Финансы и кредит

22. Хозяйственное право.

23. Экономическая теория.

Перечень вопросов по указанным дисциплинам, включаемых в экзаменационные билеты государственного экзамена (2 вопроса в билете), утверждается директором НИ РХТУ и доводится до сведения студентов-выпускников. Примерный перечень указанных вопросов приведен в приложении 1.1. Рекомендуемая для студентов-выпускников литература для подготовки к указанным вопросам приведена в имеющихся на выпускающей кафедре рабочих программах отдельных дисциплин, известна студентам по изучению отдельных дисциплин в учебном процессе, дополнительно сообщается студентам при подготовке к государственному экзамену. Общий перечень литературных источников для подготовки к государственному экзамену приведен в Приложении 1.2. В процессе подготовки к государственному экзамену студентам рекомендуется осуществлять предварительную подготовку ответов на теоретические вопросы с использованием предлагаемой литературы.

Для оценки способности студента-выпускника применить на практике полученные знания, навыки и умения в процессе проведения государственного экзамена по специальности «Менеджмент организации» помимо теоретических вопросов используется набор практических ситуаций, предлагаемых для рассмотрения и разрешения экзаменуемым студентам. Типовая практическая ситуация представляет собой набор информации о деятельности конкретной организации (данные об истории ее функционирования, организационно-правовой форме, продуктах и услугах, реализуемых организацией, и параметрах рынков их сбыта, данные о конкурентах, поставщиках, показатели, характеризующие эффективность финансово-экономической деятельности организации, и т.д.), позволяющих студенту выявить проблемы функционирования организации, предложить способы их решения и оценить эффективность применения этих способов. Перечень и содержание практических ситуаций к итоговому междисциплинарному экзамену подготавливаются кафедрой «Менеджмент», после чего утверждаются директором НИ РХТУ.

Пример модельной практической ситуации представлен в Приложении 1.3. Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что объем информации, предлагаемой в модельной ситуации, существенно превосходит тот информационный массив, который получает студент на итоговом междисциплинарном экзамене. Это связано с тем, что информация модельной ситуации используется как в процессе самостоятельной подготовки студента к экзамену, так и при проведении установочных лекций перед экзаменом. В последнем случае задачей преподавателей кафедры «Менеджмент» является всестороннее функциональное рассмотрение особенностей модельной ситуации, направленное на формирование у студентов комплексного, универсального подхода к решению проблем, сформулированных в ситуации, позволяющего эффективно решить более узкую функциональную задачу, которую будет необходимо решить студенту на экзамене.

Рекомендуемая последовательность решения студентом практической ситуации предложена в Приложении 1.4. Разумеется, эта последовательность является лишь рекомендуемой. На государственном экзамене студент имеет право использовать самостоятельный (творческий) подход к ее рассмотрению и разрешению.

В процессе рассмотрения ответов студента на вопросы практической ситуации экзаменационная комиссия по приему итогового междисциплинарного экзамена оценивает:

– понимание студентом задач, поставленных перед ним в практической ситуации;

– уровень методологического подхода (логичность, законность, непротиворечивость действующему законодательству и др.) в процессе анализа студентом информационного массива практической ситуации и в процессе разработки им управленческих решений по проблемам (задачам), сформулированным в практической ситуации;

– общую эффективность предложений студента.

В связи с изложенным, студенту рекомендуется использовать следующую последовательность предварительной подготовки к решению практической ситуации на итоговом междисциплинарном экзамене:

1. С особым вниманием относиться к выполнению курсовой работы по дисциплине «Управленческие решения»[3], поскольку в качестве индивидуальных заданий для нее студентам выдаются варианты практических ситуаций, которые использовались в процессе итогового междисциплинарного экзамена по специальности «Менеджмент организации» в НИ РХТУ в предыдущие учебные годы. Предлагаемая логика выполнения студентом курсовой работы идентична логике решения практической ситуации на итоговом междисциплинарном экзамене по специальности «Менеджмент организации». Выполняя курсовую работу по дисциплине «Управленческие решения», студент фактически за год до сдачи итогового междисциплинарного экзамена не только знакомится с одной из практических ситуаций, которые уже использовались на экзамене, но и на практике формирует собственные подходы к ее решению.

2. Посещение установочных лекций, которые проводятся в соответствии с утвержденным учебным планом специальности «Менеджмент организации» в НИ РХТУ до сдачи итогового междисциплинарного экзамена. Расписание установочных лекций доводится до сведения студентов заранее. Установочные лекции состоят из двух логических блоков:

– консультирование студентов по теоретическим вопросам, выносимым на итоговый междисциплинарный экзамен;

– углубленное рассмотрение порядка решения модельной практической ситуации. Как уже было сказано выше, пример практической ситуации представлен в Приложении 1.3, а рекомендуемая общая последовательность рассмотрения студентом практической ситуации – в Приложении 1.4. С точки зрения подготовки студента к установочным лекциям целесообразным было бы его предварительное ознакомление с материалами этих приложений до начала проведения установочных лекций. В этом случае информация, предлагаемая преподавателями кафедры «Менеджмент» в процессе проведения ими установочных лекций, во-первых, логично опирается на уже усвоенную студентами общую последовательность рассмотрения практической ситуации, а, во-вторых, логично дополняется материалами лекций отдельных преподавателей (в том числе и раздаточными материалами), которые посвящены рассмотрению следующих функциональных областей управленческой деятельности на примере решения модельной практической ситуации:

– управленческий анализ хозяйственной деятельности организации при подготовке управленческих решений;

– концепция построения стратегии развития предприятия при разработке управленческих решений;

– маркетинговые аспекты деятельности организации при разработке управленческих решений;

– инновации и управление проектами в рамках подготовки управленческих решений;

– управление производственными процессами;

– концепция управления персоналом в рамках стратегии развития предприятия;

– финансовая и кредитная политика организации при подготовке управленческих решений;

– основные направления разработки управленческих решений в рамках управления организацией.

Тематика установочных лекций представлена в приложении 1.5, а их расписание и место проведении доводятся до сведения студентов кафедрой «Менеджмент» не позднее, чем за неделю до начала проведения установочных лекций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: