Цель: обучать детей умению пользоваться условно-графической схемой при перечислении признаков предмета, умению' сравнивать два предмета одной группы по признакам.
Задачи:
Л. Активизация предметного словаря по теме, обобщающего слова «овощи» и прилагательных в речи детей (цвет, форма, величина, вкус, на ощупь).
Г. Согласование прилагательных с существительными в числе и роде. Закрепление навыка словообразования и словоизменения.
П. Составление предложений с противительным союзом «а» при сравнении овощей.
С. Сравнение овощей по их признакам и составление элементарного описания овоща с опорой на условно-графическую схему.
Материал:
1.Набор натуральных овощей или муляжей.
2. Предметные картинки.
3. Условно-графическая схема (таблица) для описания овощей.
4. Картина «Овощи» из пособия Г.А. Тумаковой «Звучащее слово».
Приемы, упражнения:
1.Рассматривание овощей и их изображений на картинках.
2. Ощупывание натуральных овощей или муляжей.
3. Определение вкусовых качеств овощей (по возможности).
|
|
4. Называние овощей в натуре и по картинкам: каждого в отдельности и всех вместе.
5. Дид. игры: «Один — много», «Большой — маленький»:
огурец — огурцы огурец — огурчик
помидор — помидоры помидор — помидорчик
кабачок — кабачки репа — репка
тыква — тыквы морковь — морковка,
6. Сравнение овощей по два, называя их признаки с опорой на условно-графическую схему (помидор — огурец, репа — огурец, помидор — морковь и др.).
Например, помидор и огурец: I
Помидор круглый, а огурец овальный (длинный). Помидор красный, а огурец зеленый. Помидор мягкий, а огурец твердый. Помидор гладкий, а огурец шершавый. Помидор кислый, а огурец сладкий.
7. Описание помидора, репы с опорой на схему.
Это помидор. Помидор — овощ. Он круглый, красный, мягкий, сочный, вкусный.
8. Дидактические игры «Овощи-толстячки» и «Овощи-худышки».
Изобразить овощи круглые, толстые — надуть щеки, назвать их. Изобразить овощи овальные, длинные, тонкие — втянуть щеки, назвать их.
9. Называние овощей по заданному цвету или форме с опорой на картинки.
10. Упражнение на согласование прилагательного с существительным — из двух овощей назвать тот, про который можно сказать: красная, красный; желтая, желтый; зеленая, зеленый и т.д.
11.Игра с движениями «Овощи завяли».
12. Задание воспитателям — уточнить понятие «огород»: забор — ограда, огораживать — огород. Дид. игра «Загородим огород».