IX Подсознательное внушение

В одной из сносок в своей книге «Толкование сновидений» в редакции 1919 года Зигмунд Фрейд привлек внимание к работе доктора Петцля, австрийского невролога, который недавно опубликовал статью с описанием своих экспериментов с тахистоскопом (проекционный аппарат с быстро работающим затвором). В этих экспериментах Петцль просил испытуемых нарисовать то, что они успели заметить на экране … А на следующий день - сделать зарисовки снов, которые им приснились ночью. Эти эксперименты однозначно показали, что те детали, которые были на картинке, но остались не замечены испытуемым, стали материалом для создания его снов.»

Эксперименты Петцля в усовершенствованном и модифицированном виде неоднократно повторялись различными исследователями, последний раз доктором Чарльзом Фишером, который передал три замечательные статьи по вопросу о снах и «подсознательно формируемой перцепцией» журналу Journal of the Ameri­can Psychoanalytic Association. Тем временем академические психологи тоже не сидели без дела. Подтвердив находки Петцля, их исследования показали, что люди действительно видят и слышат гораздо больше, чем им это кажется и то, что они видят и слышат, не замечая этого, записывается подсознанием и впоследствии может оказывать влияние на их мысли, чувства и поведение.

Чистая наука не может оставаться чистой бесконечно. Рано или поздно она становится прикладной наукой и, наконец, технологией. Теории переходят в практику, знание становится силой, формулы и лабораторные эксперименты претерпевают метаморфозы и получается водородная бомба. В данном случае, маленький образец чистой науки Петцля вместе с другими исследованиями из области подсознательно формируемой перцепции удивительно долго сохраняли свою первозданную чистоту. Затем, ранней осенью 1957, ровно через сорок лет после публикации работы Петцля, было объявлено, что их чистота это дело прошлого, им нашли практическое применение, и ввели в мир технологий. Это заявление вызывало широкий отклик во всем цивилизованном мире. И ничего удивительного, ведь новая техника «подсознательного проецирования», как это назвали, сразу вызвала ассоциацию с массовыми развлечениями, а в современной жизни массовые развлечения играют роль, сравнимую с той, которую в Среднее века играла религия. Нашей эпохе было дано несколько имен – Беспокойный век, Атомный век, Космический век. С не меньшим основанием ее можно назвать веком Телевизионной зависимости, веком Мыльной оперы и веком Диск-жокея. И такое заявление, что чистая наука Петцля нашла применение в технике подсознательного проектирования, не могло не возбудить бурный интерес среди потребителей массовой культуры. Новая техника были направлена прямо на них и ее цель заключалась в том, чтобы без их ведома манипулировать их сознанием. С помощью специально разработанных тахистоскопов на теле- или киноэкранах во время (не перед или после) программ на миллисекунду вспыхивали слова и образы. Призывы «Пейте Кока-колу» или «Закури Кэмел» могли быть наложены на обнимающуюся парочку или на слезы разбитой горем матери, и оптическая система зрителей записала бы эти секретные послания, а их подсознание ответило бы на них и через какое-то время все они ощутили бы тягу к газировке и табаку. А тем временем им передавали бы другие тайные послания или слишком тихо, или на уровне слишком высоких частот, чтобы их сознательно можно было воспринять. Слушатель сосредотачивал бы свое внимание на чем-нибудь вроде «Я люблю тебя, крошка», но под порогом сознательного восприятия его невероятно чувствительные уши и его подсознание принимали бы последние новости о дезодорантах и слабительных.

Действительно ли такая пропаганда может работать? Результаты, полученные коммерческой фирмой, которая первая использовала технику подсознательного проектирования, были довольно неопределенными и с научной точки зрения неудовлетворительными. Повторяющиеся с регулярными интервалами в течение фильма призывы покупать больше попкорна, увеличили его продажу в перерыве на пятьдесят процентов. Но единственный эксперимент мало что доказывает. Более того, данный эксперимент был очень плохо поставлен. Не было никакого контроля и никакой попытки учесть различные переменные факторы, которые могли повлиять на потребление попкорна. В любом случае, являлось ли это самым эффективным способом применить знания, накопленные за многие годы исследователями подсознательного восприятия? Да и возможно ли, что простые вспышки названия продукта и призыв покупать его, могли сломить потребительское сопротивление и привлечь новых покупателей? Ответ на оба этих вопроса очевидно отрицательный. Но это, конечно, не означает, что открытия неврологов и психологов не имеют практической ценности. В умелых руках маленький образец чистой науки Петцеля легко может стать мощным инструментом манипуляций ничего не подозревающими умами.

За наводящими на размышление примерами, давайте перейдем от продавцов попкорна к тем, кто, с меньшим шумом, но с большей изобретательностью и лучшими методами проводил эксперименты в той же области. В Британии, где процесс манипулирования умами на уровне подсознания известен как «стробоскопическая инжекция», исследователи делают акцент на важности создания нужного психологического состояния для подсознательного внушения. Внушение у порога сознания скорее окажется эффективным, если будет проведено, когда реципиент находится в состоянии легкого гипнотического транса под действием наркотиков или любого вида физического или эмоционального стресса. Но то, что истинно для внушений на уровне сознания, то же истинно и для внушений на подсознательном уровне. Одним словом, чем ниже уровень психологической сопротивляемости человека, тем выше будет эффект стробоскопически инжектируемого внушения. Просвещенный диктатор будущего оснастит нашептывающими устройствами и специальными проекторами школы и больницы (дети и больные очень внушаемы) и все общественные места, где публика может быть заранее подготовлена повышающими внушаемость речами или ритуалами.

А теперь давайте перейдем от условий, при которых можно ожидать, что подсознательное внушение окажется эффективным, к самим внушениям. В каких выражениях пропагандист должен обращаться к подсознанию своих жертв? Прямые команды («Покупайте попкорн» или «Голосуйте за Джонса») и безоговорочные утверждения («Социализм воняет» или «Такая-то паста избавляет от запаха изо рта») похоже, могут оказать эффект только на тех, кто уже неравнодушен к попкорну или Джонсу, уже обеспокоен запахами от тела или национализацией средств производства. Но укрепить уже существующую веру не достаточно. Пропагандист, если он чего-то стоит, должен создать новую веру, должен знать, как склонить на свою сторону колеблющихся и равнодушных, смягчить, а, возможно, переубедить враждебно настроенных. Он знает, что к обращенным к подсознанию командам и суждениям он должен добавить подсознательное убеждение.

На сознательном уровне один из наиболее эффективных методов нерационального убеждения - ассоциативное убеждение. Пропагандист произвольно ассоциирует свой продукт, кандидата или его дело с некой идеей, неким образом человека или предмета, которые большинство людей в данной культуре безоговорочно оценивает как нечто положительное. Например, в рекламной кампании женская красота может быть произвольно ассоциирована с чем угодно - от бульдозера до диуретика, точно так же как в политической кампании патриотизм может быть ассоциирован с любой идеологией - от апартеида до интеграции, и с любыми личностью - от Махатмы Ганди до сенатора Маккарти. Несколько лет назад в Центральной Америке я наблюдал пример ассоциативного убеждения, испытывая смешанное чувство неприязни и восхищения к людям, которые это придумали. Единственные импортируемые предметы искусства в горах Гватемалы – это цветные календари. Их бесплатно раздают иностранные компании, продающие индейцам свои товары. На американских календарях обычно были фотографии собак, природы или полуодетых красоток. Но для индейца собака - объект сугубо утилитарный, природу он видит каждый день, а полуголые блондинки ему неинтересны, а, возможно, и неприятны. В результате, американские календари были значительно менее популярны, чем немецкие, поскольку немцы потрудились выяснить, что ценят индейцы и что им интересно. В частности я запомнил один маленький шедевр коммерческой пропаганды - календарь, выпущенный производителем аспирина. В нижней части картинки можно было увидеть склянку белых таблеток с хорошо знакомой торговой маркой. Но наверху над ней не было ни заснеженных пейзажей, ни осенних лесов, ни кокер-спаниэлей, ни пышногрудых танцовщиц кабаре. Нет – хитрые немцы связали свой обезболивающий препарат с ярким и словно живым изображением Святой Троицы, восседающей на кучевом облаке в окружении святого Иосифа, девы Марии, святых и ангелов. Таким образом, чудесные свойства ацетилсалициловой кислоты в простых и набожных умах индейцев были надежно гарантированы Богом Отцом и всем небесным воинством.

В этом виде ассоциативного убеждения техники подсознательной проекции, похоже, неплохо себя оправдывают. Серии экспериментов, проведенных в Нью-Йоркском университете, под эгидой Национального Института Здравоохранения, показали, что чувства индивида о каком-либо сознательно воспринятом образе могут быть изменены путем ассоциации их на подсознательном уровне с другим образом или, даже лучше, с оценочными словами. То есть, если на подсознательном уровне со словом «счастливый» ассоциировать какое-нибудь пустое невыразительное лицо, то оно покажется наблюдателю улыбчивым, приятным и добродушным. Но если то же самое лицо ассоциировать, опять же на подсознательном уровне, со словом «злой», оно покажется наблюдателю недружелюбным и непривлекательным. (Молодым женщинам оно также покажется мужеподобным, в то время, как при ассоциации со словом «счастливый», они скорее решат, что это лицо принадлежит представительнице их пола. Отцы и мужья, возьмите себе на заметку.) Для коммерческого и политического пропагандиста, эти открытия, очевидно, очень важны. Если он сможет привести свои жертвы в состояние повышенной внушаемости, и если он покажет им, покажетсостоянии, показать им предмет, человека пока они в этом состоянии, предмет, человека или, через символ, идею, которую ему нужно продать, и если он свяжет этот предмет, человека или символ с оценочным словом или образом, то ему удастся изменить их чувства и мнения, в то время как они даже не поймут, что он делает. Как считает одна предприимчивая коммерческая компания из Нового Орлеана, используя эти техники можно весьма значительно повысить популярность фильмов и телевизионных пьес. Людям нравиться испытывать сильные эмоции - поэтому они любят трагедии, триллеры, загадочные убийства и любовные истории. Драматизация борьбы или любовных объятий вызывает у зрителей сильные эмоции. Эти эмоции можно еще больше усилить, если на подсознательном уровне ассоциировать их с подходящими словами или символами. Например, смерть героини во время родов в кинематографической версии романа «Прощай, оружие», может произвести еще более тяжелое впечатление, если во время этой сцены на экране, снова и снова, на мгновение будут вспыхивать слова «боль», «кровь», «смерть». Сознанием эти слова не воспринимаются, но их воздействие на подсознание может быть очень значительным и этот эффект усилит эмоции, вызванные игрой актеров и словами диалогов. Если подсознательная проекция способна усиливать эмоции, то кинематограф еще можно спасти от банкротства - разумеется в том случае, если продюсеры телепрограмм не доберутся до этого первыми.

А теперь, в свете того, что было сказано об убеждении с помощью ассоциаций и усилении эмоций при воздействии на подсознание, давайте попытаемся представить себе политический митинг завтрашнего дня. Кандидат (если еще остался вопрос о кандидатах) или назначенный представитель правящей олигархии произносит речь. Тахистоскопы, шепчущие и высокочастотные динамики, проекторы образов, настолько неопределенных, что только подсознание способно их воспринять, будут усиливать то, что он говорит, систематически ассоциируя оратора и его идеи с позитивными ключевыми словами и вечными образами, а также с негативными ключевыми словами и одиозными символами, когда он будет говорить о врагах государства или партии. В Соединенных Штатах короткие вспышки изображения Абрахама Линкольна и слова «правление народа» можно будет проецировать прямо на трибуну. В России оратор будет ассоциироваться со вспышками Ленина, со словами «народная демократия» и бородой Отца Маркса. Поскольку все это еще дело будущего, мы можем позволить себе улыбнуться. Лет через десять или двадцать это уже не будет казаться таким смешным. То, что сейчас называют научной фантастикой, станет повседневной реальностью.

Петцль был одним из предвестников, которого я как-то упустил из виду, когда писал «Дивный Новый Мир». У меня нет никакого упоминания о подсознательной проекции. Это досадное упущение и если бы сегодня я решил переписать свою книгу, я бы непременно это исправил.

XГипонопедия

Поздней осенью 1957 года Woodland Road Camp, исправительное учреждение округа Тулар штата Калифорния, стало местом проведения интересного эксперимента. Под подушками заключенных, которые дали согласие выступить в роли подопытных свинок, разместили миниатюрные динамики. Все динамики были подсоединены к фонографу в офисе коменданта. Ночью каждый час проникновенным шепотом повторялись короткие моральные проповеди. Проснувшись, заключенный мог услышать спокойный тихий голос, восхваляющий основные добродетели, или выступающий в роли его собственной лучшей половины: «Я наполнен любовью и состраданием ко всему сущему, да поможет мне Бог».

После того как я прочитал о Woodland Road Camp, я вернулся ко второй главе «Дивного Нового Мира». В этой главе Директор Инкубатория и Воспитательного Центра Западной Европы объясняет группе студентов принцип работы государственной системы нравственного воспитания, известной в седьмом веке После Форда, как гипнопедия. Ранние попытки обучения во сне были неудачными из-за неверных предпосылок. Преподаватели думали, что гипнопедия может стать средством развития интеллекта их дремлющих учеников. Но интеллектуальная активность не совместима со сном. Гипнопедия стала успешной только тогда, когда ее начали использовать. Что называется, для морального тренинга – другими словами, для выработки модели поведения с помощью словесного внушения во время пониженного психологического сопротивления. «Бессловесное обусловливание слишком грубый, оптовый метод, с его помощью нельзя привить сложные модели поведения. Для этой цели нужны слова, но слова, над которыми не нужно думать»… то есть такие, которые не требуют анализа для своего восприятия, и могут быть просто проглочены спящим мозгом. Это и есть настоящая гипнопедия, «величайшая нравственно-воспитательная и социо-образующая сила во все времена». В Дивном Новом Мире граждане, принадлежащие к низшим кастам, никогда не доставляют беспокойства. Почему? А потому, что как только он начинал говорить и понимать речь, каждый ребенок низшей касты ночь за ночью, во время сна и полудремы, подвергался бесконечно повторяемым внушениям. Эти внушения, «словно капли жидкого сургуча, падают, впитываются, объединяясь с тем, на что они падают, пока, наконец, весь камень не превращается в один пурпурный сгусток. Пока наконец, сознание ребенка не станет этими внушениями и сумма этих внушений не станет сознанием ребенка. И не только ребенка, но и взрослого – на всю жизнь. Сознание, которое судит, желает и решает – создано из этих внушений. Но эти внушения - наши внушения – внушения Государства …»

На сегодняшний день, насколько я знаю, гипнопедические внушения в таких масштабах как в округе Тулур больше нигде не проводились, да и по своему содержанию эти внушения не вызывают возражений. Если бы всех нас, а не только заключенных Woodland Road Camp могли бы во время сна наполнить любовью и состраданием ко всему сущему! Нет, это не послание, переданное проникновенным шепотом, вызывает возражение, а сама идея обучения во сне, проводимая правительственными учреждениями. Является ли гипнопедия тем инструментом, которым чиновникам, призванным осуществлять управление в демократическом обществе, можно разрешить пользоваться по их усмотрению? В данном случае они использовали его только на добровольцах и с самыми лучшими намерениями. Но нет никакой гарантии, что и в других случаях намерения будут столь же хорошими и исключительно с добровольного согласия. Любой закон или социальный порядок, который сделал бы возможным для чиновников войти в искушение, - плохой закон. Любой закон или социальный порядок, который не дал бы им воспользоваться делегированной им властью ради собственной выгоды или для выгоды государства или некоторых политических, экономических или религиозных организаций, – хороший закон. Гипнопедия, если применять ее эффективно, стала бы чрезвычайно опасным инструментом в руках любого, кто имел бы такую возможность. Демократическое общество - это общество, в котором исходят из предпосылки, что властью часто злоупотребляют и потому передавать ее чиновникам следует лишь в ограниченном объеме и на ограниченный срок. В таком обществе использование гипнопедии официальными лицами должно регулироваться законом – конечно, в том случае, если она станет инструментом власти. Но действительно ли она инструмент власти? Будет ли она сейчас работать так же хорошо, как я представил это в седьмом веке П.Ф.? Давайте обратимся к фактам.

В июльском номере Psychological Bulletin за 1955 год, Чарльз У. Симон и Уильям Х. Эммонс проанализировали и оценили десять наиболее серьезных исследований в этой области. Все они имели отношения к памяти. Помогает ли обучение во сне механическому запоминанию? И какую часть того, что ему нашептывали на ухо, человек сможет вспомнить, когда проснется? Симон и Эммонс ответили следующее: «Было рассмотрено десять опытов обучения во сне. Многие из них не раз цитировались коммерческими фирмами и популярными журналами как подтверждение возможности такого обучения. Мы проанализировали эти опыты с точки зрения постановки, статистики, методологии и критерии оценки сна. Все они имели нарушения по одному или нескольким из этих пунктов. Проведенные опыты нельзя считать доказательствами, что обучение во сне действительно возможно. Тем не менее, некоторое запоминание все же наблюдалось в том особенном состоянии бодрствования, о котором испытуемые не могли сказать, просыпались ли они тогда. Это может иметь большое практическое значение для экономии времени обучения, но это нельзя назвать обучением во сне … Проблема во многом связана с неадекватным определением сна».

Тем не менее, остается фактом, что в американской армии во время Второй мировой войны (и даже, в виде эксперимента, во время Первой) дневное обучение коду Морзе и иностранным языкам было дополнено обучением во сне – и, очевидно, с неплохими очевидно, с удовлетворительными результатами. После окончания Второй мировой войны несколько коммерческих фирм в Соединенных Штатах и в других странах продали большое количество говорящих подушек, фонографов с контролем времени и магнитофонов. Их покупали актеры, у которых не хватало времени учить свои роли, политики и проповедники, которым хотелось бы создать иллюзию импровизированного красноречия, студенты - для подготовки к экзаменам и, наконец, огромное число людей, неудовлетворенных собой и желающие, чтобы их убедили (или они сами себя убедили) стать кем-то еще. Самовнушение легко записать на магнитную пленку и слушать каждую ночь во время сна. Внушение также можно купить в виде записей, предлагающих широкий выбор полезных посланий. В продаже есть записи для снятия напряжения и достижения глубокого расслабления, записи для укрепления уверенности в себе (очень популярные среди торговых агентов), записи для усиления личного обаяния и привлекательности. Среди лучших продаж - записи для достижения сексуальной гармонии и для тех, кто хотел бы избавиться от лишнего веса. («Я равнодушен к шоколаду, не люблю чипсы, и меня не тянет к пирожным»). Есть записи для улучшения здоровья и даже для того, чтобы заработать больше денег. И если судить по отзывам, которые присылают покупатели, то многие люди действительно начинают зарабатывать больше денег, слушая гипнопедические внушения на эту тему, многие дамы, страдающие ожирением, теряют свои лишние килограммы, а многие пары, находясь на грани развода, достигают сексуальной гармонии и живут долго и счастливо.

В этом контексте очень интересна статья Теодора Х. Барбера «Сон и гипнопедия», которая появилась в октябре 1956 года в журнале The Journal of Clinical and Experimental Hypnosis. Мистер Барбер указывает, что есть большая разница между легким и глубоким сном. На электроэнцефалограмме во время глубокого сна альфа-волны не прослеживаются, они появляются только во время легкого сна. В этом плане легкий сон ближе к пробуждению или к гипнотическому состоянию (в обоих альфа-волны присутствуют), чем глубокий сон. Если человек находится в состоянии глубокого сна, то громкий шум заставит его проснуться. Менее жесткие стимулы не разбудят его, но станут причиной появления альфа-волн. Глубокий сон на времяуступит место легкому сну.

время уступит место легкому сну. В течение глубокого сна внушения бесполезны, но во время легкого, утверждает Барбер, человек будет отвечать на внушения, так же, как и в состоянии гипнотического транса.

Многие исследователи гипноза и раньше проводили подобные эксперименты. В своей классической работе «История, практика и теория гипноза», впервые опубликованной в 1903 году, Милн Брэмуэлл пишет: «многие авторитетные исследователи утверждают, что они переводили естественный сон в гипнотический. По словам Веттерстрэнда часто бывает очень легко войти в контакт со спящими людьми, особенно с детьми…

Веттерстрэнд считает, что такой метод введения в гипноз имеет большую практическую ценность, и утверждает, что сам его часто и успешно использовал». Брэмуэлл ссылается и на других опытных гипнотизеров (в том числе и на таких несомненных авторитетов как Бернхейм, Молл и Форел), которым удавалось достигать того же эффекта. Сегодня экспериментатор не сказал бы, «переход естественного сна в гипнотический». Он бы просто сказал, что легкий сон (в противоположность глубокому сну без альфа-волн) это состояние, в котором многие люди воспримут внушения с той же легкостью, как если бы они находились под гипнозом. Например, если им в таком состоянии скажут, что через какое-то время они проснуться, ощущая сильную жажду, многие действительно просыпаются - в положенное время и с пересохшим горлом, ощущая потребность выпить стакан воды. Кора головного мозга, вероятно, слишком заторможена, чтобы мыслить связно и четко, но все же достаточно активна, чтобы воспринимать внушения и передавать их вегетативной нервной системе.

Как мы уже знаем, Веттерстрэнд, известный шведский врач и экспериментатор, добился особых успехов в гипнотическом лечении спящих детей. В наши дни его методы широко используют педиатры, которые учат молодых матерей искусству давать детям полезные внушения в период легкого сна. Таким образом детей можно отучить мочить постель и грызть ногти, избавить от страха перед операцией, внушить уверенность и успокоить, когда по тем или иным причинам обстоятельства их жизни складываются не очень удачно. Я сам видел замечательные результаты, которых удалось достичь при лечении маленьких детей во сне с помощью терапевтических внушений. Сравнимые результаты, вероятно, могли быть получены и при лечении взрослых.

Для потенциального диктатора мораль всего этого очевидна. В соответствующих условиях гипнопедия действительно работает – и работает не хуже, чем гипноз. Большая часть того, что можно сделать с человеком в гипнотическом сне, можно сделать и в состоянии легкого сна. Словесные внушения могут быть переданы через дремлющую кору головного мозга среднему мозгу и затем вегетативной нервной системе. Если эти внушения хорошо сформулированы и достаточно часто повторяются, функции организма спящего могут быть улучшены или, наоборот, подавлены, могут быть установлены новые модели чувствования, а старые изменены, заданы постгипнотические команды, призывы, формулы, ключевые слова - надежно встроены в память. Дети поддаются гипнозу легче, чем взрослые, и будущий диктатор непременно это использует. В яслях и детских садах во время дневного сна будут прокручивать гипнопедические внушения. Для старших детей, особенно для детей партийных работников – тех мальчиков и девочек, которые со временем сами станут лидерами, администраторами и учителями, - создадут закрытые школы, где превосходное дневное обучение будет дополнено обучением во сне. Среди взрослых специальное внимание будет уделяться больным. Как показали опыты Павлова, сильные, упрямые собаки становятся полностью гипнабельными после операции или во время изнуряющей болезни. Поэтому наш диктатор обязательно позаботится, чтобы все больницы были радиофицированы. Аппендиктомия, роды, пневмония, гепатит - все эти случаи могут использоваться для проведения интенсивного курса преданности и истинной веры и для освежения принципов местной идеологии. Другие невольные слушатели могут быть найдены в тюрьмах, трудовых лагерях, армейских бараках, на морских кораблях, в ночных поездах и самолетах, в унылых залах ожидания вокзалов и автобусных станций. Даже если эти гипнопедические внушения окажутся эффективными лишь на десять процентов, результат все равно будет впечатляющим и очень полезным для диктатора.

От повышенной внушаемости, которая бывает во время легкого сна и гипноза давайте перейдем к нормальной внушаемости тех, кто бодрствует – или, по крайней мере, думает, что бодрствует. (Буддисты считают, что большинство из нас идут по жизни в полусне, как сомнабулы, послушные чьим-то внушениям. Просветление - это полное пробуждение. Слово «будда» можно перевести как «бодрствующий»).

Генетически каждый человек уникален и во многом отличен от любого другого. Диапазон индивидуальных отклонений от статистической нормы удивительно широк. Статистическая норма годится только для статистических расчетов, а не для реальной жизни. В реальной жизни среднестатистического человека не существует. Есть конкретные мужчины, женщины и дети - каждый со своими врожденными психическими и физическими особенностями, и все они пытаются (или их вынуждают) втиснуть свои биологические различия в пределы некоторой культурной модели.

Внушаемость - одно из тех качеств, которые значительно варьируют от индивида к индивиду. Внешние факторы, конечно, влияют на внушаемость, но внушаемость зависит и от конституционных различий индивидов. Очень высокая устойчивость к внушению встречается довольно редко. И это хорошо. Если бы все были так же невнушаемы как некоторые, социальная жизнь была бы просто невозможна. Общество способно функционировать достаточно эффективно только потому, что, хотя и в разной степени, люди все же внушаемы. Очень высокая внушаемость, вероятно, столь же редко встречается, как и высокая устойчивость к внушению. И это тоже хорошо. Если бы многие люди очень легко поддавались стороннему влиянию, то свободный разумный выбор для большинства избирателей стал бы фактически невозможен и демократические институты не смогли бы выжить или даже появиться.

Несколько лет назад в Массачусетской больнице группа исследователей провела очень показательный эксперимент, связанный с обезболивающим эффектом плацебо. (Плацебо - это вещество, которое пациент считает лекарством, тогда как на самом деле оно фармакологически инертно). В этом эксперименте участвовали 162 пациента, которые перенесли операцию, и все они испытывали довольно сильную боль. Когда пациент просил что-нибудь для облегчения боли, ему делали инъекцию либо морфия, либо дистиллированной воды. Каждый из них получил по несколько инъекций морфия и плацебо. Около 30 процентов пациентов никогда не ощущали облегчения после плацебо. Около 14 процентов получали облегчение после каждой инъекции. Оставшиеся 55 процентов иногда чувствовали облегчение, а иногда нет.

В каких аспектах реагирующие на плацебо индивиды (реакторы) отличаются от не реагирующих (не-реакторов)? Внимательное изучение и тестирование выявило что ни пол, ни возраст значения не имеют. Мужчины реагируют на плацебо так же часто, как и женщины, а молодые люди так же часто, как и старые. Как показали стандартные тесты, не связано это и с интеллектом. Средний IQ обеих групп был почти одинаков. Чем люди этих двух групп отличались друг от друга, так это темпераментом, в том, как они относились к себе и другим людям. Реакторы были более склонны к сотрудничеству, чем не-реакторы, менее критичны и подозрительны. Они не доставляли сестрам особых хлопот и думали, что в больнице о них прекрасно заботятся. Но хотя и более дружески расположенные к другим, реакторы все же гораздо больше беспокоились о самих себе. Под влиянием стресса их беспокойство имело тенденцию переходить в ряд психосоматических симптомов, такие как желудочные расстройства, диарея или головная боль. Несмотря на это, а может быть именно из-за их беспокойства, большинство реакторов были менее сдержаны в проявлении своих эмоций, чем не-реакторы, и более разговорчивы. Также они были более религиозны, а на подсознательном уровне намного больше озабочены своими тазовыми и брюшными органами.

Интересно сравнить эти данные с предположениями тех, кто занимался гипнозом. Они говорят, что примерно одну пятую населения, можно загипнотизировать очень легко. Еще одну пятую вообще нельзя загипнотизировать, если только наркотики или сильная усталость не понизят их психологическое сопротивление. Остальные три пятых можно загипнотизировать - не так легко как первую группу, но значительно легче, чем вторую. Один производитель гипнопедических записей говорил мне, что около 20 процентов его покупателей полны энтузиазма и сообщают, что за короткое время получили отличные результаты. На другом конце спектра внушаемости оказались восемь процентов меньшинства, которые регулярно просят вернуть им деньги. Между этими двумя крайностями находятся люди, которые не могут достичь быстрого эффекта, но все же достаточно внушаемы, чтобы через какое-то время этот эффект проявился. Если они настойчиво продолжают слушать гипнопедические наставления, то, в конце концов, получают то, что хотят – уверенность в себе или сексуальную гармонию, меньше лишних килограммов или больше денег.

Идеалам демократии и свободы противостоит факт неразумной человеческой внушаемости. Одной пятой избирателей достаточно подмигнуть и она будет загипнотизирована, одной седьмой можно облегчить боль инъекциями воды, одна четверть быстро и с энтузиазмом отзовется на гипнопедию. И ко всем этим слишком податливым меньшинствам остается добавить медленно раскачивающееся большинство, чью меньшую внушаемость может эффективно использовать любой, кто знает свое дело и готов потратить время и силы.

Совместима ли личная свобода с высокой степенью индивидуальной внушаемости? Могут ли выжить демократические институты среди нашествия манипуляторов, искушенных в искусстве использовать обе внушаемости - толпы и индивидов? В какой мере слишком высокая внушаемость может быть нейтрализована образованием? Насколько закон может контролировать эксплуатацию чрезмерной внушаемости бизнесменами и священнослужителями, стоящими у власти, или стремящимися к ней, политиками?

Прямо или косвенно, первые два вопроса рассматривались в предыдущих главах. Далее я хотел бы остановиться на задачах предупреждения и лечения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: