Интеграция двух исследовательских подходов к изучению потребительского поведения позволила американскому экономисту Х. Лейбенстайну выделить ряд особенностей рыночного спроса, обусловленные вкусами и предпочтениями индивидов:
1.Под влиянием эффекта присоединения к большинству потребитель, находясь в прямой зависимости от мнения других, покупает то, что приобретают другие.
2. Под воздействием эффекта сноба потребитель, находясь в обратной зависимости от мнения других, покупает те товары, потребление которых выделит его из толпы.
3.Сила эффекта Т. Веблена заключается в проявлении престижного или демонстративного потребления, когда товары или услуги используются главным образом для того, чтобы произвести на окружающих неизгладимое впечатление.
Наряду с социальными эффектами Х. Лейбенстайн обосновал два типа спроса:
1. Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительные покупки товаров в настоящем.
2. Нерациональный спрос или незапланированный спрос, возникающий под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза.
Таким образом, Лейбенстайн в отличите от кардиналистов и ординалистов, допускал возможность нерационального потребительского поведения, формируемого под влиянием психологических мотивов спроса.