Консультирование в организации строится в соответствии с одной из четырех концептуальных моделей:
1). Модель обеспечения. Консультант-эксперт обеспечивает прямое обслуживание консультируемых, которые не имеют времени, желания или возможностей для решения проблемы. В этом случае эксперты разрешают трудные проблемы за консультируемого;
2). Модель «доктор-пациент». Консультант объясняет клиенту, что неправильно в его отношениях с третьими лицами или в его позиции, и что в связи с этим необходимо предпринять;
3). Модель посредничества. Консультанты-эксперты действуют как координаторы. Их главная функция состоит в объединении услуг разных людей, которые пытаются разрешить проблему. Благодаря посредничеству услуги осуществляются систематически и их несогласованность уменьшается;
4). Модель сотрудничества. Консультанты помогают в процессе выработки решения. Их главная задача в том, чтобы вовлечь консультируемых в активный поиск решения задачи. При содействии консультанта клиент активно формулирует свои проблемы, анализирует изменения, генерирует возможные пути их решения.
|
|
Модели консультирования
Модели Этапы | Экспертное (нормативное) консультирование | Консультирование проектное (доктор - пациент) | Консультирование процессное (со-трудничество) | ||
Клиент | Консультант | Клиент | Консультант | Команда (клиент + консультант) | |
I. Определение проблемы | * | * | * | ||
II. Разработка рекомендаций | * | * | * | ||
III. Организация внедрения рекомендаций | * | * | * |