Объекты и отношения между ними

Объекты, независимо от того, относятся ли они к реальному миру или имеют компьютерное воплощение, обладают определенными характеристиками, которые помогают понять, что они собой представляют, и как они ведут себя в тех или иных ситуациях. Понятия описывают основные аспекты и характерис­тики объектов, имеющих компьютерное воплощение:

· свойства объектов. Объекты имеют определенные характеристики или атрибуты, называемые свойствами, которые определяют их представление или воз­можные состояния (например, цвет, размер, дату модификации). Свойства не огра­ничены внешними или видимыми признаками объекта. Они могутотражать их
внутреннюю организацию или текущее состояние объекта;

· операции над объектами. Все действия, которые могут быть выполнены с (или над) объектом считаются допустимыми операциями. Перемещение или
копирование объекта являются примерами операций. Пользователь может выполнять операции над объектами, используя те или иные механизмы, представляемые интерфейсом(вчастности, командное управление и прямое манипули­рование);

· связь (отношения) между объектами. Любой объект тем или иным образов взаимодействует с другими объектами. Во многих случаях взаимоотношения меж­ду объектами могут быть описаны как связь определенного типа. Наиболее общими типами отношений являются наборы (Collection), объединения (Constraints), и ком­позиции (Composites).

Набор представляет собой наиболее простой тип отношения, которое отражает наличие у объектов некоторых общих свойств. Результаты запроса (поиска по об­разцу) или операции множественного выбора объектов – примеры использования данного типа отношения. Важным достоинством этого типа отношения является то, что он позволяет указывать операции, которые должны относиться к определенно­му набору объектов.

Объединение отражает более «тесное» отношение между объектами, при котором изменение объекта влияет на некоторый другой объект в наборе. Простейший пример такого отношения – изменение формата соседней страницы при добавле­нии текста на предыдущей странице документа.

Композиция имеет место в том случае, когда агрегация нескольких объектов может рассматриваться как новый объект со своим собственным множеством свойств и допустимых операций. Столбец ячеек в таблице и параграф в текстовом документе – это примеры композиций.

Контейнер является объектом, который содержит другие объекты (например, ри­сунок в документе или документ в папке могут рассматриваться как часть содержи­мого соответствующего контейнера). Свойства контейнера часто влияют на поведе­ние его содержимого. Это влияние может заключаться в расширении или подавлении некоторых свойств содержащихся в нем объектов или в изменении перечня допусти­мых операций. Кроме того, контейнер управляет доступом к своему содержимому, а также преобразованием типа (формата) включаемого в него объекта. Это, в частно­сти, может сказаться на результате пересылки объекта из одного контейнера в другой. Рассмотренные выше аспекты обуславливают необходимость отнесения каждо­го объекта к тому или иному типу (классу) объектов. Объекты одного типа имеют аналогичные свойства и поведение.

Как и в реальном мире, совокупность объектов (возможно, различных типов) образует некоторую среду (окружение) пользователя. Исходя из этого, большин­ство заданий пользователя могут быть описаны как определенная комбинация взаимосвязанных объектов. Так, например, обработка текстового до­кумента может быть описана как композиция операций, выполняемых над его эле­ментами (отдельными словами, параграфами и т.д.). Благодаря такому подходу любые, сколь угодно сложные конструкции могут быть реализованы на основе не­большогочисла базовых соглашений. При условии последовательной и согласованной реализации этих соглашений для всего пользовательского интерфейса эффективность работы пользователя существенно возрастает. Кроме того, указанный подход способствует модульной, компонентно-ориентированной разработке при­ложения, то есть новое задание может быть выполнено путем адаптации или реком­бинации тех же объектов.

В реальном мире объекты сохраняют свое текущее состояние до тех пор, пока оно не будет изменено под влиянием каких-либо внешних воздействий. Например, если вы, уходя из дому, закрыли окно, оно, скорее всего, останется в таком же состо­янии до вашего возвращения. Это же правило должно быть справедливо и для объек­тов интерфейса.

При всех достоинствах объектного подхода к разработке интерфейса, его ис­пользование само по себе не гарантирует требуемого качества интерфейса. Для со­здания эффективного пользовательского интерфейса необходимо дополнить объек­тный подход тщательным проектированием всех компонентов интерфейса с ориентацией на потребности потенциального пользователя.

Первым шагом в объектно-ориентированном проектировании интерфейса должен быть анализ целей пользователей и особенностей выполняемых ими заданий. При проведении такого анализа следует определить основные компо­ненты или объекты, с которыми взаимодействует пользователь, а также харак­терные особенности объектов каждого типа. Необходимо также выявить пере­чень операций, выполняемых над объектами, их влияние на состояние и свойства объектов.

После завершения анализа можно переходить к описанию возможных способов взаимодействия пользователя с объектами различных типов. На этом шаге выби­рается форма визуального представления объектов. При этом следует иметь в виду, что визуальный образ объекта в зависимости от ситуации может изменяться. На­пример, контейнер может быть представлен и в виде пиктограммы, и в виде окна, отображающего содержимое этого контейнера.

Следующим шагом проектирования GUI является компоновка и пространствен­ное размещение па экране визуальных элементов интерфейса. Именно на этом этапе должны быть решены такие проблемы, как выбор цвета, размера и других атрибутов этих элементов, а также выбор средств и методов привлечения внимания пользова­теля к наиболее важной информации, отображаемой на экране.

Проектируя размещение информации на экране, необходимо предусмотреть воз­можность удобного доступа пользователя к средствам помощи, независимо от того, на каком шаге выполнения задания он находится, и какая именно информация пред­ставлена па экране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: