Основное содержание ответа. При ответе на данный вопрос необходимо раскрытьсодержание теории Ф

При ответе на данный вопрос необходимо раскрыть содержание теории Ф. Тейлора, он утверждал, что для того, чтобы быть эффективным, управление должно осуществляться на основе определенных законов, правил и принципов. По мнению Ф. Тейлора, развитие научной организации труда предполагает выработку многочисленных правил, законов, формул, которые заменят собой личное суждение индивидуального работника. Поэтому важнейшими элементами в механизме научно поставленного управления Ф. Тейлор считал четко поставленные задачи и премии.Однако теория Ф. Тейлора имеет существенные недостатки. В её основе лежит механическая модель организации. В такой организации влияние индивидуальных особенностей работников и их интересов на конечные результаты сведены к нулю. Эта теория ориентирована на создание стабильно функционирующей организации, но ничего не говорит об управлении её развитием.

Почти одновременно с Ф.Тейлором предложил свою теорию управления француз А.Файоль. Если в центре внимания Ф.Тейлора находилась рациональная организация труда исполнителей, то А.Файоль исследовал собственно управленческую деятельность и способы рациональной организации систем управления. По мнению А.Файоля, управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных, взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

А.Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его мнению, управлять означает предсказывать, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

Главный вклад А. Файоля в теорию управления состоял в том, что он впервые рассмотрел управление как универсальный процесс и выделил его составляющие. Также первым он перестал рассматривать управление исключительно как функцию только высшего руководства. Он показал важнейшее значение формальной структуры организации, т.е. способа группировки работы и распределение полномочий и ответственности для её эффективности, и предложил принципы построения такой структуры. Любая цель может быть достигнута благодаря совместным усилиям всего коллектива как со=мыслие, содействие, со=переживание.

В 20-30 годы ХХ века Э. Мэйо разработал теорию управления, называемую «теория человеческих отношений». Если в центре классической теории управления находиться формальная структура, то в центре теории человеческих отношений - неформальная структура. Ф. Ротлисбергер, ближайший соратник Э. Мэйо, определил неформальную структуру как совокупность норм, неофициальных правил, ценностей, убеждений, а также сети различных внутренних связей в группе и между группами, центров влияния и коммуникаций. Они не могут быть регламентированы в рамках формальной структуры, но существенно определяют поведение людей в организации. Деятельность администрации, согласно этой теории, должна быть ориентирована, прежде всего, на интересы людей. Эти интересы не сводятся только к материальным. Мотивы поведения человека более разнообразны, и руководители должны понимать их, чтобы создавать условия для их удовлетворения.

Известный теоретик менеджмента Мари Паркер Фоллет считала, что менеджер должен исходить из ситуации и управлять в соответствии с тем, что диктует ситуация, а не с тем, что предписано функцией управления.

Огромный вклад в развитие науки управления внес Абрахам Маслоу, разработавший нашедшую в дальнейшем широкое применение в менеджменте теорию потребностей, известную как «пирамиду потребностей». В соответствии с учением А. Маслоу человек имеет сложную структуру иерархически расположенных потребностей, и управление в соответствии с этим должно вестись на основе выявления потребностей рабочего и использования соответствующих методов мотивирования. Потребность самореализации является высшей потребностью человека. На наш взгляд, создание таких условий в коллективе позволяет каждому участнику определить позицию и возможный вклад в достижение поставленных целей, на эти потребности руководители должны быть точно ориентированы.

В конце ответа на вопрос вы подводите итоги, таким образом, в зарубежной науке управления сложились различные направления, которые неоднозначно отвечали на вопросы об эффективности управления. Анализ основных представителей зарубежных теорий управления позволили выявить их основной вклад в развитие науки. Школа научного управления открыла возможность использования научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи; отбора работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения; обеспечения работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач; систематического и правильного использования материального стимулирования для повышения производительности. Классическая школа управления определила принципы управления; описала функции управления; обозначила систематизированный подход к управлению всей организации. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук создала приемы управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности; применила положения наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом. Школа науки управления определила пути разрешения управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей; разработала количественные методы в помощь руководителям принимающим решения в сложных ситуациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: