Состав и содержание оборотных средств торгового предприятия

Каждое коммерческое предприятие имеет в распоряжении стоимость, которая авансируется для образования производственных оборотных фондов и фондов обращения. У коммерческих торгово-посреднических организаций пре­обладающая часть этой стоимости является источником образования фондов обращения (товарных запасов, вложений в расчеты, остатков денежных средств). Намного меньше её та часть оборотных средств, которая используется ими в качестве источника производственных оборотных фондов (вспомога­тельные материалы, инвентарь, запасные части, спецодежда и др.).

Оборотные средства составляют значительную часть ресурсов коммер­ческих организаций, поэтому важная роль отводится улучшению их использо­вания. Одним из условий непрерывности деятельности предприятия является постоянное возобновление его материальной основы.

Проводя анализ оборотных активов, необходимо их различать по роли в создании продукта — оборотные средства в сфере обращения и оборотные средства в сфере производства (рис.1). К оборотным средствам в сфере обращения отно­сятся активы, обслуживающие процесс реализации: запасы готовой продукции, запасы товаров, денежные средства, расходы будущих периодов и дебиторская задолженность. Оборотные средства, относящиеся к сфере производства, включа­ют запасы инвентаря и МБП, топливо, материалы для хозяйственных нужд и упаковочные материалы.

Торговые предприятия, если они не осуществляют производственную дея­тельность, имеют оборотные активы только в сфере обращения.

В процессе анализа изучают состояние и динамику оборотных средств, их размер, структуру, причины изменения, эффективность использования, ис­точники формирования. Если по отдельным видам оборотных активов установлены нормативы, то анализ проводят и в сопоставлении с ними.

Рис. 1. Состав оборотных средств предприятия торговли

В процессе движения оборотные средства совершают кругооборот, ко­торый начинается с их авансирования в денежной форме - на образование ма­териальных запасов и другие цели, завершается высвобождением при реализа­ции товара. Оборотные средства последовательно переходят из денежной фор­мы в товарную, в расчеты, и, наконец, снова в деньги, поступающие от продажи товара. Авансируемые коммерческими предприятиями и организациями обо­ротные средства используются для приобретения товаров, тары, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, на издержки, связанные с покупкой, транспортировкой, хранением и реализацией товаров. Выделение средств для образования оборотных производственных фондов и фондов обращения позво­ляет рассматривать оборотные средства в качестве самостоятельного объекта планирования и учета. Величина оборотных средств предприятия должна быть, прежде всего, достаточной для обеспечения бесперебойности процессов круго­оборота денежных, материальных средств и всей деятельности предприятия. Это требует наличия достаточных объемов оборотных средств на всех стадиях производства и реализации. Размер оборотных средств должен поддерживаться на минимально необходимом уровне, что вытекает из требований режима эко­номии.

Закончив один кругооборот, оборотные средства вступают в новый, тем самым осуществляется их непрерывный оборот. Именно постоянное движение оборотных средств является основой бесперебойного процесса обращения. Анализ кругооборота фондов предприятий показывает, что авансируемая стои­мость не только последовательно принимает различные формы, но и постоянно в определенных размерах пребывает в этих формах. Иными словами, аванси­руемая стоимость на каждый данный момент кругооборота различными частя­ми одновременно находится в денежной, производительной, товарной формах.

Кругооборот фондов предприятий может совершаться только при нали­чии определенной авансированной стоимости в денежной форме. Вступая в кругооборот, она уже не покидает его, последовательно меняя свои функцио­нальные формы. Указанная стоимость в денежной форме представляет собой оборотные средства предприятия.

Оборотные средства выступают, прежде всего, как стоимостная катего­рия. Они в буквальном смысле не являются материальными ценностями, так как из них нельзя производить готовую продукцию. В отличие от товарно-материальных ценностей оборотные средства не расходуются, не затрачивают­ся, не потребляются, а авансируются, возвращаясь после окончания одного кру­гооборота и вступая в следующий.

Момент авансирования представляет собой одну из существенных и от­личительных черт оборотных средств, так как он играет важную роль в уста­новлении их экономических границ. Временным критерием для авансирования оборотных средств должен являться не квартальный или годовой объем фон­дов, а один кругооборот, после которого они возмещаются и вступают в сле­дующий.

Ритмичность, слаженность и высокая результативность работы предпри­ятия во многом зависят от его обеспеченности оборотными средствами. Излишнее отвлечение средств в запасы, превышающие действительную потреб­ность, приводит к омертвлению ресурсов, неэффективному их использованию.

Поскольку оборотные средства включают как материальные, так и де­нежные ресурсы, от их организации и эффективности использования зависит финансовая устойчивость предприятия.

В предприятиях торговли оборотные средства составляют около 80% всех материальных ресурсов, что является специфической особенностью функ­ционирования предприятий торговли.

Состав оборотных средств предприятий торговли представлен в таб­л. 1.

Таблица 1

Виды и состав оборотных средств

Вид оборотных средств Состав
А Б
1.Запасы 1. Сырье, материалы и другие аналогичные ценности 2. Готовая продукция, товары для перепродажи и товары отгруженные
2. Денежные средства 1. На расчетных счетах 2. На валютных счетах 3. Прочие денежные средства предприятия (в кассе и пути)
3. Прочие ак­тивы 1. Тара платная, продажная, под товаром 2. Расходы будущих периодов 3. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы 4. Материалы для хозяйственных нужд и т.д.
4.Дебиторская задолженность 1. По покупателям и заказчикам 2. Векселя к получению 3. Задолженность дочерних и зависимых обществ 4. Задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный ка­питал 5. Авансы выданные 6. Прочие дебиторы

На величину оборотных средств предприятий торговли и скорость их оборота влияют следующие факторы:

- масштаб деятельности предприятия (малые, средние, крупные);

- характер деятельности (розничная торговля, оптовая торговля и т.п.);

- длительность производственного цикла;

- география потребителей и поставщиков;

- платежеспособность клиентов;

- количество и разнообразие потребляемых видов ресурсов;

- система расчета за товары;

- учетная политика предприятия торговли;

- темпы роста реализации товаров;

- уровень цен и инфляции;

- доля добавленной стоимости в цене продукта и т.д.

Виды оборотных средств предприятий торговли можно классифициро­вать по ряду основных признаков:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: