Органы и выборные лица территориального общественного самоуправления

Органы территориального общественного самоуправления являются одним из важнейших элементов всей организации местного самоуправления, формой участие граждан в решении местных вопросов по месту жительства.

Органы ТОС создаются по инициативе населения на основе их добровольного волеизъявления, как правило, путем выборов на общих собраниях или конференциях граждан по месту жительства.

Органы местного самоуправления по предложению инициативных групп граждан согласовывают порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов органов ТОС на территории муниципального образования. Подготовка и проведение собрания (конференции) по выборам органов ТОС должна проводиться, открыто и гласно. Все жители должны быть заблаговременно оповещены о месте, времени проведения и рассматриваемых на собрании (конференции) вопросах. Условия оповещения, нормы представительства, порядок выборов органов ТОС определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Расходы, связанные с выборами органов территориального общественного самоуправления, по решению представительного органа местного самоуправления могут финансироваться из средств местного бюджета.

Общее собрание граждан, как высший руководящий орган ТОС является правомочным при участии в них не менее половины жителей, достигших 16 лет, проживающих на соответствующей территории.

Конференция граждан проводится в случаях, когда из-за большой численности населения в жилых микрорайонах городов проведение собрания невозможно. При этом установленные нормы представительства на конференцию должны обеспечивать жителям возможность избрания делегатов на конференцию из числа граждан достаточно им известным (например, один представитель от подъезда в многоэтажном доме, либо от дома малоэтажной застройке, от улицы с частной застройкой или нескольких домов на такой улице). Конференция считается правомочной при участии в ней не менее избранных делегатов, достигших шестнадцатилетнего возраста.

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление относятся:

- принятие решения об учреждении и ликвидации ТОС;

- принятие устава органа ТОС, внесение в него изменений и дополнений;

- установление структуры органов ТОС;

- избрание органов ТОС;

- определение основных направлений деятельности ТОС;

- утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;

- рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС;

-решение других вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.

В том случае, если органы ТОС имеют обособленное имущество, финансовые и иные средства, занимаются хозяйственной деятельностью, должен быть избран контрольный орган, например, ревизионная комиссия с установленными в уставе ТОС собственными полномочиями.

Срок полномочий органов ТОС определяется его уставом и, как правило, соответствует сроку полномочий представительного органа местного самоуправления. Однако общие собрания или конференции жителей могут устанавливать и другой срок полномочий органов территориального общественного самоуправления.

Собрания, конференции граждан созываются органами ТОС, органами местного самоуправления, а также соответствующими инициативными группами жителей по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

В соответствии с новым Федеральным законом № 131 органы территориального общественного самоуправления наделяются следующими полномочиями:

- представляют интересы населения, проживающего на территории ТОС;

- обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

- могут осуществлять хозяйственную деятельность на содержание жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально – бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

- вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, которые подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления.

Развитие системы органов ТОС свидетельствует, что наиболее распространенной формой общественного самоуправления граждан являются комитеты (советы) территориального самоуправления которые обладают более разветвленной структурой и полномочиями.

На рисунке 13.1 приведена примерная структура организации комитета ТОС в микрорайоне, поселке.

Совет (комитет) ТОС в крупном городском микрорайоне, состоит из домовых и уличных комитетов, старших по подъездам, советов общежитий, ревизионной комиссии. По отдельным вопросам деятельности Совета (комитета) ТОС могут создаваться комиссии (по работе с детьми и ветеранами, по благоустройству).

В большинстве случаев домовые (уличные) комитеты создаются на базе муниципального жилого фонда и работают без образования юридического лица. Деятельность уличных и домовых комитетов во многих городских муниципальных образованиях направлена в основном на проведение ремонта жилого фонда и благоустройства дворовых и уличных территорий.

За выполнение своих обязанностей председатели уличных и домов могут получать льготы по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов от их стоимости[54]. Однако подобная практика поощрения деятельности председателей первичных органов ТОС в большинстве регионов Российской Федерации не получила развития.

Советы (комитеты) территориального общественного самоуправления микрорайонов, поселков избираются ввиду большой численности жителей в основном на конференциях граждан соответствующей территории.

Так, в соответствии с Положением «О территориальном общественном самоуправлении в городе Челябинске» в состав комитета ТОС могут входить председатели домовых комитетов, старшие улиц, поселков, представители общественных организаций (женсовета, совета ветеранов), представители жилищно-эксплуатационных служб данной территории, участковые инспектора. Избранными в состав комитета ТОС (КТОС) считаются граждане, получившие более половины голосов делегатов, присутствующих на конференции. Также на конференции избираются председатель КТОСа и его заместитель (заместители) простым большинством голосов от числа присутствующих, которые должны постоянно проживать на территории данного комитета. Председатель и заместитель (заместители) председателя КТОСа избираются на срок полномочий городской Думы.

Для осуществления своих функций председатель КТОСа в соответствии с уставом наделяется полномочиями:

- представляет интересы жителей микрорайона, поселка;

- является членом муниципального Совета района;

- разрабатывает и предоставляет в администрацию района план работы, смету доходов и расходов КТОСа на квартал (год);

- проводит прием граждан микрорайона (поселка);

- ежегодно отчитывается о деятельности комитета территориального общественного самоуправления на собрании (конференции) граждан микрорайона, поселка.

Рис. 13.1. Примерная структура организации комитета ТОС в микрорайоне (поселке)

В подавляющем большинстве комитеты (советы) ТОС формируются из числа лиц старшего возраста, имеющих необходимый жизненный и профессиональный опыт. Анализ качественного состава 121 председателя КТОС муниципального образования «город Челябинск» проведенный в 2002 г. показывает, что более 85% из них имеют высшее и среднее специальное образование. По специальности это учителя, инженеры, технические работники, сотрудники жилищных служб, предприниматели. Возраст председателей: до 40 лет составляют около 15%, от 40 до 60 - 67% и старше 60 лет - 18%. Из числа избранных председателей КТОСов 72% составляют женщины. Численный состав комитетов различный и составляет от 7 до 15 человек.

В ряде муниципальных образований Российской Федерации (Омск, Пермь, Челябинск) председатели комитетов (советов) ТОС получают за свою работу вознаграждение из местного бюджета, размер которых составляет от 1000 до 1500 рублей в месяц. В других городах (Оренбург, Новосибирск) вознаграждение руководителей органов ТОС осуществляется в виде разовых поощрений или премий, а в большинстве городов они возглавляют комитеты на общественных началах.

Орган территориального общественного самоуправления считается утвержденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления городского или сельского поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В уставе органа ТОС должны содержаться следующие положения:

- границы территории органов ТОС;

- цели, задачи, формы и основные направления деятельности органов ТОС;

- порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;

- порядок принятия решений;

- порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

- порядок прекращения деятельности органов ТОС.

Практика показывает, что основанием досрочного прекращения полномочий органов ТОС могут являться:

- принятия собранием, конференцией граждан, проживающих на территории, решения о выражении недоверия комитету;

- самороспуска органа ТОС;

- по решению суда в случае неоднократного нарушения законодательства РФ, положения о территориальном общественном самоуправлении, устава органа ТОС.

Созданные органы территориального общественного самоуправления подлежат регистрации в органах муниципальной власти, которые ведут собственные реестры органов ТОС.

Конкретный порядок учета органов ТОС регулируется уставами муниципальных образований или другими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в которых указываются орган, осуществляющий регистрацию ТОС, порядок регистрации и перечень необходимых документов, основания для отказа в регистрации ТОС.

3. Компетенция и основные направления деятельности органов

территориального общественного самоуправления

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации компетенция органов ТОС определяется уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также уставами органов ТОС.

Однако полномочия органов ТОС, касающиеся права реализации собственных инициатив по вопросам местного значения, должны определяться населением на собраниях и конференциях при принятии устава органа территориального общественного самоуправления. В связи с этим в нормативных правовых актах местного самоуправления, как правило, устанавливается собственная компетенция органов ТОС для реализации своих полномочий.

В соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований органы ТОС для осуществления своих целей и задач могут наделяться следующими полномочиями:

1. Представлять интересы жителей соответствующей территории;

2. Привлекать население к участию на добровольной основе в мероприятиях по обеспечению сохранности жилого фонда, санитарной очистке, благоустройству и озеленению территории;

3. Обращаться с инициативой в органы местного самоуправления муниципального образования по формированию планов социально – экономического развития территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление.

4. Проводить информационно – разъяснительную работу с населением, а также опросы граждан в целях изучения общественного мнения.

5. Содействовать в проведении мероприятий по предупреждению правонарушений, охране общественного порядка, обеспечению пожарной безопасности.

6. Вносить предложения по вопросам обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли, бытового и транспортного обслуживания.

7. Участвовать в обсуждении решений совместно с органами местного самоуправления в области градостроительной деятельности в соответствии с действующим законодательством.

8. Вносить предложения по созданию условий для организации досуга, массового отдыха жителей, привлекать население соответствующей территории к участию в культурно – массовых мероприятий.

9. Вносить предложения по созданию условий для развития на соответствующей территории массовой физической культуры и спорта, привлекать население соответствующих территорий к участию в спортивных мероприятиях.

10. Осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды на соответствующий территории.

11. Создавать объединения (фонды, советы, ассоциации) с другими органами территориального общественного самоуправления.

Объем полномочий, выполняемых органами ТОС зависит от ряда факторов, основными из которых являются:

- выбор организационной формы органа ТОС;

- правовой статус органа ТОС;

- наличие инициативы и желания жителей, проживающих на территории ТОС;

- авторитет и личность руководителя органа ТОС.

Анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность территориального общественного самоуправления, уставов органов ТОС, показывает, что в первую очередь их полномочия и виды деятельности зависят от организационной формы органов территориального общественного самоуправления.

В компетенцию домового (уличного) комитета входит осуществление следующих полномочий:

- представление интересов жителей соответствующих многоэтажных домов и улиц;

- обеспечивать выполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

- привлекать жителей для добровольного участия в работе по благоустройству и улучшению состояния своих территорий;

- осуществлять общественный контроль за содержанием жилого фонда и придомовой территории, переводом жилого фонда в нежилой в соответствии с техническими нормами перепланировки квартир;

- содействовать органам социальной защиты в оказании помощи социально – незащищенным категориям населения, проживающим на территории;

- кооперировать по решению собрания, конференции личные средства жителей дома (улицы) на удовлетворение социально – бытовых потребностей местного сообщества;

- осуществлять контроль над работой управляющей компании по своевременному и качественному предоставлению жильцом коммунальных услуг, благоустройству придомовой территории.

Основными функциями домовых и уличных комитетов являются осуществление взаимодействия с руководством управляющей компанией по управлению многоквартирным домом, благоустройства придомовой территории, оказание помощи престарелым гражданам, инвалидам, малоимущим, в поселках решение проблем санитарного состояния улиц, привлечение жителей к проведению общественных работ, организация вывоза твердо – бытовых отходов со своих территорий.

Комитеты (советы) территориального общественного самоуправления имея более развитую структуру, осуществляют более широкие полномочия в решении местных вопросов, к которым относятся:

- составление проектов планов и программ развития соответствующей территории и бюджетных заявок для органов местного самоуправления;

- представление и защита интересов жителей микрорайонов;

- информирование населения о местных проблемах (газеты, информационные бюллетени), организация обсуждения планов застройки;

- подготовка предложений по вопросам жизнедеятельности территории для администрации и представительного органа местного самоуправления;

- вовлечение населения в выполнение некоторых общественных работ в микрорайоне;

- содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка и профилактике правонарушений;

- осуществление общественного контроля:

а) за содержанием жилого фонда, дворовых территорий, тротуаров и других объектов коммунального хозяйства и благоустройства;

б) за соблюдением законодательства, а также санитарно-гигиенических норм на предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

в) за соблюдением условий использования и охраны природных объектов, находящихся на соответствующей территории;

- оказание материальной помощи социально незащищенным слоям населения (инвалиды, малоимущие семьи);

- проведение культурных, спортивных и других мероприятий для жителей;

- содействие охране памятников истории и культуры;

- внедрение новых обрядов и традиций, развитие народного творчества;

- организация общественных приемных, консультирование жителей, защита их интересов в суде.

- внесение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов.

Необходимо отметить, что компетенция комитетов (советов) ТОС, имеющих статус юридического лица значительно шире, так наряду с вышеперечисленными функциями они вправе осуществлять хозяйственную деятельность, направленную для удовлетворения социально – бытовых потребностей жителей, проживающих на самоуправляющих территориях.

Комитеты (советы) ТОС, прошедшие государственную регистрацию и получившие статус юридического лица, могут наделяться с их согласия отдельными муниципальными полномочиями с выделением финансовых ресурсов на их реализацию. Такая передача осуществляется на основе договоров и соглашений с органами местного самоуправления.

Таким образом, существующие функции органов ТОС можно подразделить на следующие основные группы[55]:

1. Представительные (согласование от имени населения планов развития, землеотводов).

2. Распорядительные (определение направлений расходования средств, предусмотренных на благоустройство, социально – экономическое развитие территории и т.д.).

3. Исполнительные (организация непосредственного выполнения работ по благоустройству, досугу подростков, пенсионеров, охране общественного порядка, содержанию и ремонту жилого фонда и т.п.).

4. Благотворительные (организация благотворительной помощи инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям, одиноким престарелым, шефство над детскими домами, сиротами).

5. Информационные (информирование населения, проведение опросов, сбор предложений).

6. Контрольные (контроль за деятельностью муниципальных служб предприятий торговли, рынков).

В настоящее время массовому развитию ТОС препятствует недостаточная поддержка органов местного самоуправления, а также низкая активность населения.

В тоже время благодаря территориальному общественному самоуправлению развиваются и укрепляются важнейшие элементы гражданского общества, повышается активность населения в решении социальных и экономических вопросов развития территорий, выявляются и используются внутренние резервы территории.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Назовите определение территориального общественного самоуправления.

2. Как образуются органы ТОС.

3. Какие основные отличия органов ТОС от общественных организаций.

4. Назовите основные организационные формы ТОС.

5. Перечислите основные разделы Устава комитета (совета) ТОС.

6. Перечислите основные направления деятельности органов ТОС в муниципальном образовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: