Каждое коммерческое предприятие имеет в распоряжении стоимость, которая авансируется для образования производственных оборотных фондов и фондов обращения. У коммерческих торгово-посреднических организаций преобладающая часть этой стоимости является источником образования фондов обращения (товарных запасов, вложений в расчеты, остатков денежных средств). Намного меньше её та часть оборотных средств, которая используется ими в качестве источника производственных оборотных фондов (вспомогательные материалы, инвентарь, запасные части, спецодежда и др.).
Оборотные средства составляют значительную часть ресурсов коммерческих организаций, поэтому важная роль отводится улучшению их использования. Одним из условий непрерывности деятельности предприятия является постоянное возобновление его материальной основы.
Проводя анализ оборотных активов, необходимо их различать по роли в создании продукта — оборотные средства в сфере обращения и оборотные средства в сфере производства (рис.1). К оборотным средствам в сфере обращения относятся активы, обслуживающие процесс реализации: запасы готовой продукции, запасы товаров, денежные средства, расходы будущих периодов и дебиторская задолженность. Оборотные средства, относящиеся к сфере производства, включают запасы инвентаря и МБП, топливо, материалы для хозяйственных нужд и упаковочные материалы.
|
|
Торговые предприятия, если они не осуществляют производственную деятельность, имеют оборотные активы только в сфере обращения.
В процессе анализа изучают состояние и динамику оборотных средств, их размер, структуру, причины изменения, эффективность использования, источники формирования. Если по отдельным видам оборотных активов установлены нормативы, то анализ проводят и в сопоставлении с ними.
Рис. 1. Состав оборотных средств предприятия торговли
В процессе движения оборотные средства совершают кругооборот, который начинается с их авансирования в денежной форме - на образование материальных запасов и другие цели, завершается высвобождением при реализации товара. Оборотные средства последовательно переходят из денежной формы в товарную, в расчеты, и, наконец, снова в деньги, поступающие от продажи товара. Авансируемые коммерческими предприятиями и организациями оборотные средства используются для приобретения товаров, тары, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, на издержки, связанные с покупкой, транспортировкой, хранением и реализацией товаров. Выделение средств для образования оборотных производственных фондов и фондов обращения позволяет рассматривать оборотные средства в качестве самостоятельного объекта планирования и учета. Величина оборотных средств предприятия должна быть, прежде всего, достаточной для обеспечения бесперебойности процессов кругооборота денежных, материальных средств и всей деятельности предприятия. Это требует наличия достаточных объемов оборотных средств на всех стадиях производства и реализации. Размер оборотных средств должен поддерживаться на минимально необходимом уровне, что вытекает из требований режима экономии.
|
|
Закончив один кругооборот, оборотные средства вступают в новый, тем самым осуществляется их непрерывный оборот. Именно постоянное движение оборотных средств является основой бесперебойного процесса обращения. Анализ кругооборота фондов предприятий показывает, что авансируемая стоимость не только последовательно принимает различные формы, но и постоянно в определенных размерах пребывает в этих формах. Иными словами, авансируемая стоимость на каждый данный момент кругооборота различными частями одновременно находится в денежной, производительной, товарной формах.
Кругооборот фондов предприятий может совершаться только при наличии определенной авансированной стоимости в денежной форме. Вступая в кругооборот, она уже не покидает его, последовательно меняя свои функциональные формы. Указанная стоимость в денежной форме представляет собой оборотные средства предприятия.
Оборотные средства выступают, прежде всего, как стоимостная категория. Они в буквальном смысле не являются материальными ценностями, так как из них нельзя производить готовую продукцию. В отличие от товарно-материальных ценностей оборотные средства не расходуются, не затрачиваются, не потребляются, а авансируются, возвращаясь после окончания одного кругооборота и вступая в следующий.
Момент авансирования представляет собой одну из существенных и отличительных черт оборотных средств, так как он играет важную роль в установлении их экономических границ. Временным критерием для авансирования оборотных средств должен являться не квартальный или годовой объем фондов, а один кругооборот, после которого они возмещаются и вступают в следующий.
Ритмичность, слаженность и высокая результативность работы предприятия во многом зависят от его обеспеченности оборотными средствами. Излишнее отвлечение средств в запасы, превышающие действительную потребность, приводит к омертвлению ресурсов, неэффективному их использованию.
Поскольку оборотные средства включают как материальные, так и денежные ресурсы, от их организации и эффективности использования зависит финансовая устойчивость предприятия.
В предприятиях торговли оборотные средства составляют около 80% всех материальных ресурсов, что является специфической особенностью функционирования предприятий торговли.
Состав оборотных средств предприятий торговли представлен в табл. 1.
Таблица 1
Виды и состав оборотных средств
Вид оборотных средств | Состав |
А | Б |
1.Запасы | 1. Сырье, материалы и другие аналогичные ценности 2. Готовая продукция, товары для перепродажи и товары отгруженные |
2. Денежные средства | 1. На расчетных счетах 2. На валютных счетах 3. Прочие денежные средства предприятия (в кассе и пути) |
3. Прочие активы | 1. Тара платная, продажная, под товаром 2. Расходы будущих периодов 3. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы 4. Материалы для хозяйственных нужд и т.д. |
4.Дебиторская задолженность | 1. По покупателям и заказчикам 2. Векселя к получению 3. Задолженность дочерних и зависимых обществ 4. Задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал 5. Авансы выданные 6. Прочие дебиторы |
На величину оборотных средств предприятий торговли и скорость их оборота влияют следующие факторы:
|
|
- масштаб деятельности предприятия (малые, средние, крупные);
- характер деятельности (розничная торговля, оптовая торговля и т.п.);
- длительность производственного цикла;
- география потребителей и поставщиков;
- платежеспособность клиентов;
- количество и разнообразие потребляемых видов ресурсов;
- система расчета за товары;
- учетная политика предприятия торговли;
- темпы роста реализации товаров;
- уровень цен и инфляции;
- доля добавленной стоимости в цене продукта и т.д.
Виды оборотных средств предприятий торговли можно классифицировать по ряду основных признаков: