Заключение. Молодежь изучается множеством общественных дисциплин

Молодежь изучается множеством общественных дисциплин. Само понятие молодежь имеет несколько значений. Смена поколений, сопутствующая развитию всякого общества, предполагает не вытеснение одних другими, а их интеграцию, объединение в одно целое. Участвуя в этом процессе, молодежь реализует свои важнейшие социальные функции: воспроизводственную, трансляционную, инновационную. Тем самым ее социальное развитие является одним из условий развития общества. Поэтому под социальным развитием молодежи понимаются количественные и качественные изменения ее социальных характеристик в процессе становления в качестве субъекта общественного производства и общественной жизни. Отсюда возникает необходимость специального изучения социальных механизмов взаимодействия общества и молодежи.

Молодежь особенно чувствительная к переменам, наиболее восприимчивая часть общества. Социологи показали, что искусственное затягивание «переходного возраста» дорого обходится личности, и обществу. Пока юный человек не нашел себя в практической деятельности, она может казаться ему мелкой и незначительной.

Давно известно, что люди с высоким самоуважением более самостоятельны, меньше поддаются внушению, проявляют большую социальную активность. Нравственно зрелый человек знает, что жизнь нельзя переписать, и каждый его поступок окончателен. По мнению Н. Г. Чернышевского, без приобретения чувств гражданина, ребенок мужского пола средних, а потом и пожилых лет мужчиной не становится, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера. Мелочность взглядов и интересов отражается на характере и на воле: «Какова широта взглядов, такова широта и решений».

Юношеское мышление более гибко и одновременно более реалистично, чем детское. Оно схватывает многозначность слов и понятий. Юность - возраст горячих споров, предметом которых может быть все что угодно, жадного философствования, теоретизирования даже на известные темы, поисков формулы счастья и формулы любви. Юность особенно чувствительна к собственному «Я» и вообще к «внутренним» психологическим проблемам. Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира.

Социальная незрелость в среде молодежи или критический конфликт между открытым внутренним миром и окружающей реальностью может стать причиной подростковой девиантности, как индивидуальной, так и групповой. На этой почве создаются контркультуры, вырабатывается девиантное, делинквентное и даже криминальное поведение. Очень важным в такой ситуации является изучение микросреды подростков с отклоняющимся от нормы поведением. Как правило, именно микросреда влияет на усвоение этических и социокультурных норм.

Таким образом, при исследовании молодежи рассматриваются следующие относительно самостоятельные, однако прочно взаимосвязанные составляющие: потенциальные сущностные силы (личностный потенциал); побудительно-мотивационные и социальная деятельность, которая является способом реализации сущностных сил. Каждая из перечисленных составляющих является, по существу, основанием социального развития молодежи и рассматривается в качестве возможных направлений социологического исследования.

Если необходимо возродить в душах молодежи идеалы, то следует бояться не разоблачения ошибок прошлого, а неопределенности в том, что и как делать в настоящем, куда и как двигаться дальше. Молодежь, при всей ее потребности иметь честную историческую память, помыслами и планами устремлена вперед. Но чтобы по-настоящему увлечь молодежь перспективами завтрашнего дня, ее надо заинтересовать уже сегодня. А для этого надо знать ориентации, ценности, мотивы, которыми руководствуются молодые.

Литература

1. Briar S., Miller H. Problems and Issues in Social Casework. – N-Y.; London, 1971.

2. Malcolm P. Modern Social Work Theory. – London, 1994.

3. Max Muller. Pilosophische Antropologie. – Freiburg / Munchen, 1974.

4. Payn M. Modern social work theory: a critical introduction. − London 1990.

5. Richmond Mary E. Social Diagnosis. − N-Y, 1965.

6. Siporin M. Introduction to social work practice. – London, 1972.

7. Tischler H. Introduction to sociology. - N.-Y., 1990.

8. Агеев B. C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. − М., 1990.

9. Айви А., Айви М., Саймек-Даунинг Л. Консультирование и психотерапия. Сочетание методов, теории и практики. − Новосибирск, 1990.

10. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.,
1977.

11. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. − М., 1988;

12. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

13. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. − М., 1992.

14. Библейская энциклопедия. – М., 1891.

15. Бодрова В. В. Семья и женщина в зеркале общественного мнения / Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. − М., 1992.

16. Бондарь С.В. Философско-мировоззренческое содержание «Изборников 1073−1076 годов». − Киев, 1990.

17. Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси. − М., 1960.

18. Бэром Р., Ричардсон Д. Агрессия. − СПб., 1997.

19. Варга А. Профессиональный отбор социальных работников: принципы и ме­тоды / Профессионально-этические нормы социальной работы. – М., 1993.

20. Вейнингер О. Пол и характер. − М., 1992.

21. Воронин C. B. Теория «филантропии». – M., 1981.

22. Горан В. П. Древнегреческая мифологема судьбы. – М., 1990.

23. Григорьев С.И., Демина Л.Д. Психолого-социологические основы социальной педагогики. – Барнаул, 1996.

24. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков − М., 1990.

25. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. − Л., 1989.

26. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. − М., 1990.

27. Даль В. И. Пословицы русского народа. − М., 1984.

28. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX−XII вв.). - М., 1998.

29. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работни­ка. − М., 1994.

30. Доброштан В. М. Аксиологические основы мировоззрения личности: монография. – СПб: СПГУТД, 2006.

31. Доброштан В. М. Молодежная субкультура / Основы социальной работы с молодежью. – СПб., СПГУТД, 2005. – С. 88-102.

32. Домашняя медицинская энциклопедия / Гл. ред. В.И.Покровский. – М.: Медицина, 1993.

33. Запад и Восток: Традиции и современность. − М., 1993.

34. Зинченко В.П., Леонова А.Б., Стрелков Ю.К. Психометрика утомления. - М., 1977.

35. Злотникова Л.Н. Алкоголизм − социальная патология. − Минск, 1988.

36. Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. − М., 1985.

37. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. – СПб., 1997.

38. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом. − М., 1996.

39. Козлов В.Н. Физиология и психология труда: Научные основы оценки тяжести и напряженности труда. – Саратов, 1984.

40. Кон И. С. Введение в сексологию. − М., 1988.

41. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспек­тива. – М., 1988.

42. Корнеев Л.Н. Психогигиена профессиональной деятельности //
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под. ред.
Г.С. Никифорова. – СПб., 1991.

43. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.

44. Леннеер-Аксельсон, Тюлефсон И. Психосоциальная помощь населению − М., 1995.

45. Лисицын Ю., Копыт Н.Я. Алкоголизм. Социально-гигиенические аспекты: Руководство для врачей. − М., 1983;

46. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. − М., 1991. −С. 509.

47. Мамардашвили М. Психологическая топология пути. – СПб.,
1997.

48. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

49. Митрошенков О. А. Онтология гуманизма и тоталитаризма. – М., 1993.

50. Наенко Н.И. Психическая напряженность. – М., 1976.

51. Обучение социальной работе: Преемственность и инновации. − М., 1996.

52. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1984.

53. Организация Объединенных наций: Права человека. – Нью-Йорк, 1990.

54. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. − М., 1997.

55. Павленок П. Д. Введение в профессию «социальная работа»: Курс
лекций. − М.: ИНФРА-М, I998.

56. Павленок П. Д. Краткий словарь по социологии. − М.: ИНФРА-М, 2000.

57. Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы. – М.: Союз, 1993.

58. Питер Дж.Л. Принципы Питера. – М., 1990.

59. Понятие судьбы в контексте разных культур. – М., 1994.

60. Поппер К. Открытое общество и его враги. − М., 1992.

61. Поучение Владимира Мономаха / Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы: XI − начало XII века / Сост. Д.С.Лихачев, Л.А.Дмитриев. − М., 1978.

62. Психология личности и образ жизни. – М., 1987.

63. Пушкарева Н. Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X − начало XIX века). - М., 1997.

64. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – 1997.

65. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. – М., 1994.

66. Рожанский И. Д. Античный человек: О человеческом в человеке. – М., 1991.

67. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. / Под ред.
A. M. Панова, Е. И. Холостовой. − М., 1997.

68. Русская литература XI-XVIII вв. − М., 1988.

69. Словарь-справочник по социальной работе / Под. ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 1997.

70. См.: Ломбразо Ч., Ферреро Д. Женская проституция. Врожденные и случайные проститутки. Их свойства, нравы и привычки. − М., 1915.

71. Смелзер Н. Социология. − М., 1994.

72. Социальная работа и подготовка социальных работников в Вели­кобритании, Канаде, США. − М., 1992.

73. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь. −
М.,1997.

74. Справочник социального работника / В. Д. Альперович и др.; под общ. Ред. Е. П. Агапова, В. А. Шапинского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

75. Сухарев Л. В. Этнофункциональная психология: исследования, психотерапия. - М., 1998.

76. Теория и методика социальной работы. – М., 1995.

77. Теория и методика социальной работы / Под ред. В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, Е.И. Холостовой. − М., 2000.

78. Теория и методика социальной работы: краткий курс. – М., 1994.

79. Теория и методология социальной работы / Григорьев С. И. и др. –
М., 1994.

80. Толстых А.В. Возрасты жизни. – М., 1988.

81. Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. – М., 1997.

82. Философия социальной работы: Монография / Под ред. В. И. Митрохина – М., 1998.

83. Фирсов М. В. Теоретические основы социальной работы. − М., 1997.

84. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. – М., 2001.

85. Фирсов М.В. Антология социальной работы в России: В 3 т. − М., 1994−1995.

86. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональ­ной этики социального работника. − М., 1993.

87. Франк С.Л. Духовные основы общества. − М.,1992.

88. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. − М.,1993.

89. Холостова Е. И. Теория социальной работы. – М., 2006.

90. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. – М., 1993.

91. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.

92. Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. − М., 1992.

93. Шмелева Н.Б. Профессиональное развитие личности социального работника в системе подготовки и переподготовки кадров. − Ульяновск, 1994.

94. Шульц П. Философская антропология. – Новосибирск, 1996.

95. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер с англ. − М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993−1994.

96. Юнгхолм Свен-Эрик. Гуманистические ценности социальной работы. – М., 1995.

97. Ярская В. Н. Философия социальной работы. – Саратов, 1994.


[1] Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. – Л., 1989. – С. 91-92.

[2] Под мелкими бытовыми сделками принято понимать сделки, направлен­ные на удовлетворение обычных, каждодневных потребностей малолетнего или членов его семьи и незначительные по сумме.

[3] См Приложение 2; Закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»; Инструкцию об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отде­лениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатри­ческих учреждений, утвержденную приказом Министерства здравоохране­ния и социального развития РФ от 30 мая 2005 г. № 370; Методические рекомендации «Лицензионные требования и условия осуществления су­дебно-психиатрической экспертной деятельности», утвержденные Минзд­равом РФ 2 апреля 2004 г.

[4] Существует также европейская опекунская организация: См.: https://www. enymo.homestead.com/.

[5] Постановление правительства РФ «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих». От 1.12.2004 г. //bio.su/nd_007.htm.

[6] Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» // Собра­ние законодательства РФ. 27.11.95 № 48, ст. 4563.

[7] Орлова И. Б. Самоубийство – явление социальное / Социологические исследования. – М., 1998. - № 8. С. 36

[8] Баркер Р. Словарь социальной работы. - М., 1994. С. 113.

[9] Шекспир В. Зимняя сказка//Полн. Собр. Соч. в 8 т. Т. 8. – М., 1960. С. 58.

[10] Герцен А. И. Концы и начала / Соч. в 9 т. Т. 7. – М., 1958. С. 488-499.

[11] См.: Выготский Л. С. Педология подростка / Собр. Соч. в 6 т. Т. 6. – М., 19984. С. 197-198.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: