Интеграция кардиналистского и ординалистского подходов к исследованию особенностей рыночного спроса различных потребительских групп

Интеграция двух исследовательских подходов к изучению потребительского поведения позволила американскому экономисту Х. Лейбенстайну выделить ряд особенностей рыночного спроса, обусловленные вкусами и предпочтениями индивидов:

1.Под влиянием эффекта присоединения к большинству потребитель, находясь в прямой зависимости от мнения других, покупает то, что приобретают другие.

2. Под воздействием эффекта сноба потребитель, находясь в обратной зависимости от мнения других, покупает те товары, потребление которых выделит его из толпы.

3.Сила эффекта Т. Веблена заключается в проявлении престижного или демонстративного потребления, когда товары или услуги используются главным образом для того, чтобы произвести на окружающих неизгладимое впечатление.

Наряду с социальными эффектами Х. Лейбенстайн обосновал два типа спроса:

1. Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительные покупки товаров в настоящем.

2. Нерациональный спрос или незапланированный спрос, возникающий под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза.

Таким образом, Лейбенстайн в отличите от кардиналистов и ординалистов, допускал возможность нерационального потребительского поведения, формируемого под влиянием психологических мотивов спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: