусирования внимания на ключевой теме, проблеме и отношении к ней, всестороннее её осмысление;

- подведение итогов - сведение воедино важнейших моментов и истории группового взаимодействия, для перехода от одной темы к другой. Особенно важно в конце сессии;

- вопросы;

- интерпретация - выраженное в форме гипотезы предложение возможных объяснений участникам группы чего-либо, в частности их мыслей, чувств, поведения их отношения к ним. Может помогать увидеть новые перспективы и альтернативы. Важно предлагать интерпретацию тогда, когда участник группы готов подумать над ней. Консультанту следует быть готовым, что интерпретация может быть отвержена;

- конфронтация - средство для изменения поведения участников группы. Она строится на несоответствиях, в частности, на несоответствиях между вербальными и невербальными сообщениями, которые наблюдаются в группе;

- отражение чувств - ответ на ключевые моменты того, о чём сообщает клиент;

- поддержка - обеспечение членов группы помощью и подкреплением, когда они раскрывают свою личность, исследуют болезненные чувства или идут

на риск; осуществляется с помощью «психологического присутствия»;

- эмпатия как чувствительность к «внутреннему миру» участников группы;

- фасилитация - практика расширения группового опыта и помощи членам группы в обогащении своих целей;

- инициативность - практика предотвращения нахождения и движения группы вне конкретного направления; сосредоточение внимания членов группы на значимой работе;

- постановка целей - практика помощи участникам группы отобрать, уточнить и согласовать собственные цели;

- оценивание и рефлексия - практика, сопровождающая группу на всех этапах группового процесса, направленная на себя, своё и/или групповое движение/продвижение в ходе группового психологического консультирования;

- обратная связь - сообщение наблюдений и отношения к различного рода проявлениям и действиям членов группы;

- совет, предложение - форма взаимодействия, помогающая участникам группы развивать альтернативные способы мышления и действия;

- защита - умение консультанта предохранять участников группы от излишнего психического или физического риска, связанного с различными

аспектами пребывания в группе, не перерастающая в родительскую позицию;

- самораскрытие - навык и знания консультанта о том, когда, что, как и в какой мере следует открыть о себе, и какой эффект это принесёт группе и её участникам;

- моделирование - практика обучения межличностной коммуникации, в ходе которой участники группы, наблюдая за действиями и проявлениями консультанта, учатся вести себя таким же образом;

- связывание групповой работы - организация взаимодействия между членами группы, в ходе связывания работы, осуществляемой участниками группы, с темами, рождающимися и выделенными в ходе её работы;

- блокирование - вмешательство консультанта в целях прекращения непродуктивного поведения в группе, осуществляемое без нападения на личности, осуществляемое, в частности, если один участник группы вторгается в личный мир другого, задавая и настаивая на ответе на личный вопрос, и т.п.

Примечание: Дж. Кори предлагает блокировать такие поведенческие паттерны, как:

а) «козёл отпущения» - члены группы «ополчились» на конкретного человека и выражают свои чувства неприемлемым способом;

б) групповое давление - давление одних участников группы на других, для достижения определённых действий с их стороны или осуществления изменений. Блокирование в данном случае возможно через предоставление обратной связи;

в) вопрос - участникам группы, задающим слишком много вопросов или допрашивающих других, можно предложить сформулировать вместо вопросов прямые утверждения;

г) завершение - умение консультанта завершить работу с участником группы или группой в целом.






Сейчас читают про: