В этой ситуации консультант должен помочь клиенту:
1) принять утрату разумом;
2) принять утрату чувством;
3) развить новую идентичность.
Примечание: утрата может притягивать другие утраты или способствовать приобретениям (динамика: «Я последую за…», после смерти матери пришло наследство).
Нормативный итог горевания(и для взрослых, и для детей):
- Этот человек умер. Он никогда не придёт.
- Его тело закопано в землю.
- Его душа на небе.
Патологические реакции:
- плачет об ушедшем;
- надеется на возвращение или начинает искать;
- ярко описывает ощущение его присутствия;
- злится из-за утраты и винит окружающих;
- страшится потерять др. близких;
- тревожность и странное поведение.
Возможные вопросы при работе с утратой
1) расскажите мне, что это был за человек;
2) как он обычно выражал свои чувства по отношению к Вам?
3) как Вы узнавали о его любви?
4) Если бы он оказался сейчас здесь, что бы Вы хотели сказать ему?
5) Какие у него были недостатки?
6) Расскажите о самых неприятных моментах в Ваших отношениях.
|
|
7) Расскажите о его характерных чертах. Может быть, Вы вспомните о нём что-то смешное?
8) Какими были его манеры? Что было характерным именно для него? Что больше всего его раздражало в любой области?
9) Какими были его привычки? Может быть, что-то в его привычках раздражало Вас? Если он курил, разбрасывал ли пепел по всему дому?
10) Что вообще Вас раздражало в нём больше всего?
О смерти
- Расскажите, как он умирал.
- Когда в последний раз Вы видели его?
- Какой была Ваша первая реакция на его смерть? Вы плакали?
- Удалось ли Вам с ним проститься?
О похоронах
- Расскажите, как его хоронили. Его кремировали?
- Приходили ли Вы на могилу? Сколько раз?
- Что было потом? Что произошло с его личными вещами?
- Убрали ли Вы в его комнате?
- Были ли у него особо любимые вещи? Что Вы с ними сделали?
- Что Вы сохранили?
- Пользуетесь ли Вы его вещами? Если вещь была сломана, то почини ли Вы её или нет? (Хорошо, когда починили).
Рекомендации:
- Стоит попросить показать альбом и понаблюдать за выражением лица человека.
- Если работа идёт плохо, то, возможно, у клиента чувство вины.
- Обратите внимание, как человек говорит об умершем: если часто повторяет, каким тот был хорошим, значит, это не так. Важно, чтобы клиент мог говорить об умершем как о реальном человеке, имевшем свои достоинства и свои недостатки.