Методика построения психологического профиля неизвестного преступника в зарубежной криминалистике

(Отрывок из книги: Изучение личности преступника в методике расследования преступлений. Томск, 2000).

Научные исследования личности преступника в зарубежной науке раскрытия и расследования преступлений, на наш взгляд, ведут свои начала от исследований Ломброзо (Lombrozo), Хутона (Hooton), Месседаглия (Messedaglia), Марро (Marro), Гримальди (Grimaldi), Оттоленги (Ottolenghi) и многих менее известных авторов, пытавшихся на основе трудов, аналогичных работам Кречмера (Kretchmer), Шелдона (Sheldon) и Глюка (Glueck) установить тесную взаимосвязь между конституцией человека, его темпераментом и преступным поведением. Однако следует отметить, что подобные исследования, проводимые в конце XIX - начале XX века, были основаны исключительно на эмпирических данных, т.к. теоретические исследования в области генетики (а тем более психогенетики) в то время еще не проводились. Аргументы данной группы ученых не были приняты научным миром того времени. Первая попытка научного исследования личности преступника, таким образом, закончилась неудачей.

Как уже говорилось, возникновение криминалистической науки связано с деятельностью немецкого ученого-практика Ганса Гросса, создавшего в рамках новой науки также и методику раскрытия преступлений, основанную на познании личности преступника.

Примерно в это же время судебным медиком в Сиене, профессором Оттоленги, ставшим впоследствии ведущим криминалистом Италии, проводились исследования по методике Бертильона, заключающиеся в попытке создания системы уголовной регистрации, а через нее поиска преступника, по принципиально иному признаку - психологическому. При этом регистрировались произвольные и непроизвольные виды движений заключенных, а также "психические приметы", такие, к примеру, как способность к запоминанию и иные признаки(1). Однако, несмотря на достаточную инструментальную оснащенность (специально изобретенные для этого аппараты - динамометр и пластисмограф) и тщательность проведения исследований, поиск не дал достаточно надежных результатов, имеющих практическую ценность. Впоследствии подобные исследования проводились и другими криминалистами: Этчерли (Atcherli) в Великобритании, Фольшером (Folsher) в США, И.Н. Якимовым в России. После официального непризнания данного подхода в исследованиях личности преступника в зарубежной криминалистической науке интерес к психологии временно угас.

Одной из причин отхода от исследований личности за рубежом, на наш взгляд, была неразвитость методологии исследований. Так, в подавляющем большинстве университетских центров ученые-юристы не признавали самостоятельности криминалистической науки, а, следовательно, отказывались принимать идею о необходимости самостоятельных научных исследований в этой области, сводя их к запросам уголовно-процессуальной науки. Основная же причина временной утраты интереса к личности преступника объяснялась также уровнем развития психологии как науки в то время. Действительно, как видно из таблицы, до середины XX века не существовало психологической теории, на основе которой можно было бы сконструировать методику расследования преступлений, имеющую ориентацию на личность преступника. Дело в том, что психоанализ, получивший развитие в то время, на наш взгляд, не может быть положен в основу подобной методики, в силу незначительной возможности классификации личности преступника относительно характеризующих параметров. Теории же, разрабатывающие учение о психических свойствах личности, как возможных надежных идентифицирующих преступника средствах, были подтверждены с достаточно высокой степенью вероятности лишь в конце 50-х - начале 60-х годов нашего столетия. Настоящего же признания дифференциальная психология достигла только в середине 60-х годов - в период признания большого количества валидных опросников и тестов, предназначенных для оценки психических свойств личности (16PF, EPQ, MMPI, EPPS, CPI и другие).

Следует отметить еще одно направление исследований личности в зарубежной юриспруденции. XIX - XX век - время зарождения генетики, поэтому значительное место в криминологических и криминалистических исследованиях личности преступника в иностранной криминалистической науке занимали исследования генетического отклонения, влекущего антисоциальное поведение (так называемый 47-й кареотип XYY, и сходные с ним кареотипы - открытые в промежутке между 1961 и 1963 годом). Представляется ненужным излишне подробное описание данных исследований, достаточно указать на факт признания их результативности (см. работы Бартоломео (Bartholomeo), Сюзерленда (Sutherland), Мергена (Mergen), Винера (Wiener), Гравена (Graven), Фокса (Fox) и других). Несмотря на то, что подобные исследования имели преимущественно криминологическую природу, при этом рассматривались также и вопросы чисто криминалистического характера. Например, Фокс, исследуя преступников, имеющих 47 кареотип, установил закономерность физических проявлений соматических параметров у данных представителей преступного мира (2). В других исследованиях указывается на особенности дактилоскопического узора у представителей указанной группы преступников. Например, установлено, что у представителей данной группы:

· на пальцах чаще, чем в норме встречаются дуговые узоры

· отмечается тенденция к снижению гребневого ската и др.(3)

Но исследования данной группы преступников вскоре прекратились. Это произошло после признания мировой научной общественностью принципов канадского психофизиолога Хебба (Hebb). Основополагающий из них гласит, что "на становление фенотипических признаков влияют две категории условий, одинаково необходимых, хотя и действующих различными путями"(4). Однако сторонники исследований 47 кареотипа не отказались от строго конституциональной детерминанты фенотипа (хотя бы у отдельных представителей преступного мира), поэтому были подвергнуты обструкции, как это уже произошло с последователями Ч. Ломброзо.

Мы указали на данные исследования для того, чтобы определить, если не методологическое сходство рассматриваемых исследований с более поздними работами в области построения психологического профиля преступника, то целевую направленность, общий генезис данных методик. Так как результаты исследований отклоняющихся кареотипов не смогли выполнить социальный заказ общества, страдающего, в частности, от серийных преступников, то возникла необходимость в новой эффективной методике расследования преступлений. Подобная ситуация возникла вследствие того, что методика расследования, ориентированная на объект и объективную сторону, оказалась малоэффективной при раскрытии явно не мотивированных преступлений, совершаемых лицом, ведущим мобильное преступное существование. К данной группе преступников мы можем отнести серийных убийц, серийных взрывателей (бомбистов), серийных поджигателей и похитителей детей.

Первый случай построения психологического профиля неизвестного преступника в раскрытии преступления описан в книге американского психолога Джеймса Брусселя (Brussel) (1968 г.). На протяжении 50-х годов 20 века в Нью-Йорке неизвестное лицо за 8 лет совершило 32 взрыва. Официальное расследование не дало никаких результатов. Тогда полиция обратилась к психиатру для составления психологического профиля разыскиваемого лица. Заключение экспертов включало в себя информацию о возрасте, происхождении, семейном положении, некоторых деталях детства преступника. Заочно был поставлен диагноз и дано предположительное описание внешнего вида в момент совершения преступления. Впоследствии при аресте преступника данные выводы были подтверждены.

Следует, однако, отметить, что еще во время второй мировой войны в Министерстве Стратегической поддержки США (Office of Strategic Services - OSS) широко использовалось построение психологических профилей лидеров враждебных государств для получения детальной характеристики в целях предсказания их поведения.(5)

В середине 70-х в Национальной академии ФБР США были открыты курсы по применению криминальной психологии (FBI Applied Criminal Psychology) для агентов ФБР. Один из инструкторов этих курсов, агент Джон Дуглас (J. Douglas), неудовлетворенный уровнем преподавания, основанном преимущественно на статистическом анализе преступлений, совершаемых серийными преступниками, приступил к самостоятельному исследованию этого явления.

Без официального разрешения Дуглас и другой агент ФБР Боб Ресслер (Ressler) начали исследования в Калифорнийском государственном медицинском центре в Акавилле, используя метод интервью. Первое интервью с серийным убийцей Эдмундом Кемпером (Kemper) дало первую информацию о серийных преступлениях с точки зрения самого преступника. Следует отметить, что информацию о тактике поведения серийных преступников, в подавляющем случае получают при использовании данного метода (6). Причина использования метода интервью здесь достаточно проста. Метод анкетирования и тестирования применим в тех случаях, когда исследуется явление, ранее уже исследуемое, в отношении которого уже существует значительный объем статистической информации и психодиагностических методик. Метод наблюдения более применим в лабораторных условиях. В ситуациях, когда исследователь изучает свойство, которое отсутствует у него самого, когда он не обладает достаточной информацией об объекте исследования, использование метода интервью максимально эффективно. Следует отметить, что использование метода экспертных оценок (анализ уголовных дел) применительно к раскрытию преступлений по схеме "следы преступления - личность преступника" оказалось малопродуктивным. Объясняется это тем, что в материалах уголовных дел крайне редко встречается информация, которую можно задействовать при составлении психологического профиля неизвестного преступника. Возможно, именно этим фактором руководствовался Ч. Ломброзо, когда говорил: "Изучайте личность преступника - изучайте не отвлеченно, не абстрактно, не в тиши вашего кабинета, не по книгам и теориям, а в самой жизни...в обстановке их жизни, в условиях их материального существования".(7)

В 1979 году руководство ФБР обратило внимание на работу группы Дугласа и, освободив его от исполнения прямых обязанностей, назначило его ответственным за реализацию программы исследований "Личностно-преступное профилирование". В этом же году в исследовательскую группу вошла профессор психиатрии Пенсильванского университета Энн Буржесс (Ann Burgess). Национальный институт юстиции выделил на проведение исследования 400 тыс. долларов. Перед исследователями поставили следующие вопросы:

1. Каковы причины становления серийным убийцей и каковы возможности предотвращения подобного становления?

2. Каковы стимульные механизмы совершения преступлений?

3. Какая линия поведения жертвы оказывается наиболее оптимальной?

4. Каковы возможности социальной реабилитации серийного преступника?

В конце 1979 года благодаря первому официальному использованию метода психопрофиля был задержан серийный убийца Дэвид Карпентер (David Carpenter). В 1983 году Дуглас выступает с отчетом, построенном на анализе интервью 36 осужденных серийных преступников и 118 их жертв. Признав объективность выводов группы, руководство ФБР организует в 1984 году при Академии ФБР (Куантико, штат Верджиния) Национальный центр изучения насильственных преступлений. Создается единая национальная база данных - VICAP. Цель ее создания - объединить всю информацию в отношении серийных преступников. В 1988 году группа Дугласа издает работу "Сексуальные убийства: мотивационная модель"(8). С момента выхода данной книги метод построения психологического профиля преступника был признан почти всеми учеными-криминалистами мира.

В чем же заключается содержание методики построения психологического профиля неизвестного преступника (в США и Великобритании используется термин профилирование, в России термин "психологический портрет")? Рассмотрим основные составляющие данной методики.

Теоретическая основа метода базируется на утверждении, что личность преступника проявляется в его поведении. Постулируется, что некоторые часто повторяющиеся, привычные способы поведения доводятся до уровня автоматизма, неподвластного сознательному контролю.(9) Следы, оставленные на месте преступления, являются своеобразными "психологическими маркерами", позволяющими судить о привычных способах поведения, а через них о личности преступника.(10)

Суть метода заключается в том, что на основании представленных данных работники ФБР, специализирующиеся на составлении психологического профиля,(11) составляют примерное описание преступника, в котором указывается предполагаемый возраст, раса, пол, семейное положение, служебный статус, сексуальная зрелость, возможное криминальное прошлое, взаимоотношения с жертвой, вероятность совершения преступления в будущем.(12)

Задача составления психопрофиля заключается в том, чтобы на основе анализа преступной деятельности сделать предположение о психологических особенностях преступника, определив предварительно его личностные характеристики.

Сфера применения психопрофиля - преступления, в которых преступники в значительной степени индивидуализируют себя. Под этим понимается факт выражения в преступлении собственных фантазий, ситуация, в которой "фантазия становится поводом"(13). С определенным допуском можно сказать, что психопрофиль используется в случае, когда есть основания подозревать наличие у преступника какой-либо формы социопатии (форма DSM-IV по американской классификации психических болезней). Этот факт подчеркивает профессор Буржесс, указывая на специфический набор жизненных ценностей у подобных преступников(14), который является малопонятным для неспециалистов(15).

Следует отметить, что преступления, в которых нет выражения фантазии преступника, сильно ограничивают возможность использования метода построения психологического профиля, в силу отсутствия отражения в преступном событии ярко выраженных индивидуализирующих психических параметров.(16)

Функциональное назначение данной методики имеет следующую целевую нагрузку:

· Сужение круга подозреваемых методом исключения из их числа лиц, не подходящих под описание психологического профиля преступника.

· Обеспечение оперативно-розыскных органов информацией о личности неизвестного преступника.

Процесс построения психологического профиля состоит из пяти основных стадий.

· Стадия 1 - сбор информации. Построение психологического профиля начинается с тщательного осмотра места происшествия. Любая незначительная подробность может способствовать сужению круга подозреваемых лиц. В профилировании выделяют термины - первичная и вторичная сцена места преступления. Заключение будет тем эффективнее, чем меньше изменений в месте преступления внесено с момента его совершения, так как изменение обстановки может дать ложную трактовку личности преступника. Основными источниками информации выступают фотографии места происшествия (на каждой фотографии необходимо указать их природу - первичную или вторичную), специально созданные анкеты, заполняемые следователем во время проведения осмотра места происшествия, подробные результаты вскрытия трупа (если он имеется), максимально полная информация о жертве (для создания виктимологического "психологического портрета").

· Стадия 2 - классификация неизвестного преступника. Учитывая жесткий алгоритм поведения серийных преступников, а также классификацию их в базе VICAP, необходимо определить принадлежность преступника к достаточно однородной группе. Так как каждая категория преступников включает в себя уже наработанный объем вероятностных выводов, это позволяет еще больше сузить круг подозреваемых. В теоретическом аспекте основной акцент производится не на основании классификации, а на детализации классификационных групп. В этом заключается основное отличие американской методики построения психологического профиля неизвестного преступника от "психологической" методики раскрытия преступлений, предложенной Г. Гроссом. Доминантным классификационным основанием выступает факт организованности преступника. Под фактом организованности понимается степень планирования и фактор четкости определения жертвы. Следующее важное основание для классификации - мотивация преступника. Выделяют тип-призрак (целесообразность преступления оправдывается с точки зрения каких-либо моральных или религиозных взглядов) и тип-гедонист (преступление совершается в силу желания его совершить).(17) И третье основное основание - это целевое. Здесь выделяют преступника, сосредоточенного на процессе (в случае сексуальных убийств здесь идет ориентирование на изнасилование и убийство) и преступников, сосредоточенных на акте (в случае сексуального убийства идет ориентирование на изнасилование). Следует отметить, что третье основание относится в большей степени к серийным убийцам. Отметим, что приоритет оснований для классификации неизвестного преступника является вопросом, в котором на сегодняшний день отсутствует единая точка зрения.

· Стадия 3 - создание вероятностной модели. Учитывая индивидуальные особенности преступника, - выявленные по результатам первой стадии, а также информацию, полученную от VICAP, составляется психологический профиль преступника.

· Стадия 4 - предложение стратегии захвата. На основании заключения профилера (специалиста по построению психологического профиля) с достаточной степенью вероятности прогнозируются обстоятельства (место, время, жертва и т. д.) совершения следующего преступления и рекомендации по задержанию преступника.

· Стадия 5 - рекомендация к методам допроса. Данная стадия имеет отношение к криминалистической методике раскрытия преступления крайне опосредованное, представляя интерес для криминалистической тактики, поэтому представляется, что нет необходимости раскрытия ее содержания в этой работе.

Методика создания психопрофиля способствовала поимке сотен серийных преступников в США и европейских странах, доказав свою эффективность, однако она не свободна от ряда недостатков. Недостатки методики построения психологического профиля неизвестного преступника можно разделить на две группы: недостатки методологического характера самой методики и проблематичные моменты, возникающие при использовании данной методики на практике.

В числе методологических проблем самой рассматриваемой методики следует назвать четыре основных.

1. Недостатком данной методики является то, что профили "не называют "конкретных имен". Информация, содержащаяся в нем применима к достаточно большому числу людей. А поэтому метод построения психологического профиля в состоянии, в котором он находится на сегодняшний день, является лишь одним из средств оптимизации процесса раскрытия преступления и не может претендовать на бесспорную научную целостность и самостоятельность.

2. Метод применим к расследованию отдельных видов преступлений. Так, практика доказала эффективность его использования при раскрытии убийств на сексуальной почве с признаками садистского истязания жертвы, безмотивных поджогов и взрывов, причинении увечий жертве, ритуальных убийствах и изнасилованиях. Однако считается нецелесообразным применение данной методики без соответствующей адаптации в случаях, когда "жертва - лишь средство в достижение преступной цели"(18), либо в случае нахождения преступника в момент совершения преступления в состоянии наркотического опьянения (нивелирующего психические особенности преступника). В то же время практика показывает, что метод психопрофиля может успешно использоваться при раскрытии и иных видов преступления, например, похищении человека (19).

3. Как уже упоминалось, наибольшая эффективность методики построения психологического профиля неизвестного преступника достигается в случае наличия у преступника формы DSM - IV (социопаты). На наш взгляд, не следует сужать данную группу, как это сделали Ю. М. Антонян и С. А. Потапов, заменив форму DSM - IV на форму DSM - III -R (садизм) (20), так как подобная замена значительно уменьшает сферу применения упомянутого метода. Недостатком методики построения психологического профиля здесь выступает крайне ограниченная возможность идентификации преступника, не принадлежащего к группе лиц, имеющих подобное психическое отклонение.

4. Последним из основных методологических недостатков данного метода является ограниченный объем способов получения информации. Исторически сложилось так, что основной метод получения информации о природе поведения преступника определенной категории - это интервью лица, совершившего преступление. Не отрицая его познавательного значения, мы обращаем внимание на его спорную информативную ценность.

Вторая группа недостатков - это проблемы, возникающие при использовании указанного метода на практике. К ним можно отнести следующее:

1. Как известно, специалистам, создающим психологический профиль, необходим достаточно большой и максимально надежный объем информации. Однако недостатки проведения осмотра места происшествия приводят к искажению предоставляемой профилерам информации. В частности, часто предоставляется информация без указания ее вторичной природы.

2. Одним из источников информации, необходимых профилеру, являются анкеты, заполняемые следователем при проведении осмотра места происшествия. Для полноты предоставляемой информации анкеты включают большое количество вопросов, и некоторые следователи относятся к заполнению анкет достаточно безответственно.

3. Одна из проблем практики применения "психологического портрета" получила название "слепота на связи" (linkage blindness), то есть неспособность устанавливать взаимосвязь между различными событиями в силу недостатка информации. Способом ее преодоления выступает постоянное увеличение объема информации в базах данных.

Однако, несмотря на ряд вышеперечисленных недостатков частного порядка, данная методика получает все больше и больше доказательств успешности ее использования в зарубежной следственной практике, что делает необходимым ее использование и в России.

Рекомендуемая литература:

1. Антонян Ю.М., Верещагин В.А., Потапов С.А., Шостакович Б.В. Серийные сексуальные убийства. Учебное пособие. Под ред. Антоняна Ю.М. М, МЮИ МВД РФ, изд-во "Щит-М", 1997. - С.9.

2. Богомолова С., Образцов В. "Психологические профили" на службе США. // Записки криминалистов 1994. Вып.4. С.300.

3. Дуглас Д., Олшейкер М. Охотники за умами: ФБР против серийных убийств. М., КРОН-ПРЕСС, 1998. С. 21.

4. Истрин М. Бывают и "голубые" серийные убийцы. // Частный сыск. Охрана. Безопасность. 1996. N12. С.62.

5. Медиони Ж., Вайс Ж. Передача по наследству поведенческих признаков / Сб. статей. Генетика и наследственность.- М., Мир, 1987. С.200.

6. Наследственные болезни человека. / Под ред. Л. О. Бадаляна. Ташкент, Медицина УзССР, 1980. С.115.; См. также Статистическая дактилоскопия. Методологические проблемы. -М.: Городец, 1999. С.97-108

7. Торнвальд Ю. Век криминалистики. Книга об истории разоблачений. - Ростов на Дону, изд-во Феникс, 1996. С.87.

8. Шехтер Х., Эверит Д. Энциклопедия серийных убийств. - М., КРОН-ПРЕСС, 1998. С. 273-274.


6.3 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ КОНТРОЛИРУЕМАЯ РАБОТА

студентов (130 часов)

№ темы Задания для конспектирования и реферирования Часы
Часть1
  Антонян Ю. М. Личность преступника как предмет междисциплинарного научного познания /Юридическая психология: Хрестоматия. - Ставрополь: СГУ, 2003.  
  Миньковский Г.М. Методологические и методические аспекты изучения личности в криминологии // Вопросы борьбы с преступностью. - М., 1977. Вып. 27. С. 18-35.  
  Шмыков В.И. Индивидуальный стиль коммуникативной активности осужденных // Психологический журнал. 1996. № 3. С. 44-51.  
  Еникеев М.И. Рисуночные тесты по психологии расследования преступлений//Юридическая психология. 2007. №2. с.6-18.  
  Асмолов А.Г., Иванченко В.И., Ениколопов С.Н. Установки личности и противоправное поведение // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 97-102.  
  Ефремова Г.Х. Изучение ценностно-нормативной сферы преступника // Личность преступника как объект психологического исследования.- М., 1979. С. 34-54.  
  Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х., Зудин В.В. Опыт изучения правовых установок и ориентаций преступника // Личность преступника как объект психологического исследования.- М., 1976. С. 153-185.  
  Юцкова Е.М. Особенности ценностных ориентаций бывших несовершеннолетних правонарушителей и их роль в изменении личности и поведения // Опыт криминологического изучения личности преступника.- М.,1981.  
  Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал. 1997. № 2. С. 58-79.  
  Кудрявцев И.Я., Морозова Г.Б., Потнин А.С., Корзякова А.Д., Семенова О.Ф. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков // Психологический журнал. 1996. № 5. С. 76-90.  
  Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. 1997. №6. С. 13-28.  
  Сафуанов Ф.С. Особенности смысловой регуляции восприятия при аномалиях личности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1990. № 3. С. 62-64.  
  Белобородов А.Г. Образ права в структуре правосознания (психосемантический аспект) // Актуальные вопросы юридической психологии. - М., 1998. С. 50-55.  
  Батов В.И., Константинова Н.Я. К вопросу изучения личности преступника // Личность преступника как объект психологического исследования.- М., 1976. С. 115-144.  
  Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Психологическкая защита и самооправдание в генезисе преступного поведения // Личность преступника как объект психологического исследования. - М., 1979. С. 89-117.  
  ИТОГО 30 ч
ЧАСТЬ 2
  .А. Б. Сахаров. Причины и условиия индивидуального преступного поведения /Юридическая психология: Хрестоматия. - Ставрополь: СГУ, 2003.  
  Гульдан В.В. Основные типы мотивации противоправных действий у психоматических личностей // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14: Психология. 1984. № 1.  
  Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. 1989. № 6. С.100-107.  
  Антонян Ю. М. Криминологические черты агрессивного поведения /Юридическая психология: Хрестоматия. - Ставрополь: СГУ, 2003.  
  Образцов В.А. Не убивать они не могут//Уголовное право.№1.1998.с.138-148  
  Закалюк А.П. Факторы, обуславливающие особую жестокость./ Юридическая психология. Хрестоматия. Сост. Т.Н. Курбатова. – Спб, 2001 г  
  Табанов М.Р. Личность виновного в убийствах с особой жестокостью // Современная преступность: новые исследования. М., 1993. С. 90-98.  
  Платонова Л.В. Психология расследований преступлений в сфере налогообложения//Юридическая психология. 2007. №1. 12-17.  
  ИТОГО 40 ч
ЧАСТЬ 3
  Кононов А.Л. Особенности правосознания преступников, совершивших преступление по неосторожности // Криминологические проблемы правосознания и общественного мнения о преступности. Москва-Прага, 1986. С. 199-206.  
  Кон И.С. Сексуальная культура XXI века //Юридическая психология. 2007. №2.22-30.  
  Павлов А.Р. Многоэтапные сексуальные убийства // Современная преступность: новые исследования. М., 1993. С. 80-90.  
  Папкин А.И., Анфиногенов А.И. Психологический портрет преступника: понятие, виды, методика составления//Право и юридическая психологи.№1. 1995. с. 6-14.  
  Гульдан В. В., Иванников В. А. Особенности формирования и использования прошлого опыта у психопатических личностей // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1974. — Т. 74, в. 12.  
  Никулинская Н.Ф. Европейские стандарты осуществления недобровольной госпитализации в психиатрический стационар и российское законадательство. //Юридическая психологи. 2007. №2.с.36-40.  
  Метелица Ю.Л. Шишков С.Н. Значение категории понимания в судебной психиатрии//Психологический журнал.1989.№5. с.75-79.  
  Сафуанов Ф.С. Ошибки при назначении комплексной судебной психолого-психиатрической и судебно-психологической экспертизы//Юридическая психология. 2007. №2. с. 19-22.  
  Психологи о терроризме.//Психологический журнал.1995. Том 16. №4.  
  Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков//Психологический журнал.1994.Том 15. №2.  
  Кучинская Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией//Вопросы психологии.1996. №4.  
  Пирожков В.Ф. Использование психологических знаний в работе с несовершеннолетними правонарушителями//Психологический журнал. 1984. Том 5. №3.  
  Горбатовская Е.Г. Опыт длящегося изучения личности рецидивиста и ее социальной среды // Опыт криминологического изучения личности преступника.- М., 1981.  
  Пирожков В.Ф. Криминальная субкультура: психологическая интерпретация функций, содержания, атрибутики // Психологический журнал. 1994. № 2. С. 38-52.  
  Итого 60ч
  Всего за курс 130ч

6.4.База тестовых заданий для контроля знаний

по криминальной психологии

1. Криминальная психология – это отрасль юридической психологии, которая изучает:

a. Психологические явления и факты, связанные с совершением преступления

b. Судебно-психологическую экспертизу и методику её проведения

c. Психологические механизмы и психологические закономерности личности преступника

d. Совершаемые преступления в контексте преступной личности

e. Преступность как массовое явление

2. Предмет криминальной психологии включает:

a. Изучение и объяснение закономерностей и механизмов преступления как деятельности

b. Прогноз развития криминальной ситуации

c. Изучение личности юридического работника

d. Изучение личности жертвы преступления в контексте её взаимодействия с личностью преступника

e. Изучение преступных группировок и сообществ

3. Задачи криминальной психологии:

a. Изучение психологии личности преступника

b. Изучение психологии преступления

c. Изучение психологии преступных сообществ

d. Изучение психологических механизмов воспроизводства преступности

e. Разработка психологических аспектов виктимологии

4. В криминальной психологии используются следующие общенаучные методы:

a. Эксперимент

b. Метод тестов

c. Наблюдение

d. Анкетирование

e. Судебно-психологическая экспертиза

5. К специфическим методам криминальной психологии, позволяющим изучить именно личность преступника, можно отнести следующие три метода:

a. Анализ уголовной статистики

b. Наблюдение

c. Психологический анализ уголовных дел

d. Эксперимент

e. Судебно-психологическую экспертизу

6. К методам сбора информации в криминальной психологии относят:

a. Наблюдение

b. Беседа

c. Анкетирование

d. Эксперимент

e. Тестирование

7. К методам анализа первичных данных относят 2 следующих:

a. Статистический (количественный)

b. Наблюдение

c. Беседа

d. Содержательный (качественный)

e. Анкетирование

8. Наблюдение в криминальной психологии обязательно должно отвечать следующим требованиям:

a. Целенаправленность

b. Систематичность

c. Репрезентативность

d. Протокол наблюдения

e. Одна и та же выборка наблюдаемых

9. Вменяемый человек, совершивший общественно опасное деяние, запрещенное законом, уголовно наказуемое и достигший возраста уголовной ответственности, это:

a. Делинквент

b. Криминогенная личность

c. Личность преступника

d. Девиант

e. Личность с аддиктивным поведением

10. В. Н. Кудрявцев в структуру личности преступника включает:

a. Демографические признаки

b. Профессию преступника

c. Правосознание

d. Антиобщественные установки личности

e. Комплекс личностных свойств

11. Психофизиологические особенности, включенные в структуру личности преступника:

a. Склонность к определенному типу реакции

b. Особенности семейного воспитания

c. Преодоление трудностей или уход от них

d. Адаптивные возможности

e. Быстрота/замедленность принятия решения

12. К специфическим чертам личности преступника можно отнести:

a. Стереотипное мышление

b. Искаженные мотивы поведения

c. Эмоциональная неустойчивость

d. Извращенные ценностные ориентации

e. Несформированность образа «Я».

13. Планетарно-атомарную модель структуры личности преступника предложил:

a. Кудрявцев И. А.

b. Антонян М. Ю.

c. Ратинов А. Р.

d. Васильев В. Л.

e. Еникеев М. И.

14. Структура планетарно-атомарной модели личности истинного преступника выглядит следующим образом:

a. В центре – стабильные ценности сознания, на периферии – более ситуативные и лабильные ценности

b. В центре – стабильные преступные ценности сознания, на периферии – более ситуативные и лабильные ценности

c. В центре – нестабильные преступные ценности сознания, на периферии – более ситуативные и лабильные ценности

d. В центре – более ситуативные и лабильные ценности, на периферии – стабильные преступные ценности сознания

e. В центре – более ситуативные и лабильные ценности, на периферии – стабильные ценности сознания

15. Определите 3 основные функции правосознания:

a. Познавательная

b. Защитная

c. Оценочная

d. Регулятивная

e. Развивающая

16. Криминогенность – свойство личности, которое:

a. Врожденное качество индивида

b. Является и врожденным, и приобретенным одновременно

c. Приобретено в процессе воспитания и жизнедеятельности

d. Присуще всем без исключения людям

e. Формируется под влиянием генотипа

17. Криминогенная личность это:

a. Личность, имеющая готовность к совершению преступления

b. Личность, имевшая готовность к совершению преступления, совершившая преступление

c. Личность, которая никогда не совершит преступление

d. Личность преступника

e. Личность осужденного

18. Внутри типа криминогенной личности выделяют три подтипа:

a. Ситуативно-криминогенный

b. Ситуативный

c. Неосторожный

d. Последовательно-криминогенный

e. Конформный

19. В криминальной психологии выделяют следующее количество криминогенных личностей:

a. 5

b. 6

c. 4

d. 3

e. 7

20. На формирование криминогенной личности, по мнению Долговой А. И., оказывают влияние следующие факторы:

a. Формирование личности в условиях интенсивного противоправного и аморального поведения

b. Наличие у личности системы аморальных проступков и разного рода правонарушений

c. Отчуждение от общественных ценностей

d. Отсутствие чувства социальной ответственности

e. Привыкание к негативной оценке своего поведения

21. Пирожков В. Ф. Выделяет следующие дефекты в структуре личности преступника:

a. Дефекты индивидуального правосознания

b. Дефекты процесса обучения

c. Патологию потребностной сферы

d. Дефекты в личностных установках

e. Дефекты психического развития

22. Дефекты индивидуального правосознания преступников по Пирожкову В. Ф. включают:

a. Социиально-правовой инфантилизм

b. Правовую неосведомленность

c. Социально-правовой цинизм

d. Социально-правовое бескультурье

e. Правовой негативизм

23. Дефекты психического развития преступников связаны с:

a. Недостаточной нагрузкой в учебных заведениях

b. Нервно-психическими заболеваниями

c. С дефектами в личностных установках

d. Наследственными заболеваниями

e. Психофизическими нагрузками, стрессами

24. Патология потребностной сферы преступника выражается в следующем:

a. В нарушении баланса между материальными и духовными ценностями

b. В правовом негативизме

c. В аморальном удовлетворении многих потребностей

d. В ослаблении самоконтроля за удовлетворением многих потребностей

e. В преобладании в потребностной сфере квазипотребностей

25. Дефекты в личностных установках преступника проявляются в следующих вариантах:

a. У личности нет твердых установок законопослушного поведения

b. Криминальные установки есть у любой личности

c. Личность может воспользоваться благоприятной ситуацией для совершения преступления

d. Личность сама создает себе благоприятную ситуацию для совершения преступления и имеет криминальные установки

e. Дефекты в личностных установках всегда приводят к совершению преступления

26. Основные побудительные мотивы, лежащие в основе преступного поведения:

a. Общественно-политические

b. Социально-экономические

c. Насильственно-эгоистические

d. Эмоционально-эгоистические

e. Легкомысленно-безответственные

27. Неограниченное проявление преступниками своих чувств в поведении, таких, как злоба, ненависть, ярость, зависть, жадность, ревность является побудительным мотивом следующего вида:

a. Общественно-политические

b. Социально-экономические

c. Насильственно-эгоистические

d. Эмоционально-эгоистические

e. Легкомысленно-безответственные

28. В ценностных ориентациях преступной личности преобладают:

a. Материальное благополучие

b. Неограниченное проявление своего Я

c. Создание комфортных условий для жизнедеятельности

d. Власть

e. Безнаказанность

29. По демографическим данным выделяют следующие типы личности преступника:

a. Несовершеннолетние

b. Пожилые преступники

c. Лица молодого возраста

d. Лица зрелого возраста

e. Насильственные преступники

30. По количеству совершенных преступлений преступников разделяют на 2 типа:

a. Впервые совершивших преступление

b. Рецидивистов

c. Насильников

d. Корыстных преступников

e. Неосторожных преступников

31. По степени общественной опасности выделяют следующие 3 типа личности преступников:

a. Особо опасные

b. Неосторожные

c. Десоциализированные опасные

d. Неустойчивые

e. Корыстные

32. Корыстных преступников подразделяют на следующие типы:

a. Утверждающийся

b. Дезадаптивный

c. Алкогольный

d. Игровой

e. Семейный

33. Корыстный преступник, у которого мотив преступления сводится к утверждению себя как личности на социальном и индивидуальном уровне относится к типу:

a. Дезадаптивный

b. Утверждающийся

c. Игровой

d. Алкогольный

e. Семейный

34. Выделяют следующие социологические теории преступности:

a. Теория научения

b. Теория напряжения

c. Теория контроля

d. Теория навешивания ярлыков

e. Теория конфликта

35. Аномия – это:

a. Отсутствие преступности в обществе

b. Полное несоблюдение обществом норм и законов

c. Отсутствие норм и законов поведения в обществе

d. Отсутствие в обществе правоохранительных органов

e. Процесс полного соблюдения норм и законов

36. В теории напряжения Мертона (1939) основной причиной преступности является:

a. Субкультура

b. Семья

c. Аномия

d. Генотип

e. Акцентуация

37. В теории культурной и субкультурной девиантности утверждается, что:

a. Преступность порождается любой субкультурой

b. Преступность является нормальным поведением во многих субкультурах и требует изучения именно в этом аспекте

c. Преступность не зависит от субкультуры

d. Любая субкультура напрямую зависит от преступности

e. Преступность порождается культурой

38. В теории контроля правопослушное поведение связывают с:

a. Признанием личностью авторитета социальных институтов

b. Субкультурой

c. Стигматизацией

d. Функционированием супер-эго

e. Напряжением

39. Правопослушная личность в теории контроля обладает следующими 4 признаками:

a. Привязанность к другим людям в виде совести, озабоченности тем, что думают о Вас другие

b. Обязательная приверженность какой-либо религии

c. Приверженность традиционным ценностям

d. Активная жизнь, несовместимая с делинкветностью

e. Искренняя вера в нравственную обоснованность традиционных ценностей

40. Теория навешивания ярлыков по другому называется:

a. Теория контроля

b. Теория аномии

c. Теория стигматизации

d. Теория напряжения

e. Теория субкультурной делинквентности

41. Сторонники теории стигматизации утверждают, что:

a. Публичная стигматизация индивидуума как преступника/делинквента вообще не ведет к девиантному образу Я, к вступлению на криминальный путь

b. Публичная стигматизация индивидуума никак не связана с преступностью

c. Публичная стигматизация индивидуума как преступника/делинквента часто ведет к девиантному образу Я, к вступлению на криминальный путь

d. Публичная стигматизация индивидуума как хорошего/правопослушного человека в конце концов ослабляет личный контроль и ведет к девиантному образу Я, к вступлению на криминальный путь

e. Публичная стигматизация индивидуума в обществе не наблюдается

42. Гипотеза Айзенка по поводу личности преступника заключалась в следующем:

a. Наименьшее число преступников должно встречаться среди лиц с высокими показателями экстраверсии, невротизма и психотизма

b. Наибольшее число преступников должно встречаться среди лиц с низкими показателями экстраверсии, невротизма и психотизма

c. Наибольшее число преступников должно встречаться среди лиц с высокими показателями экстраверсии, невротизма и психотизма

d. Наименьшее число преступников должно встречаться среди лиц с низкими показателями экстраверсии, высокими показателями невротизма и психотизма

e. Наибольшее число преступников должно встречаться среди лиц с высокими показателями экстраверсии, низкими показателями невротизма и психотизма

43. Основные положения теории преступности Айзенка:

a. Склонность к преступлению универсальна, но в большинстве случаев она сдерживается сознанием субъекта

b. Сознание представляет собой генерализованный ряд условно-рефлекторных ответов на стимулы среды, которые формируются в детстве и подростковом возрасте

c. Сознание может быть недостаточно развито либо вследствие невозможности семьи и общества создать нормальную обстановку для его развития, либо вследствие врожденной ослабленности у индивида механизма выработки условных рефлексов

d. Экстраверты хуже вырабатывают условные рефлексы, чем интроверты

e. Высокий невротизм и тревожность стимулирует у экстравертов и тормозит у интровертов проявление антисоциальных побуждений.

44. В своей теории преступности Айзенк выдвинул 2 основных вида криминогенного поведения:

a. Корыстные преступления

b. Ситуативные преступления, не планируемые заранее, являющиеся реакцией на фрустрацию

c. Сексуальные преступления

d. Поведение, мотивируемое получением какой-то реальной выгоды

e. Насильственные преступления

45. Основными характерными чертами насильственных преступников являются:

a. Дефектность социальной идентификации

b. Эмоциональная бедность

c. Корыстные мотивы

d. Импульсивная агрессивность

e. Высокий интеллектуальный уровень

46. Основные условия формирования насильственного типа преступников:

a. Эмоциональная депривация в детстве

b. Отчуждение от семьи и социально-положительных групп

c. Пониженный социальный контроль

d. Предпочтительность агрессивного поведения другим формам поведения

e. Установка на агрессивность, связанная с пониженным самоконтролем личности

47. Поведение насильственных преступников в конфликтных ситуациях имеет 3 основных особенности:

a. Обязательное использование оружия

b. Неспособность индивида сдерживать агрессивные побуждения

c. Неспособность прогнозировать ход событий и развитие конфликта

d. Невладение поведенческими приемами адаптированного выхода из конфликта

e. Применение сексуального насилия

48. В 1965 году Гербхард предложил типологию сексуальных преступников (3 типа):

a. Нападающие насильники

b. Эксплозивные насильники

c. Корыстные насильники

d. Аморальные насильники

e. Случайные насильники

49. По классификации Рехдера (1996) среди насильников женщин выделяют следующие типы:

a. Слабореализующиеся, депрессивные

b. Истероидные, социально дезинтегрированные

c. Эксплозивные, сексуально агрессивные

d. Нападающие

e. Шизоидные

50. Насильник, отличающийся недоверчивостью, замкнутостью, враждебностью по отношению к женщинам, стремлением к независимости, слабым «Сверх-Я», склонностью к совершению грубых, повторных сексуальных деликтов, по классификации Рехдера относится к типу:

a. Слабореализующиеся, депрессивные

b. Истероидные, социально дезинтегрированные

c. Шизоидные

d. Эксплозивные, сексуально агрессивные

e. Нападающие

51. Насильников детей в зависимости от их психологических и социальных особенностей разделяют на:

a. Маргинальных

b. Социально незаметных

c. Депрессивных

d. Социально приспособленных

e. Злостных

52. Краснушкин Е. К. выделил 3 типа правонарушителей с нездоровой психикой:

a. Циклотимики

b. Шизотимики

c. Эксплозивные

d. Эпилептотимики

e. Неустойчивые

53. Стремление к разгульной жизни и воровству характерно в основном для:

a. Циклотимиков

b. Шизотимиков

c. Эксплозивных

d. Эпилептотимиков

e. Неустойчивых

54. В концепции ПАЛ выделяют 2 криминогенных стереотипа поведения:

a. Делинквентный

b. Криминальный

c. Девиантный

d. Отклоняющийся

e. Зависимый

55. В криминальной психологии выделяют следующие 4 уровня нарушения функционирования ЦНС у преступников:

a. Патобиологический

b. Поведенческий

c. Физиологический

d. Нейропсихологический

e. Психопатологический

56. Первую попытку выделения обобщенных патопсихологических синдромов, имеющих криминогенной значение, в 1982 году предпринял:

a. Кудрявцев И. А.

b. Антонян М. Ю.

c. Краснушкин Е. К.

d. Васильев В. Л.

e. Еникеев М. И.

57. Шизофренический симптомокомплекс включает:

a. Расстройства мыслительной деятельности

b. Аффективность

c. Эмоциональные расстройства

d. Изменения самооценки, самосознания

e. Нарушение мотивации

58. Психопатический симптомокомплекс включает:

a. Патохарактерологические расстройства

b. Эмоционально-волевые расстройства

c. Нарушение мотивации

d. Неадекватность самооценки

e. Нарушение прогнозирования

59. Органический патопсихологический синдром включает:

a. Снижение интеллекта

b. Мнестические расстройства

c. Нарушения работоспособности

d. Изменение эмоциональной сферы с аффективной лабильной неустойчивостью

e. Нарушение самоконтроля

60. Основные психологические характеристики преступника-террориста:

a. Комплекс неполноценности

b. Высокий интеллектуальный уровень

c. Низкая самоидентификация

d. Самооправдание

e. Личностная и эмоциональная незрелость

Правильные ответы:

1. acde 16. c 31. acd 46. abcde
2. abde 17. b 32. abcde 47. bcd
3. abcde 18.abd 33. b 48.abd
4. abcd 19.b 34. abcde 49. abcde
5. ace 20. abcde 35. c 50. c
6. abcde 21.acde 36. c 51. abcde
7. ad 22. abcde 37. b 52. abd
8. abcde 23. bde 38. ad 53.a
9. с 24. acde 39. acde 54.ab
10. acde 25.acd 40. c 55.acde
11. acde 26. abcde 41. c 56. a
12. abcde 27. d 42. c 57. acd
13.с 28. abcde 43. abcde 58. abcde
14. b 29. acd 44. bd 59. abcde
15. acd 30.ab 45.abd 60.acde


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: