Понятие территориального общественного самоуправления

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселения, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Таким образом, территориальное общественное самоуправление следует рассматриваться как самоорганизацию граждан по месту жительства и как форма непосредственного участия населения в местном самоуправлении.

Эта форма участия граждан в местном самоуправлении является наиболее приближенной к населению и имеет ряд специфических особенностей[50]:

- возникает только там, где есть инициатива граждан;

- отличается многообразием своих уровней (от подъезда дома до микрорайона или поселка);

- может иметь или не иметь статус юридического лица и соответствующие элементы - название, устав, руководящий орган (совет микрорайона, комитет территориального общественного самоуправления, старший дома или подъезда);

- может брать на себя несколько полномочий по решению вопросов местного значения либо выполнять лишь одну функцию.

Правовой основой деятельности территориального общественного самоуправления является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», законодательство субъектов РФ, уставы муниципальных образований и муниципальные правовые акты органов местного самоуправления.

В новом законе установлена иерархия правовых актов, регулирующих вопросы территориального общественного самоуправления, которые закрепляют приоритет федерального законодательства по отношению к уставам муниципальных образований и иным муниципальным правовым актам органов местного самоуправления, и устанавливают, что вопросы правового регулирования, организации и деятельности ТОС отнесены к компетенции органов муниципальной власти.

Являясь частью общей системы местного самоуправления в Российской Федерации, система территориального общественного самоуправления включает в себя общие собрания, конференции граждан и другие территориальные формы непосредственной демократии, а также советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, кварталов, многоквартирных жилых домов, подъездов, улиц и других территорий проживания граждан.

Следует отметить, что в отличие от общественных объединений органы территориального общественного самоуправления действуют исключительно в пределах части территории муниципального образования, населенного пункта. Они объединяют население не на основе членства, связанного с какими-либо условиями (соблюдение устава, уплата членских взносов и т.п.), а на основе совместной работы по выполнению определенных задач в области обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно-бытовых и иных запросов, защиты их прав и интересов[51].

При этом основными отличиями органа территориального общественного самоуправления от органа общественной самодеятельности являются следующие:

1. Орган территориального общественного самоуправления создается в выборном порядке; его учредителем является большинство граждан, проживающих на данной территории.

2. Орган территориального общественного самоуправления вправе представлять и защищать интересы всего населения данной территории в государственных и негосударственных организациях, учреждениях, предприятиях, в том числе через реализацию права нормотворческой инициативы в местных органах власти.

3. Орган территориального общественного самоуправления вправе приобретать распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения, делегируемых или передаваемых органами местного самоуправления в соответствиями с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации о местном самоуправлении которые по – разному определяют и трактуют эту форму самоуправления населения.

В одних субъектах Российской Федерации территориальное общественное самоуправление входит в систему органов местного самоуправления, в других они функционируют в качестве некоммерческой общественной организации и поэтому полностью независимы от муниципальной власти и работают без их поддержки.

В ряде крупных городских муниципальных образованиях принимают собственные муниципальные правовые акты, регулирующие деятельность органов территориального общественного самоуправления. Так, в городе Челябинск принято положение «О территориальном общественном самоуправлении», которое закрепило правовые, экономические, финансовые основы и сферы компетенции органов ТОС в муниципальном образовании[52].

В нем закреплено правило, по которому орган ТОС осуществляет свою деятельность на соответствующей территории (микрорайон, поселок) муниципального образования. Граница территории действия органа ТОС устанавливаются по предложению жителей данных территорий исходя из исторических, социально-экономических и иных признаков целостности жилищно-коммунальных служб и в пределах архитектурно- планировочных зон или жилых комплексов и утверждается представительным органом местного самоуправления. На одной территории муниципального образования может действовать от имени жителей только один орган территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления в соответствии со своими уставами могут являться юридическими лицами в форме некоммерческой организации и осуществлять хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально – бытовых потребностей граждан, проживающих на территории деятельности ТОС. Однако органам территориального общественного самоуправления не могут передаваться полномочия по принятию нормативных правовых актов.

Анализ практической деятельности органов территориального общественного самоуправления позволяется условно выделить три модели ТОС [53]:

1. ТОС как общественная организация: помощь неимущим, организация досуга (города Центральной России).

2. ТОС как посредник между жителями и властями: согласования по земельным отводам, составление планов развития территории, согласование планов застройки, информирование населения - выпуск газет и информационных листков, благоустройство, занятость подростков, содействие в охране общественного порядка (города Сибири и Урала).

3. ТОС как хозяйствующий субъект: содержание и ремонт жилого фонда, благоустройство, застройка микрорайона (Москва).

От выбранной модели зависит система финансирования ТОС. Первая модель подразумевает минимальное финансирование проектов; вторая - договорные отношения с администрациями, получение средств под конкретные функции; третья – закрепление за органами ТОС части налоговых поступлений и коммунальных платежей.

Практика становления и развития территориального общественного самоуправления в субъектах Российской Федерации показала определенные различия в организации ТОС в сельских и городских поселениях.

В сельских населенных пунктах активно действует такая форма участия жителей в решении местных вопросов, как сходы граждан, а органы территориального самоуправления существуют в форме старост.

В городских муниципальных образованиях действенной формой участия населения являются участие в конференциях, а основными видами органов ТОС являются комитеты и советы территориального общественного самоуправления, состоящие из уличных и домовых комитетов, старших по улицам, домам, подъездам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: