Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Вопрос 2. Групповое консультирование




Групповое консультирование - это такой вид психологической помощи, когда клиент обсуждает свои жизненные трудности не только с глазу на глаз с психологом, но и с другими людьми, и сама группа является основным условием развития его личности и разрешения проблемы.

Групповое консультирование используется для решения проблем межличностных взаимоотношений и проблем социальной и культуральной реадаптации, включая разнообразные тренинги на основе внутригруппового взаимодействия, нередко на основе культурно-независимого подхода.

Консультативные группы сосредоточены на межличностной коммуникации и интерактивной обратной связи, а также применении различных методов, относящихся к принципу «здесь-и-сейчас».

Консультативные группы в значительной степени отличаются от других видов групп:

- от психотерапевтических групп по своим целям. Психотерапевтические группы характеризуются исследованием того, как можно изменить поведение, переживания и мысли клиентов, а также использованием меж- и внутриличностной оценок, диагнозов и интерпретаций для установления связи между материалом прошлого и событиями будущего;

- от образовательных или темо-центрированных групп, характеризующихся представлением участникам группы и обсуждением в ней знаний и навыков, полученных специалистом где-либо в ходе обучения;

- от групп, ориентированных на решение задач, которые характеризуются применением принципов групповой динамики, а также практиками/процессами совместного решения групповых проблем, построением команды и программы

развития консультирования;

- от групп краткосрочной групповой работы.

- от групп самопомощи или групп поддержки, в рамках которых объединяются люди со схожими жизненными трудностями или проблемами, создавая систему поддержки, которая защищает их от психологического стресса и стимулирует изменять свою жизнь:

Примечание: среди групп самопомощи выделяются, в частности (в американском обществе), такие разновидности:

- группы, ориентированные на тех, кто хочет усыновить ребёнка - Families Adopting Children Everywhere (FACE);

- группы для людей, до и после прохождения операций на сердце - Mending Hearts;

- группы для людей, которые волнуются по поводу потери веса или контроля над весом - Taking Off Pounds Sensibly (TOPS);

- группы для людей, которые потеряли близкого человека в результате самоубийства – Seasons;

- группы для тех, кто поражён психической болезнью и хочет расширить свои знания о ней - Alliance for the Mentally Ill (AMI);

- группы для тех, кто оказался отделённым от супруга/супруги или любимого человека или же разведен - New Beginnings;




- группы для женщин с раком груди - Reach to Recovery;

- группы анонимных алкоголиков и др.

Выделяются следующие виды консультативных групп (по критерию возраста):

- консультативные группы для детей;

- консультативные группы для подростков;

- консультативные группы для студентов и молодёжи;

- консультативные группы для взрослых;

- консультативные группы для пожилых людей.

Консультативные группы нацелены на росте и развитии участников группы, на освобождении от всего того, что препятствует этим процессам. Это отличает консультативные группы от групп терапевтических, которые сконцентрированы вокруг восстановления, лечения и реконструкции личности.

Преимущества группового консультирования перед индивидуальным:

- участники группы могут исследовать свой стиль отношений с другими людьми и приобрести более эффективные социальные навыки (например, учатся заботиться о других или не соглашаться с ними), в частности через эксперименты с альтернативными формами поведения;

- члены группы могут обсуждать своё восприятие друг друга и получать обратную связь о том, как их воспринимает группа, и отдельные её участники;

- группа в некоторой мере воссоздаёт привычный для её участников мир - социальный микрокосм, образец социальной реальности, и делает это тем сильнее, чем сильнее участники группы различаются по возрасту, интересам, происхождению, социально-экономическому статусу, типам проблем и др.;

- консультативные группы, как правило, предлагают своим участникам понимание и поддержку, что усиливает готовность членов группы исследовать и

разрешать проблемы, с которыми они пришли в группу.



Консультативные группы развиваются, и в этом процессе можно выделить

следующие стадии:

1) формирование группы;

2) ориентационная фаза;

3) переходная стадия;

4) рабочая стадия;

5) стадия объединения и закрепления полученного опыта, сосредоточенная на применении участниками группы полученного в группе, чем бы оно не являлось к повседневной жизни;

6) стадия постгрупповых мероприятий и оценки результатов работы группы.

В процессе работы с группой консультант может сталкиваться с т.н. «трудными» членами группы, действия которых следует рассматривать как часть группового процесса. Чтобы такие участники не истощали группу и не затрудняли продуктивную работу с остальными, на них полезно обратить внимание группы, показать им, как они выглядят в глазах других, а также обратить внимание остальных участников группы на их собственные реакции на сопротивляющихся членов группы.

Дж. Кори рекомендует консультанту также активно работать с собственной реакцией на сопротивление членов группы, т.к. при её игнорировании консультант может оказаться «выключенным» из взаимодействия с группой.

Навыки эффективного группового консультанта:

- активное слушание, подразумевающее полное внимание к говорящему и чувствительность к коммуникации на вербальном и невербальном уровнях;

- перефразирование того, что говорит клиент, в частности для того, чтобы смысл сказанного (включающий в себя, в частности чувства мысли, переживания, понимание «проблемы» и отношение к ним) стал понятен ему самому и другим членам группы, а также для предоставления обратной связи участникам группы и сообщению им, что их понимают, а также как-то относятся к тому, что они сообщают;

- разъяснение - фокусирования внимания на ключевой теме, проблеме и отношении к ней, всестороннее её осмысление;

- подведение итогов - сведение воедино важнейших моментов и истории группового взаимодействия, для перехода от одной темы к другой. Особенно важно в конце сессии;

- вопросы;

- интерпретация - выраженное в форме гипотезы предложение возможных объяснений участникам группы чего-либо, в частности их мыслей, чувств, поведения их отношения к ним. Может помогать увидеть новые перспективы и альтернативы. Важно предлагать интерпретацию тогда, когда участник группы готов подумать над ней. Консультанту следует быть готовым, что интерпретация может быть отвержена;

- конфронтация - средство для изменения поведения участников группы. Она строится на несоответствиях, в частности, на несоответствиях между вербальными и невербальными сообщениями, которые наблюдаются в группе;

- отражение чувств - ответ на ключевые моменты того, о чём сообщает клиент;

- поддержка - обеспечение членов группы помощью и подкреплением, когда они раскрывают свою личность, исследуют болезненные чувства или идут

на риск; осуществляется с помощью «психологического присутствия»;

- эмпатия как чувствительность к «внутреннему миру» участников группы;

- фасилитация - практика расширения группового опыта и помощи членам группы в обогащении своих целей;

- инициативность - практика предотвращения нахождения и движения группы вне конкретного направления; сосредоточение внимания членов группы на значимой работе;

- постановка целей - практика помощи участникам группы отобрать, уточнить и согласовать собственные цели;

- оценивание и рефлексия - практика, сопровождающая группу на всех этапах группового процесса, направленная на себя, своё и/или групповое движение/продвижение в ходе группового психологического консультирования;

- обратная связь - сообщение наблюдений и отношения к различного рода проявлениям и действиям членов группы;

- совет, предложение - форма взаимодействия, помогающая участникам группы развивать альтернативные способы мышления и действия;

- защита - умение консультанта предохранять участников группы от излишнего психического или физического риска, связанного с различными

аспектами пребывания в группе, не перерастающая в родительскую позицию;

- самораскрытие - навык и знания консультанта о том, когда, что, как и в какой мере следует открыть о себе, и какой эффект это принесёт группе и её участникам;

- моделирование - практика обучения межличностной коммуникации, в ходе которой участники группы, наблюдая за действиями и проявлениями консультанта, учатся вести себя таким же образом;

- связывание групповой работы - организация взаимодействия между членами группы, в ходе связывания работы, осуществляемой участниками группы, с темами, рождающимися и выделенными в ходе её работы;

- блокирование - вмешательство консультанта в целях прекращения непродуктивного поведения в группе, осуществляемое без нападения на личности, осуществляемое, в частности, если один участник группы вторгается в личный мир другого, задавая и настаивая на ответе на личный вопрос, и т.п.

Примечание: Дж. Кори предлагает блокировать такие поведенческие паттерны, как:

а) «козёл отпущения» - члены группы «ополчились» на конкретного человека и выражают свои чувства неприемлемым способом;

б) групповое давление - давление одних участников группы на других, для достижения определённых действий с их стороны или осуществления изменений. Блокирование в данном случае возможно через предоставление обратной связи;

в) вопрос - участникам группы, задающим слишком много вопросов или допрашивающих других, можно предложить сформулировать вместо вопросов прямые утверждения;

г) завершение - умение консультанта завершить работу с участником группы или группой в целом.





Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 3513; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8781 - | 7150 - или читать все...

Читайте также:

  1. A)общий; b)альтернативный; c)разделительный; d)специальный (к выделенным словам); e)вопрос к подлежащему
  2. Exercise 1. Переведите следующие предложения на русский язык. Составьте вопросы к подчеркнутым словам
  3. Exercise 8. Дайте краткие и полные положительные и отрицательные ответы на вопросы
  4. FПодсказка. Найди определяемое слово, задай от него вопрос к причастию
  5. I Вопросы (общие для всех)
  6. I. Организационный момент. Логопед предлагает ученикам назвать слова, обозначающие предмет, действие, признак предмета, и к каждому из них поставить вопрос
  7. I. Подготовительный этап. 1. Изучите материал по теме «Туристские формальности», включая вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение
  8. I. Подготовительный этап. 1. Изучите материалы темы «Особенности организации внутреннего туризма», включая вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение
  9. II. Вопросы к экзамену по морфологии современного русского языка
  10. II. Специальный вопрос (Special Question)
  11. III. Итог занятия. Логопед: Назовите из текста действия предмета, к кото­рым можно задать вопрос; ЧТО ДЕЛАЕТ?
  12. III. РЕШЕНИЯ СУДА ЕС ПО НАЛОГОВЫМ ВОПРОСАМ (ОБЗОР)


 

3.81.29.226 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.