Переживающих утрату близких

В этой ситуации консультант должен помочь клиенту:

1) принять утрату разумом;

2) принять утрату чувством;

3) развить новую идентичность.

Примечание: утрата может притягивать другие утраты или способствовать приобретениям (динамика: «Я последую за…», после смерти матери пришло наследство).

Нормативный итог горевания(и для взрослых, и для детей):

- Этот человек умер. Он никогда не придёт.

- Его тело закопано в землю.

- Его душа на небе.

Патологические реакции:

- плачет об ушедшем;

- надеется на возвращение или начинает искать;

- ярко описывает ощущение его присутствия;

- злится из-за утраты и винит окружающих;

- страшится потерять др. близких;

- тревожность и странное поведение.

Возможные вопросы при работе с утратой

1) расскажите мне, что это был за человек;

2) как он обычно выражал свои чувства по отношению к Вам?

3) как Вы узнавали о его любви?

4) Если бы он оказался сейчас здесь, что бы Вы хотели сказать ему?

5) Какие у него были недостатки?

6) Расскажите о самых неприятных моментах в Ваших отношениях.

7) Расскажите о его характерных чертах. Может быть, Вы вспомните о нём что-то смешное?

8) Какими были его манеры? Что было характерным именно для него? Что больше всего его раздражало в любой области?

9) Какими были его привычки? Может быть, что-то в его привычках раздражало Вас? Если он курил, разбрасывал ли пепел по всему дому?

10) Что вообще Вас раздражало в нём больше всего?

О смерти

- Расскажите, как он умирал.

- Когда в последний раз Вы видели его?

- Какой была Ваша первая реакция на его смерть? Вы плакали?

- Удалось ли Вам с ним проститься?

О похоронах

- Расскажите, как его хоронили. Его кремировали?

- Приходили ли Вы на могилу? Сколько раз?

- Что было потом? Что произошло с его личными вещами?

- Убрали ли Вы в его комнате?

- Были ли у него особо любимые вещи? Что Вы с ними сделали?

- Что Вы сохранили?

- Пользуетесь ли Вы его вещами? Если вещь была сломана, то почини ли Вы её или нет? (Хорошо, когда починили).

Рекомендации:

- Стоит попросить показать альбом и понаблюдать за выражением лица человека.

- Если работа идёт плохо, то, возможно, у клиента чувство вины.

- Обратите внимание, как человек говорит об умершем: если часто повторяет, каким тот был хорошим, значит, это не так. Важно, чтобы клиент мог говорить об умершем как о реальном человеке, имевшем свои достоинства и свои недостатки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: