Задача урока - научиться осознавать связь проблем, возникающих в общении, с неконструктивными социальными установками.
Мы уже знаем: главным источником непродуктивности стиля взаимодействия выступают неконструктивные эмоционально насыщенные социальные установки, с которыми человек идентифицируется по большей части неосознанно - в семье, школе, в общении со значимыми людьми. Вспомним главные социальные установки, блокирующие способность человека к продуктивному общению:
1 - обесценивание самого себя, проявляющееся в неуверенности, недовольстве собой, самоуничижении;
2 - недоверие людям и миру в целом, проявляющееся во враждебности, склонности «бороться за справедливость», желании скрыть от окружающих свои истинные чувства;
3 - «обреченность на одиночество», выражающееся в эмоциональной разъединенности с близкими, отстранении, ощущении собственной ненужности, заброшенности;
4 - позиция «жертвы», переживаемая как бесправие, зависимость от обстоятельств, безысходность, обреченность на бедность;
5 - обесценивание других людей, проявляющееся в склонности к соперничеству, к борьбе «Я хуже - они лучше» или «Я лучше - они хуже».
Сейчас мы можем научиться осознавать, какие именно социальные установки мешают нам в общении.