Под внушением подразумевается передача информации с внедрением
заключенных в ней идей без какой-либо критической оценки и логической
переработки предлагаемого. О том, что сработало внушение, а не
осознанный выбор говорит сугубо эмоциональная реакция на малейшую
попытку обсуждения "заветной истины", причем все противоречащее ей
отвергается с порога, и чем убедительнее доводы, тем сильнее
возмущение.
*Методы внушения используют*:
- для блокировки нежелательного поведения или мышления человека;
- для склонения индивида к требуемому действию;
- для быстрого распространения полезной информации и необходимых
слухов.
*Хорошо подвержены внушению те, кто*:
- проявляют себя слабой личностью (робкие, стеснительные,
пугливые...);
- некритично воспринимают других (простодушные, доверчивые...);
- склонны зависеть от других (ищут себе хозяина, исключительно
услужливые...).
*Трудно поддаются внушению те, кто*:
- обладают деловой активностью (энергичные и инициативные...);
|
|
- являются сильной личностью (а также самолюбивые и
высокомерные...);
- противопоставляют себя другим (замкнутые и угрюмые...);
- исключительно активно проявляют свои чувства (эксцентричные и
откровенные...);
- не зависят от других, а наоборот, имеют кого-то в своей
зависимости...
*Проведению внушения способствуют*:
- полное отсутствие или чрезвычайная противоречивость текущей
информации;
- очень авторитетный (как живой, так и печатный...) и при этом
"свой" источник;
- внутреннее ощущение зависимости;
- сильное психофизическое истощение и переутомление объекта;
- некая психологическая напряженность (гнев, экстаз, страх, поиск
выхода из сложной ситуации...);
- явная желательность или приятность внушаемого;
- жесткая категоричность заявлений и требований;
- шоковая неожиданность сообщения;
- повторяемость подсовываемой информации;
- абсолютная логичность и особая эмоциональность сообщаемого;
- некоторые болезни и особенности личности (психопатия,
импотенция, слабость логического мышления, суеверность,
наркомания...).
*Проведению внушения иной раз мешают специфические внутренние
барьеры, таковые, как*:
- критически-логический (отвергание всего, что кажется логически
необоснованным);
- интуитивно-аффективный (отметание всего, что не вызывает
подсознательного доверия или уверенности);
- этический (неприятие того, что противоречит
нравственно-этическим воззрениям личности).
Преодоление барьеров подразумевает лишь умелое подстраивание под
них.
Так, для воздействия на лиц со слабым интеллектом, нужное
внушение лучше сочетать с усиленными отрицательными эмоциями, а ежели
|
|
данное лицо вполне интеллектуально или же заведомо внушаемо - то
использовать положительные эмоции.
В случае когда объект подавлен или слишком неуверен в себе,
должное внушение выполняют эмоциональным повелительным тоном с
привлечением мимики и жестов, оформляющих неоднократно повторяемые
резкие, короткие, как бы "вколачиваемые" фразы.
Если объект излишне возбужден и значительно обеспокоен, то
внушают успокаивающим тоном, с применением неоднократно повторяемых
мягких, убаюкивающих, длинных фраз.
Главное - не вызвать ни малейшей настороженности, но очаровать и
словно бы заворожить персону.
Когда визави избыточно тщеславен, то имеет смысл "атаковать" его
любовью, безудержно расхваливая и высказывая комплименты,
способствующие представлению объекта о своей значительности;
параллельно с этим удается косвенно внушать нужные идеи.
Так как эффективное внушение обусловливается подсознанием,
перспективной является попытка разбудить фантазию (к примеру,
эротическую...) у человека, каковой при этом погружается в себя, так
что грани между подсознанием и сознанием стираются. Психика в подобном
случае становится податливой ко всяким изменениям и к восприятию
любого знания. О вхождении в такое состояние говорит расслабленность
лица со всецело отрешенным и остановившимся взглядом.
Оптимальную методику искусного внушения предлагает
нейролингвистическое программирование (НЛП), техника которого
рассмотрена в части 3.
В некоторых ситуациях применяют незаметное для окружающих
подпороговое внушение, каковое осуществляется тихим шепотом,
невоспринимаемым сознанием объекта.
Превосходным каналом передачи нужного внушения служат тщательно
отобранные слухи, представление о которых можно получить в разделе,
повествующем о получении информации. Здесь работает тот факт, что
подслушанные или вскользь уловленные идеи часто действуют сильнее тех,
что навязываются впрямую.