Проверяя состояние учета, аудитор устанавливает, насколько точно и профессионально методика и организация бухгалтерского учета соответствуют требованиям Закона о бухгалтерском учете, Положению о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и другим национальным стандартам. В частности, анализируется следование плану счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению. В ходе проверки определяют, какие используются формы бухгалтерского учета, право выбора которых предоставлено предприятию. Аудитору необходимо знать набор учетных регистров и порядок записи в них при любой форме счетоводства.
Аудитор должен установить:
1. правильно ли организована работа аппарата бухгалтерии, то есть имеются ли должностные инструкции, распределены ли между работниками служебные обязанности, определена ли ответственность за их выполнение, утвержден ли график представления первичной документации и отчетов, осуществляется ли контроль за соблюдением графика и применялись ли меры дисциплинарного воздействия к лицам, виновным в его нарушении, имеется ли график документооборота внутри бухгалтерии с указанием срока завершения отдельных видов работ, обеспечены ли работники бухгалтерии необходимой нормативной документацией;
|
|
2. обеспечивается ли с помощью бухгалтерского учета отражение и контроль на счетах всех хозяйственных операций, контроль за наличием и движением имущества, использованием всех ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
3. осуществляет ли бухгалтерия, совместно с другими службами экономический анализ хозяйственной деятельности, установлены ли правильные взаимоотношения между работниками бухгалтерии и другими службами предприятия;
4. соблюдаются ли установленные положения о бухгалтерском учете и отчетности, порядок и сроки проведения инвентаризаций, каково качество проведенных инвентаризаций, то есть обеспечена ли после инвентаризации реальность всех статей, какова периодичность инвентаризаций и внезапных проверок наличия и сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств, обеспечивает ли постановка бухгалтерского учета и контроля на предприятии систему предупреждения недостач, незаконного расходования товарно-материальных ценностей и иных злоупотреблений;
5. каково качество оформления первичных документов, установлен ли контроль за их достоверностью, обеспечивают ли они своевременное отражение операций в учете;
6. соответствуют ли показатели бухгалтерского учета данным баланса и других форм периодической и годовой отчетности, направляемой в органы управления.