Организация маскировки объектов морского и внутреннего водного транспорта

Маскировка объектов является важным элементом обеспечения защиты, охраны и обороны объектов морского и внутреннего водного транспорта, повышения устойчивости работы транспортных объектов и непрерывности воинских перевозок.

Необходимость проведения мероприятий по маскировке, как одного из видов боевого обеспечения воинских перевозок, была подтверждена опытом войн и локальных вооружённых конфликтов.

В настоящее время появилась необходимость искать способы и приемы маскировки не только от наземной, морской и воздушной, но и космической разведки противника. При этом возможности средств разведки противника постоянно продолжают совершенствоваться.

Вероятный противник всегда проявлял и проявляет интерес к работе транспорта и воинским перевозкам. В военное время интерес к работе транспорта возрастет еще больше. Поэтому маскировка транспортных объектов и обеспечение скрытности воинских перевозок остаются важнейшими задачами, решаемыми органами ВОСО и транспорта.

Маскировка транспортных объектов, воинских морских и речных перевозок представляет собой совокупность организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на снижение эффективности разведки противника, введение его в заблуждение относительно работы транспорта по обеспечению боевых действий войск фронта (сил флота), соблюдению секретности и скрытности воинских перевозок.

Маскировка объектов транспорта, в зависимости от способов, целей маскировки и условий обстановки, может быть частичной или полной.

Частичная маскировка предусматривает скрытие от наблюдения отдельных видов вооружения, технических средств и оборудования.

Полная маскировка предусматривает скрытие от наблюдения отдельных строений, технических средств и оборудования портов и портовых пунктов, пунктов управления, а также корпусов рубок, надстроек, палуб, вооружения судов, занятых под воинские перевозки и переводимых объектов МО.

Определенная часть мероприятий по маскировке транспортных объектов и воинских перевозок проводится в мирное время. Комплекс этих мероприятий определен инструкциями по обеспечению скрытности и секретности воинских перевозок на морском и речном транспорте.

Для скрытия перевозок воинских эшелонов и транспортов и сохранения их секретности предусматриваются и проводятся следующие мероприятия:

- усиление контрольно-пропускного режима в портах и ограничение доступа к воинским погрузочно-выгрузочным местам;

- избежание встреч судов, имеющих воинскую технику на палубе, с иностранными кораблями, судами и самолетами;

- недопущение перевозки иностранцев и посторонних лиц на судах с воинскими грузами и эшелонами;

- выделение для стоянки объектов МО рейдов вне населенных пунктов, в том числе для постановки их в доки и на понтоны, или причалов, удаленных от общих мест пользования;

- маскировка переводимых (буксируемых) объектов;

- соблюдение правил секретности при оформлении и хранении грузовых, учетных документов, а также переговорах о воинских перевозках;

- проводка (буксировка) объектов МО в темное время суток мимо населенных пунктов, в которых имеются иностранцы.

Указанные мероприятия по маскировке в мирное время проводятся с целью сохранения военной и государственной тайны, и, прежде всего, в интересах видов ВС РФ. В военное время, кроме этого, маскировка на морском и речном транспорте выполняется в интересах операций.

Целями маскировки транспортных объектов, воинских морских и речных перевозок в операции являются:

- скрытие замысла командования и ввод противника в заблуждение относительно характера, объемов, направления, сроков воинских перевозок и перегруппировок войск фронта (сил флота);

- обеспечение скрытности развертывания морских перегрузочных районов, воинских погрузочно-выгрузочных участков, пунктов судоремонта, пунктов управления и узлов связи, формирования (расформирования) конвоев и десантных отрядов (ДЕСО), сосредоточения судов;

- уменьшение демаскирующих признаков транспортных объектов, перевозимых грузов, техники и войск;

- скрытие боевой техники и ее вооружения на верхних палубах судов.

Указанные цели маскировки достигаются проведением комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий на объектах транспорта.

Основными объектами маскировки на морском и речном транспорте являются:

- морские перегрузочные районы, отдельные порты, портовые и рейдовые пункты, запасные перегрузочные пункты, воинские погрузочно-выгрузочные места;

- паромные переправы;

- транспортный и промысловый флот, места его сосредоточения и производственной деятельности;

- судостроительные и судоремонтные заводы (предприятия);

- гидротехнические сооружения (гидроузлы, плотины, шлюзы, судоподъемники, мосты);

- маршруты движения транспортного и промыслового флота;

- базы, пункты снабжения, укрытия и отстоя переводимых объектов;

- загородные и подвижные пункты управления, защитные сооружения и узлы связи;

- перевозимые войска, техника и грузы.

С учетом особенностей транспортных объектов для их маскировки могут применяться те или иные средства, способы и приемы. Однако в любом случае должны соблюдаться следующие принципы маскировки: активность, убедительность, непрерывность, разнообразие и комплексность.

Активность маскировки заключается в целеустремленном навязывании противнику (его средствам разведки) ложного представления о намерениях командования по использованию транспорта для воинских перевозок, местах дислокации и направлениях движения флота, районах сосредоточения войск и воинских грузов.

Убедительность маскировки заключается в достижении правдоподобности проводимых ложных мероприятий и схожести их с действительными, соответствии этих мероприятий реально сложившимся условиям обстановки.

Непрерывность маскировки заключается в проведении мероприятий по ее обеспечению не эпизодически, а ежесуточно на протяжении всей операции. Это требование к маскировке вытекает как следствие из непрерывности ведения разведки противника.

Разнообразие маскировки предполагает проведение самых различных организационных и инженерно-технических мероприятий по ее обеспечению, исключение шаблонности и повторяемости одних и тех же приемов с целью недопущения раскрытия противником замысла командования.

Комплексность маскировки предполагает одновременное применение всевозможных способов, приемов и методов для маскировки объектов транспорта и воинских перевозок.

Основу маскировки транспортных объектов и воинских перевозок составляют организационные мероприятия (способы маскировки). В зависимости от условий оперативной и транспортной обстановки, направлений, объема, сроков и характера выполняемых воинских перевозок, наличия сил и средств для обеспечения маскировки к ним относятся:

- скрытие основного предназначения объектов (например, скрытно организуется развертывание морских перегрузочных районов, наведение паромных переправ и наплавных мостов, установка временных причалов и т. п.) и всего процесса перевозок или отдельных его элементов (погрузки, выгрузки, перехода);

- скрытие районов рассредоточения судов, войск, техники и грузов, периодическая смена указанных районов и срочный вывод из них судов, техники, войск при засечке районов средствами разведки противника;

- скрытие состава перевозимого (сохранение в тайне передислокации определенных видов ВС РФ, родов войск, техники и воинских грузов);

- скрытие защищенных, загородных, подвижных пунктов управления, узлов связи и обеспечение скрытности управления (переход на засекречивающие виды связи);

- организация или имитация ложных перевозок, в том числе на направлениях, противоположных действительным;

- демонстрация действительных перевозок на второстепенных направлениях;

- скрытие действительных и показ ложных морских (речных) перегрузочных районов.

- соблюдение режима секретности на всех этапах перевозки, усиление контрольно-пропускного режима на объектах.

Важную роль в обеспечении маскировки транспортных объектов, воинских морских и речных перевозок играет организационное мероприятие, основанное на использовании естественных, природных условий.

Это широко распространенный и повсеместно доступный способ скрытия перевозимых войск, техники, грузов; укрытия судов, плавмастерских, рейдовых и других подвижных средств.

Основными способами естественной маскировки являются:

- использование скрывающих свойств местности (гор, лощин, оврагов, лесов, шхерного и изрезанного бухтами побережья) для маскировки перевозимых войск, техники, грузов, а также судов и ВПВМ;

- использование видовых свойств местности (окраски местности, фона, структуры поверхности земли) для скрытия транспортных объектов, перевозимых войск и техники;

- использование гидрометеорологических и атмосферных условий (темного времени суток, непогоды, тумана) для скрытного сосредоточения, погрузки (выгрузки) войск, техники, грузов и перехода судов.

Инженерно-технические мероприятия по маскировке направлены на скрытие объектов путем применения инженерно-технических средств, а также использования различных физических полей. К основным инженерно-техническим мероприятиям по маскировке транспортных объектов, воинских морских и речных перевозок относятся: искусственные маски, светомаскировка, радиомаскировка, радиотехническая маскировка, радиолокационная маскировка, тепловая маскировка, радиационная маскировка, магнитометрическая маскировка, акустическая и гидроакустическая маскировка, дымовая маскировка.

Искусственные маски (маскировочные покрытия) обычно используются для маскировки судов, стоящих у причалов, а также техники, находящейся на берегу, судах, причалах и в районах ожидания (сбора).

Для маскировки боевой и транспортной техники на верхней палубе судов используются маски с мягким покрытием (комплекты табельных масок, брезенты, лагерные палатки и т. п.). Маски с жестким покрытием применяются для имитации перевозки крупногабаритных, тяжеловесных грузов (например, небольших кораблей, катеров, самолетов и вертолетов). В первую очередь подлежат маскировке пусковые установки, танки, орудия и та техника, которая раскрывает род войск и состав воинского эшелона.

Широкое применение для маскировки перевозимых войск и техники найдут универсальные маски со сборными жесткими каркасами, закрепляемыми на маскируемой технике. Такие маски закладываются в запас и хранятся на складах инженерных войск (морской инженерной службы).

Светомаскировка заключается в скрытии световых демаскирующих признаков (понижение освещенности объекта, установка светозащитных козырьков на местах погрузки, специальных устройств и дверных выключателей на судах и т. п.).

Радиомаскировка заключается в организации скрытой радио- и радиорелейной связи, имитация ложной системы управления перевозками (ведении «радиоигры»).

Радиотехническая маскировка предусматривает определенный режим работы радиоэлектронных средств, создание ложной радиотехнической обстановки, устранение демаскирующих признаков использования радиотехнических средств, затруднение работы радиотехнических средств противника.

Разновидностью радиотехнической маскировки является радиолокационная маскировка.

Радиолокационная маскировка судов и береговых объектов достигается следующими инженерными способами: экранированием, созданием масок-помех, выравниванием отражающих способностей фона и объекта, устройством ложных излучающих объектов.

Экранирование объектов обеспечивается применением масок-экранов и противолокационных покрытий.

Маски-экраны подразделяются на отражающие и поглощающие.

Отражающие маски это плоские отражатели — экраны из электропроводящих материалов. Они устанавливаются перед скрываемым объектом так, что отраженные электромагнитные волны не попадают на антенну РЛС противника. Отражающие маски изготавливаются из металлических сеток и радиотехнической ткани, обладающих хорошими отражающими свойствами. Они применяются для скрытия судов на местах стоянки, техники и береговых объектов от радиолокационного наблюдения.

Поглощающие маски это плоские экраны, частично рассеивающие и значительно поглощающие электромагнитную энергию РЛС. Они устанавливаются перед скрываемым объектом. Эти маски изготавливаются из материалов, хорошо поглощающих электромагнитную энергию радиолокационного диапазона (хворост, камыш, лапник, пиломатериалы, земля).

Маски-экраны также хорошо скрывают береговые объекты и от средств фотографирования.

Эффективным средством маскировки от радиолокационного наблюдения противника являются также маски-помехи. Они предназначаются для скрытия судов и береговых объектов путем установки уголковых отражателей, обеспечивающих слияние объектов на экране РЛС с береговой чертой (фоном местности). Кроме того, уголковые отражатели используются для имитации районов сосредоточения судов, войск и техники.

Тепловая маскировка заключается в скрытии тепловых демаскирующих признаков судов и береговых объектов, которые могут быть обнаружены инфракрасными средствами разведки, устройстве ложных тепловых целей.

Мероприятия по тепловой маскировке трудоемки в исполнении, поэтому они осуществляются заблаговременно при постройке судов и береговых объектов.

Тепловая маскировка, прежде всего, предусматривает уменьшение теплоизлучения объектов до такого уровня, при котором исключается или значительно снижается возможность их обнаружения инфракрасными средствами разведки или наведения на них ракет с тепловыми головками.

Для уменьшения теплоизлучения объектов широко применяется теплоизоляция котлов, труб, паропроводов, выхлопных устройств дизелей и т.д.

Для теплоизоляции используются стекловолокно, асбест и другие материалы, которые позволяют снизить температуру нагреваемых поверхностей с 250° до 40—50°С.

Другим способом тепломаскировки является утилизация тепла (его отдача с помощью теплообменников, уменьшения площади нагреваемых поверхностей, экранирования теплоисточников).

Перспективным способом тепловой маскировки судов и береговых объектов является применение специальных водяных аэрозольных завес (типа СВЗ), обладающих способностью существенно снижать температуру проходящих через них тепловых лучей.

Радиационная маскировка заключается в экранировании источников радиационных излучений специальными сооружениями, устройствами, каменной и земляной отсыпкой; поглощающими масками, а также имитации ложных радиоактивных объектов, обеспечивающих излучение с помощью искусственных изотопов.

Магнитометрическая маскировка предусматривает размагничивание судов, техники и вооружения, а также создание ложных магнитных полей, вводящих противника в заблуждение относительно расположения и перемещения транспортных объектов.

Акустическая и гидроакустическая маскировки заключаются в снижении уровня шумов береговых объектов и судов, использовании оптимальных режимов хода судов, а также создании ложных акустических и гидроакустических шумов с целью имитации транспортных объектов.

Дымовая маскировка заключается в постановке различных дымовых завес с целью скрытия транспортных объектов и воинских перевозок от визуального наблюдения, фотографирования и тепловой разведки противника. Дымовые завесы выставляются с помощью дымовых шашек и специальной дымовой аппаратуры. К дымовой маскировке относится также скрытие судов и береговых объектов за счет уменьшения дымовых факелов.

В современной войне особое внимание будет уделяться маскировке объектов морского (речного) транспорта и воинских перевозок от новых систем оружия.

К мероприятиям по маскировке транспортных объектов от новых систем оружия следует отнести:

- уменьшение информации о транспортных объектах, которая может быть использована для наведения оружия;

- скрытие и имитация объектов;

- использование защитных свойств местности.

Уменьшение информации о транспортных объектах способствует предотвращению контакта (привязки) средств наведения новых видов оружия с объектами. Этот вид маскировки вытекает из сущности принципов действия новых систем оружия.

Поиск целей и наведение на них средств поражения осуществляются с использованием различных излучений объектов (электромагнитных волн различных диапазонов, в том числе радиолокационного, тепловых и акустических полей и т. д.). Поэтому для скрытия транспортных объектов должны устанавливаться: определенный режим работы излучающих устройств, ограничение времени их действия, изменение рабочих частот, а в случае угрозы применения новых систем оружия по транспорту — полное прекращение работы излучающих устройств (радиомолчание, отключение РЛС и теплоисточников и т. п.). Уменьшению теплового излучения объектов (тепломаскировке) должно быть уделено особое внимание, так как это обеспечит защиту транспортных объектов от многих систем нового оружия.

Скрытие и имитация объектов также является достаточно эффективным средством их защиты от новых систем оружия (высокоточного, лазерного). В частности, этот метод маскировки является эффективным по защите от ракетно-ударного комплекса, в основе распознавания неподвижных целей которого лежит фотометрическая контрастность местности и объектов, т. е. маскировка объектов под фон местности обеспечит надежную защиту от этого вида оружия.

Наибольший эффект этот способ маскировки обеспечивает при применении дымообразующих и аэрозольных веществ. Дымообразующие вещества обеспечивают надежную маскировку транспортных объектов от технических средств разведки и систем наведения оружия, использующих видимую и ближнюю области инфракрасного спектра.

Кроме того, дымовые шашки, имея высокую температуру горения, могут сыграть роль тепловых «ловушек» для боеприпасов с инфракрасными головками самонаведения. Дымовые завесы и специальные аэрозоли практически являются «непрозрачными» для лазерного излучения в инфракрасной и видимой областях спектра. Поэтому скрытие транспортных объектов (судов, ВПВМ и др.) путем постановки дымовых и аэрозольных завес обеспечивает их защиту от оружия, использующего для самонаведения лазерную подсветку (высокоточное, лучевое и т. п.).

В настоящее время создаются различные аэрозоли, способные эффективно разрушать радиолокационные, радиометрические, лазерные, телевизионные каналы управления самонаводящихся средств поражения, которые могут использоваться для маскировки транспортных объектов.

Надежной защитой транспортных объектов от новых систем оружия является также естественная маскировка, т. е. скрытие объектов с использованием защитных свойств местности. Известно, что уровень радиолокационного, теплового и других видов излучения существенно снижается, если источники излучения (транспортные объекты) расположены в лесных массивах, котлованах, лощинах и т. д. Учитывая принципы наведения на цель новых образцов оружия, следует использовать и этот способ маскировки транспортных объектов. В момент угрозы применения высокоточного и лазерного оружия технику и войска необходимо скрывать за естественными масками (в лесных массивах, оврагах, лощинах за высокими заборами и т. п.).

Следует иметь в виду, что в условиях применения новых систем оружия маскировка может обеспечить исключительный эффект по защите транспортных объектов. Это подтвердил опыт локальных войн во Вьетнаме, Ливане и англо-аргентинском конфликте, когда всесторонняя и разнообразная маскировка объектов снижала эффект самонаведения средств поражения новых видов оружия на них в среднем на 30—40%.

Соблюдение вышеуказанных принципов и способов по маскировке и скрытности обеспечит необходимый эффект в проведении комплекса мероприятий, предусмотренного планом маскировки на операцию.

Оперативная маскировка на приморском театре военных действий, в том числе на транспортных коммуникациях, планируется и организуется штабом флота совместно со службой ВОСО флота исходя из условий обстановки.

Предложения по маскировке объектов транспорта и воинских перевозок, разработанные службой военных сообщений и согласованные со штабом флота, оформляются в виде самостоятельного раздела общего плана маскировки на операцию. В окончательно отработанном виде этот документ и представляет собой «План маскировки транспортных объектов и воинских морских (речных) перевозок».

Этот план утверждается командующим флота и доводится до непосредственных исполнителей в части, их касающейся.

Расчет потребных сил и средств для маскировки и ответственность за ее организацию возлагаются на соответствующие штабы родов войск, управления, отделы и службы фронта (флота).

Выполнение мероприятий по маскировке, в том числе на объектах транспорта возлагается на специальные войска: инженерные, химические, связи, радиоэлектронной борьбы, радиотехнические, гидрометеорологические, навигационно-гидрографические, ядерно-технические, космические, технического обеспечения и другие, входящие в состав фронта.

На флоте эти задачи решают соответствующие части, управления, отделы и службы (например, морская инженерная служба, техническое управление, химическая служба и т. д.).

Выполнение обширного комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий, предусмотренных Планом маскировки транспортных объектов, воинских морских и речных перевозок в операции, а также инструкциями и указаниями по соблюдению секретности и скрытности воинских перевозок, является непременным условием обеспечения устойчивой работы морского и речного транспорта, а в конечном итоге и успеха операций.

Комплекс мероприятий, выполняемых силами и средствами афронта, флота, флотилий, военно-морских баз и войск ПВО по обороне районов базирования, а также отдельные мероприятия |по защите транспортных объектов, выполняемые транспортными органами, смогут обеспечить устойчивую работу морского (речного) транспорта и непрерывность воинских перевозок

От грамотной организации защиты, охраны, обороны и маскировки транспортных объектов и воинских перевозок зависит успех операции, сокращение боевых потерь личного состава и техники, функционирование объектов транспорта в условиях военного времени по обеспечению действий войск и сил флота.

В связи с этим на должностных лиц службы военных сообщений возлагаются ответственные задачи по контролю за ходом подготовки и выполнения отдельных мероприятий защиты, охраны, обороны и организации маскировки на транспорте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: