Поступившие со склада первичные документы по движению материалов подвергаются проверке, после чего они служат основанием для записей в регистрах бухучета. Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии.
На некоторых предприятиях в бухгалтерии открываются на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которые на основании первичных документов записывают все операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки полностью повторяют карточки складского учета. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют оборотную ведомость аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на счетах синтетического учета. Это самый трудоемкий метод. Он может применяться на небольших предприятиях.
На других предприятиях все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о приходе и расходе каждого вида материалов записываются в оборотные ведомости, составленные в натуральном и денежном выражении в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов. При этом снижается трудоемкость учета, так как не нужно вести карточки аналитического учета, но возрастает вероятность ошибок.
|
|
При учете по оперативно–бухгалтерскому или сальдовому методу бухгалтерия не дублирует складского сортового учета ни в карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета непосредственно карточки складского учета материалов. При этом ежедневно или, по крайней мере, не реже одного раза в неделю бухгалтер проверяет правильность сделанных кладовщиком записей в карточках складского учета и подтверждает их своей подписью на карточках. В конце месяца заведующий складом переносит количественные данные об остатках на первое число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек складского учета в ведомость учета остатков материалов на складе. После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость остатков передается в бухгалтерию, где выводят итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу в натуральном и денежном выражении. При сальдовом методе учета материалов поступившие в бухгалтерию первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки (то есть оценки в денежном выражении) раскладываются в картотеке отдельно по приходу и расходу в разрезе складов и номенклатурных групп материалов. По истечении месяца картотеку используют для составления групповых оборотных ведомостей в суммарном выражении по каждому складу в отдельности.