Существуют две основные формы правления – это монархия и республика.
Монархия была господствующей формой правления на протяжении тысячелетий. В разновидностях она сохраняется и сегодня, почти в трети стран мира. Монархия (в переводе с греческого – единовластие) представляет собой форму государственного устройства, где источником власти является одно лицо, которое получает свой пост по наследству, независимо от других органов власти и населения.
Монархии имеют две разновидности: абсолютные и конституционные. В первом случае – высшие законодательные и исполнительные функции принадлежат главе государства (Саудовская Аравия, Катар, Оман). Конституционные монархии ограничивают полномочия главы государства и делятся на дуалистические, где правитель наделен в основном исполнительными и частично законодательными функциями (Иордания, Кувейт, Бахрейн, Марокко) и парламентские.
Парламентские монархии – монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями, а также имеет право вето на решения парламента, которым никогда не пользуется. Исполнительная власть в лице правительства формируется здесь парламентским большинством и подотчетна только парламенту (Великобритания, Дания, Испания и т.д.). В подавляющем большинстве современных монархий. Монархи скорее олицетворяют собой национальные традиции, уважение населения страны к власти и играют роль определенного национального символа.
|
|
Республика представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются населением, либо формируются общенациональным представительным учреждением. По тому, как формируются государственные органы и каковы принципы взаимоотношений между ними различают президентские, парламентские и смешанные (президентско-парламентские) республики.
Президентская республика характеризуется особой ролью президента, он одновременно и глава государства, и глава правительства. Пост руководителя правительства отсутствует, а само оно формируется президентом либо внепарламентским путем, либо с согласия парламента, который при этом не вправе выражать правительству вотум недоверия.
Президент избирается либо прямым голосованием граждан, либо коллегией выборщиков, что позволяет ему работать без согласования своих действий с парламентом. При этом существует очень жесткое разделение властей, которые самостоятельны по отношению друг к другу. Парламент не вправе выразить недоверие президенту, но и тот, не вправе досрочно распускать парламент. Отношения между ними основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. У президента есть право отложенного вето на законодательные акты парламента, а у законодательного (представительного) органа власти государства есть право на импичмент – право привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц, в том числе и президента.
|
|
Классический пример президентской республики – США, где впервые и появилась данная форма правления. Данная форма правления существует во многих странах Латинской Америки – Мексике, Аргентине, Бразилии, Колумбии, Уругвае и т.д.
Парламентская республика: ее самая принципиальная черта – формирование исполнительной власти (правительства) на парламентской основе и ответственности перед парламентом. Парламент наряду с изданием законов и утверждением бюджета имеет право контроля за деятельностью правительства. Назначает правительство глава государства (президент), но не по своему усмотрению, а из числа представителей партий, располагающих большинством мест в парламенте (его нижней палате). Сам президент избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо всеобщими выборами. Полномочия президента в большей степени носят представительский характер. Типичные парламентские республики: Германия, Италия, Швейцария, Турция и т.д.
Среди форм правления есть и такие, которые сочетают в себе признаки и президентской и парламентской.
Смешанная (президентско-парламентская) республика сочетает сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее принципиальная черта – двойная ответственность правительства – перед парламентом и президентом. Президент избирается на прямых всеобщих выборах, и он наделен широкими властными полномочиями. Одновременно с ним исполнительные функции власти выполняет и правительство, руководитель которого назначается президентом, вместе с ним они формируют кабинет министров.
С точки зрения М. Дюверже это система, в которой – в зависимости от того, поддерживает ли парламентское большинство действующего президента или нет, - чередуются президентские и парламентские фазы. На президентской фазе президент имеет ключевую роль в системе государства. На парламентской фазе он должен делить властные полномочия с руководителем кабинета министров.
Именно такое правление существует в так называемой «Пятой французской республики», возникшей в результате принятия конституции 1958 г.