| Наименование показателей | Базисный год | Отчетный год | Отклонение отчетного года от базисного | Отчетный год к базисному, % |
| 1. Выручка (нетто) от продажи товаров | 30846,00 | 31299,00 | 453,00 | 1,01 |
| 2. Себестоимость проданных товаров | 24630,00 | 23363,00 | -1267,00 | 0,95 |
| 3. Валовая прибыль | 6216,00 | 7936,00 | 1720,00 | 1,28 |
| 4. Коммерческие расходы | 5691,00 | 7335,00 | 1644,00 | 1,29 |
| 5. Управленческие расходы | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
| 6. Прибыль (убыток) от продаж | 525,00 | 601,00 | 76,00 | 1,14 |
Ключевым элементом прибыли от продаж является валовая прибыль. Она представляет собой разницу между выручкой (нетто) от продажи товаров и себестоимостью проданных товаров. Порядок расчета валовой прибыли (ВП) можно представить в следующем виде:
ВП =
, (50)
где Qi – объем производства продукции i-гo вида в натуральном выражении (тонн, штук, м2 и т. д.);
Цi – продажная цена продукции i-го вида, руб.;
Сi – себестоимость единицы продукции i-гo вида, руб.;
i – конкретный вид реализуемой продукции;
п – количество видов реализуемой продукции (i = 1, 2, 3,... n).
Исходя из указанного порядка расчета, валовая прибыль формируется под влиянием следующих факторов:
1) объема реализации;
2) себестоимости реализованных изделий;
3) продажных цен на реализованную продукцию;
4) сдвигов в структуре ассортимента с позиций различий в уровне рентабельности отдельных видов изделий.
Пофакторный анализ валовой прибыли осуществляется по данным отчета о прибылях и убытках за текущий и базисный периоды (квартал, год). При сравнении с планом используются данные финансового бюджета и расчетов к нему.
Однако этих данных для факторного анализа недостаточно. Эти данные часто несопоставимы, поскольку на выручку (нетто) от продажи товаров влияет уровень отпускных цен, что вытекает из ее расчета за базисный и отчетный периоды.
В
= 
, (51)
В
= 
где Во и В
– выручка от продажи товаров в базисном и отчетном периодах соответственно;
Q
o и Q
– объем выпуска товаров (изделий) i-го вида в этих периодах;
Ц
и Ц
– отпускная цена одного изделия i-го вида в базисном и отчетном периодах соответственно.
Фактическая себестоимость товаров формируется идентичным образом под воздействием объема реализации и затрат на единицу товара (изделия) в соответствующем периоде:
C
= 
, (52)
C
= 
где C
,C
– фактическая себестоимость проданной продукции в базисном и отчетном периодах;
С
, С
– себестоимость товара i-го вида в базисном и отчетном периодах.
Соответственно, и сравнение валовой прибыли, то есть ВП1 и ВП0, будет складываться под влиянием несопоставимых факторов.
Пофакторный анализ валовой прибыли (ВП) традиционно осуществляется с помощью приема элиминирования (методом цепных подстановок). Элиминирование – технический прием анализа, используемый для определения влияния отдельных факторов на изучаемое явление. При данном подходе ряд признаков исключается и остается главный признак, который служит объектом исследования.
Для определения влияния отдельных факторов на величину валовой прибыли необходимо рассчитать следующие дополнительные показатели:
1) выручку от продажи товаров без косвенных налогов отчетного периода в базисных ценах (Ц0), которая определяется по формуле:
ВХ =
; (53)
2) себестоимость проданных товаров отчетного периода в базисных затратах на единицу продукции (Сх), которая вычисляется по формуле:
СХ =
; (54)
3) базисную валовую прибыль (ВПХ), рассчитанную исходя из фактического объема и ассортимента проданных товаров, которая определяется в виде разницы между выручкой отчетного периода в базисных ценах (ВХ) и себестоимостью проданных товаров отчетного периода (СХ) в базисных затратах на единицу продукции:
ВПХ = ВХ – СХ. (55)






