Продавцы | Покупатели | ||
много | Несколько | один | |
Много | Рыночная экономика | Олигопсония | Монопсония |
Несколько | Олигополия | Двухсторонняя олигополия | Монопсония, ограниченная олигополия |
Один | Монополия | Монополия, ограниченная олигополия | Двухсторонняя монополия |
Таблица 2.2.
Основные типы структур рынка продавца (Шерер и Росс)
Продукты | Количество продавцов | ||
Один | Несколько | Много | |
Однородные продукты | Чистая монополия | Гомогенная олигополия | Чистая конкуренция |
Дифференциро-ванные продукты | Чистая многопродуктовая монополия | Олигополия с дифференциацией продукции | Монополистическая конкуренция |
2.2. Барьеры входа на рынок
Барьеры входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка.
Барьеры входа на рынок – такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодаря барьерам такого рода, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции.
|
|
К таким же результатам приводит и наличие барьера выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками.
Именно наличие барьеров для входа в сочетании с высоким уровнем концентрации производителей в отрасли дает возможность фирмам поднимать цены выше предельных издержек и получать положительную экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм.
Барьеры входа на рынок можно разделить на две группы: стратегические и нестратегические барьеры. Рассмотрим сначала нестратегические барьеры.
К нестратегическим барьерам входа на рынок и выхода относятся следующие факторы:
- положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск;
- вертикальная интеграция;
- диверсификация деятельности фирмы;
- дифференциация продукта;
- эластичность и темпы роста спроса;
- иностранная конкуренция;
- институциональные барьеры.