Оценка прибыли от реализации продукции (прибыли от продаж)

Наименование показателей Базисный год Отчетный год Отклонение отчетного года от базисного Отчетный год к базисному, %
1. Выручка (нетто) от продажи товаров 30846,00 31299,00 453,00 1,01
2. Себестоимость проданных товаров 24630,00 23363,00 -1267,00 0,95
3. Валовая прибыль 6216,00 7936,00 1720,00 1,28
4. Коммерческие расходы 5691,00 7335,00 1644,00 1,29
5. Управленческие расходы 0,00 0,00 0,00 0,00
6. Прибыль (убыток) от продаж 525,00 601,00 76,00 1,14

Ключевым элементом прибыли от продаж является валовая прибыль. Она представляет собой разницу между выручкой (нетто) от продажи товаров и себестоимостью проданных товаров. Порядок расчета валовой прибыли (ВП) можно представить в следующем виде:

ВП = , (50)

где Qi объем производства продукции i-гo вида в натуральном выражении (тонн, штук, м2 и т. д.);

Цi – продажная цена продукции i-го вида, руб.;

Сi – себестоимость единицы продукции i-гo вида, руб.;

i – конкретный вид реализуемой продукции;

п – количество видов реализуемой продукции (i = 1, 2, 3,... n).

Исходя из указанного порядка расчета, валовая прибыль формируется под влиянием следующих факторов:

1) объема реализации;

2) себестоимости реализованных изделий;

3) продажных цен на реализованную продукцию;

4) сдвигов в структуре ассортимента с позиций различий в уровне рентабельности отдельных видов изделий.

Пофакторный анализ валовой прибыли осуществляется по данным отчета о прибылях и убытках за текущий и базисный периоды (квартал, год). При сравнении с планом используются данные финансового бюджета и расчетов к нему.

Однако этих данных для факторного анализа недостаточно. Эти данные часто несопоставимы, поскольку на выручку (нетто) от продажи товаров влияет уровень отпускных цен, что вытекает из ее расчета за базисный и отчетный периоды.

В =

, (51)

В =

где Во и В – выручка от продажи товаров в базисном и отчетном периодах соответственно;

Q o и Q – объем выпуска товаров (изделий) i-го вида в этих периодах;

Ц и Ц – отпускная цена одного изделия i-го вида в базисном и отчетном периодах соответственно.

Фактическая себестоимость товаров формируется идентичным образом под воздействием объема реализации и затрат на единицу товара (изделия) в соответствующем периоде:

C =

, (52)

C =

где C ,C – фактическая себестоимость проданной продукции в базисном и отчетном периодах;

С , С – себестоимость товара i-го вида в базисном и отчетном периодах.

Соответственно, и сравнение валовой прибыли, то есть ВП1 и ВП0, будет складываться под влиянием несопоставимых факторов.

Пофакторный анализ валовой прибыли (ВП) традиционно осуществляется с помощью приема элиминирования (методом цепных подстановок). Элиминирование – технический прием анализа, используемый для определения влияния отдельных факторов на изучаемое явление. При данном подходе ряд признаков исключается и остается главный признак, который служит объектом исследования.

Для определения влияния отдельных факторов на величину валовой прибыли необходимо рассчитать следующие дополнительные показатели:

1) выручку от продажи товаров без косвенных налогов отчетного периода в базисных ценах 0), которая определяется по формуле:

ВХ = ; (53)

2) себестоимость проданных товаров отчетного периода в базисных затратах на единицу продукции х), которая вычисляется по формуле:

СХ = ; (54)

3) базисную валовую прибыль (ВПХ), рассчитанную исходя из фактического объема и ассортимента проданных товаров, которая определяется в виде разницы между выручкой отчетного периода в базисных ценах Х) и себестоимостью проданных товаров отчетного периода Х) в базисных затратах на единицу продукции:

ВПХ = ВХ – СХ. (55)




double arrow
Сейчас читают про: