Существующая система управления военными сообщениями, хотя и отработана огромным опытом выполнения воинских перевозок, но в современных условиях несколько ограниченна, как по возможностям планирования оперативного контроля, учета и анализа состояния путей сообщения и воинских перевозок, так и по возможностям принятия и обоснования рациональных решений по службе военных сообщений, включая быструю адаптацию должностных лиц органов военных сообщений к постоянно меняющейся оперативно-тыловой и транспортной обстановке и к непредвиденным сбоям в работе транспорта.
Основная причина этой ограниченности состоит в том, что оперативность контроля, учета и анализа состояния путей сообщения, транспорта и хода выполнения воинских перевозок связана с переработкой огромного объема информации в сжатые сроки, а принятие решений по управлению опирается в основном на опыт и интуицию должностных лиц.
Вместе с тем, рост объемов информации в военное время, повышение требований к скорости принятия решений на фоне нарушения системы управления и непрерывности воинских перевозок в результате воздействия противника значительно повышает актуальность рассмотрения одного из важнейших элементов управления воинскими перевозками - регулирования воинских перевозок, как способа обеспечения их непрерывности с целью выполнения перевозок в установленные командованием и планом сроки.
План воинских перевозок, разработанный на определенный период, представляет собою лишь основу организации перевозок.
Этот план предусматривает бесперебойное продвижение войск и грузов от пунктов (районов) погрузки к пунктам (районам) выгрузки.
Однако зачастую потоки воинских перевозок, особенно если перевозки носят массовый характер и накладываются на уже существующие размеры движения, резко меняют величину грузопотоков на данных направлениях или участках по сравнению с плановой среднесуточной величиной.
Поэтому погрузочно-выгрузочная способность станций, портов, аэропортов (районов), пропускная способность транспортных участков, и других переменных средств могут оказаться недостаточными для освоения возросших размеров перевозок.
Для предупреждения задержек в погрузке, выгрузке и продвижении эшелонов и транспортов необходимо своевременно развертывать технические средства и оперативно регулировать перевозки, устраняя все замешательства и недочеты.
В процессе выполнения перевозок в план перевозок могут быть внесены различные изменения и дополнения, вызванные рядом причин.
Основными причинами, которые могут вызвать необходимость осуществления регулировочных мероприятий, являются:
- перерывы в движении поездов (судов, самолетов) вследствие воздействия противника по объектам транспорта или стихийных бедствий;
- изменение оперативной, тыловой и транспортной обстановки, необходимость в связи с этим изменения направления движения воинских эшелонов и транспортов;
- систематическое воздействие авиации противника на объекты транспорта;
- значительная загруженность отдельных направлений и участков потоками перевозок;
- отставание темпа восстановления путей сообщений от темпа наступления войск;
- недостаточная пропускная и провозная способность некоторых участков района перевозки;
- указания вышестоящих начальников об изменении очередности пропуска эшелонов и транспортов;
- необходимость пропуска отдельных эшелонов и транспортов в определенное время суток;
- несвоевременное обеспечение перевозок транспортными средствами.
Этот перечень не исчерпывает всех причин, вызывающих необходимость проведения тех или иных регулировочных мероприятий, и может быть расширен в зависимости от конкретных условий оперативной и транспортной обстановки.
Чтобы обеспечить бесперебойное движение транспортных средств и ввод перевозок в план, а также предупреждать задержки в выполнении воинских перевозок из-за нарушений нормальной работы различных элементов транспортной системы (или по другим причинам), необходимо оперативно руководить этими перевозками, организуя четкое управление и регулирование всего процесса перевозок (погрузка, движение, выгрузка).
Под регулированием следует понимать комплекс мероприятий, направленных к обеспечению планового выполнения перевозок, который обеспечивает наилучшую организацию погрузки (выгрузки) и наилучшее продвижение воинских эшелонов и транспортов по транспортной сети.
Регулирование является органической частью управления перевозками.
Основными задачами регулирования воинских перевозок являются:
- обеспечение выполнения перевозок в срок, предусмотренный планом и в соответствии с дополнительными указаниями командования (заявками довольствующих органов);
- предупреждение затруднений в погрузке, движении и выгрузке в случаях нарушения или изменения плана перевозок;
- ликвидация в кратчайший срок возникших затруднений в погрузке, движении и выгрузке эшелонов и транспортов.
Регулирование, как правило, должно быть профилактическим, должно предшествовать затруднениям и предупреждать их.
Четкое регулирование обеспечивает непрерывность воинских перевозок и направлено на своевременное выполнение плана перевозок при его изменениях или нарушениях. Основные варианты регулирования воинских перевозок разрабатываются заранее, до возникновения нарушений планов перевозок. При выполнении воинских перевозок в соответствии с конкретной обстановкой должны уточняться ранее разработанные или проводиться другие регулировочные мероприятия.
В современных условиях организации и выполнения воинских перевозок военного времени будут использованы такие способы регулирования (отдельные или в комплексе), которые будут исходить из практической целесообразности и иметь основную цель: введение потока перевозок в намеченное ему планом русло, предупреждение задержек в движении воинских эшелонов и транспортов или ликвидации этих задержек в кратчайший срок.
Тем не менее, на основе опыта Великой Отечественной войны, опыта выполнения воинских перевозок в локальных вооруженных конфликтах, в деле выполнения воинских перевозок можно установить основные способы регулирования перевозок, которые применялись и, несомненно, будут применяться в зависимости от конкретных данных оперативной и транспортной обстановки, длительности нарушения планового выполнения перевозок, а также наличия сил и средств для проведения регулировочных мероприятий.
К основным способам проведения регулировочных мероприятий относятся:
- выгрузка войск (воинских грузов) на подходах к местам перерыва движения и направление их своим ходом (другим видом транспорта) в район назначения или в обход этих мест с последующей погрузкой и перевозкой первоначальным транспортом;
- временная задержка поездов или судов на подходах к местам перерыва движения;
- направление потоков воинских перевозок кружностью (по другим маршрутам);
- организация временного перегрузочного района;
- перенос погрузки (выгрузки) на другие станции (порта, аэропорты);
- изменение очередности или темпа погрузки (пропуска) эшелонов и транспортов;
- перенесение погрузки (выгрузки) с одного пункта на другой;
- увеличение пропуска поездов (судов, самолетов) за счет проведения организационно-технических мероприятий;
- временное снятие части менее важных перевозок;
- использование резерва пропускной способности.
В целом способы регулировочных мероприятий можно разбить по этапам перевозки и вариантам выполнения на:
1. Регулирование погрузки.
2. Регулирование отправления и продвижения транспортов и эшелонов.
3. Регулирование выгрузки.
4. Задержка транспортов и эшелонов на подходах к району замешательства в движении.
5. Назначение нового района сосредоточения (выгрузки) для войск и воинских грузов с изменением в случае необходимости направления движения.
6. Наиболее сложный случай поворота потока перевозок, каким является поворот перевозки в прямопротивоположном направлении.
7. Пропуск воинских эшелонов через решающие транспортные узлы (лимитирующие участки) с преимуществом перед другими перевозками.
Выбор наиболее рационального способа регулирования воинских перевозок зависит от конкретных условий оперативной, тыловой и транспортной обстановки, определяется его целесообразностью и осуществляется органами военных сообщений совместно с органами транспорта исходя из реально сложившейся обстановки, имеющихся ресурсов и установленного планом перевозок срока на организацию перевозочного процесса.
Проведение регулировочных мероприятий является очень сложной и ответственной работой, успешное осуществление которой способствует выполнению воинских перевозок в заданные сроки. Решение на проведение тех или других регулировочных мероприятий линейные органы военных сообщений могут принимать самостоятельно или по указанию командования и вышестоящих органов военных сообщений.
Выполнение воинских перевозок в современных условиях требует ускорения разработки планов, передачи и обработки различной информации, принятия оптимальных решений по планированию перевозок и управлению ими.