Природа и характер современного российского общества

В социологии определению понятия «общество» уделяется первостепенное внимание. Следует различать близкие понятия: «общество», «страна», «нация», «государство». Государство выражает политический статус народа, организованного в территориальной целостности. Нация характеризуется общностью языка, истории, культуры и экономической жизни народа. Страна отражает географические параметры. У общества же существуют собственные первоосновы, которые по-разному осмыслялись социологами.

Так, Э. Дюркгейм первооснову общества усматривал в солидарности людей как выражении их коллективного сознания, которое противостоит природному эгоизму индивидов. По мнению Р. Мертона, первоосновой общества являются фундаментальные ценности и нормы, которыми люди руководствуются в своей жизни. По утверждению С. Липсета, первоосновой общества выступают ключевые социальные институты и организации. Согласно современному американскому социологу Нейлу Смелзеру, общество представляет собой «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему, определенную национальную и социокультурную идентичность». В других подходах акцент делается на том, что всякое общество является устойчивой системой социальных связей и отношений малых и больших групп людей, поддерживаемой силой обычаев, традиций, законов и социальных институтов (Г. В. Осипов). Обобщением наиболее типичных определений можно считать такое: общество представляет собой целостную и устойчивую совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимоотношений и взаимосвязей по поводу удовлетворения своих интересов и потребностей, характеризующуюся самовоспроизводством, саморазвитием, саморегуляцией, осуществляющихся на основе базисных ценностей и социальных норм.

Изложенное позволяет назвать ключевые признаки общества. Во-первых, общество является целостной совокупностью людей малой, средней либо большой численности, проживающей, как правило, на одной территории.

Во-вторых, это саморегулирующаяся, самовоспроизводящаяся, саморазвивающаяся устойчивая совокупность людей, сплоченная совместным удовлетворением важнейших потребностей и интересов. Она складывается естественно исторически и не может быть построена или сконструирована по какой-нибудь умозрительной схеме. Всякая новая общественная система подготавливается всем предшествующим развитием и вне связи с ним не может возникнуть.

В-третьих, признаком общества являются базисные ценности и социальные нормы, вырабатываемые всем развитием его материальной и духовной культуры. Эти ценности и нормы регламентируют и регулируют взаимоотношения людей в обществе, обеспечивая его единство и целостность, социально-нравственные ориентиры для всех членов сообщества.

По вопросу о структуре общества имеются разные позиции. В рамках марксистского подхода выделяют следующие основные подсистемы: экономику, социальную сферу, политическую сферу, духовно-идеологическую сферу. С позиции системного анализа принято выделять пять основных блоков социальных компонентов:

1. Человеческие - индивиды, малые, средние и большие социальные группы.

2. Материально-вещественные - продукты материальной культуры людей.

3. Институциональные - многообразные социальные институты, включая государство, партии, церковь, семью и т. д.

4. Процессуально-нормативные - множество социальных процессов, взятых в единстве с социальными нормами, их регламентирующими и регулирующими, включая санкционированные государством и обеспеченные государственным принуждением (конституции, законы, кодексы и др.).

5. Духовные - компоненты, включающие интересы, потребности, ценности, идеологии и др.

Таким образом, общество имеет собственную структуру, состав которой обусловливает различные типы общественных систем.

Современная социология предлагает различные исторические типологии и классификации общественных систем. Основоположники социологии четко различали два типа общественных систем: традиционное и капиталистическое общество (М. Вебер), военное и промышленное общество (Г. Спенсер), механическую и органическую солидарность (Э. Дюркгейм).

Западная либеральная традиция (К. Поппер) предлагает выделять общества закрытые и открытые, отличающиеся между собой по уровню демократии, свободы личности, защищенности фундаментальных прав человека.

В контексте современных теорий модернизации (Н. Айзенштадт) выделяются традиционное общество, современное общество и общество постмодерна.

Наконец, наиболее популярную в настоящее время классификацию разработали Д. Белл, З. Бжезинский, Р. Арон, М. Стоунтьер и др. Речь идет о социальной метатеории постиндустриального общества, где основным критерием классификации выступают характер технологической организации производства и уровень развития науки и технологий. При этом различают три типа общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Последнее, по мнению П. Бергера, является одной из разновидностей посткапиталистического общества, не исчерпывающей всех его моделей.

Наряду с классификациями в духе эволюционизма самостоятельный интерес представляют исторические типологии, определенные с позиций индивидуализирующего метода: исторические формы обществ – это не столько стадии или периоды единого процесса социальной эволюции, сколько исторические индивиды. Различные культурно-исторические типы (Н. Я. Данилевский «Россия и Европа»), цивилизации (О. Шпенглер «Закат Европы», А. Тойнби «Постижение истории»), сосуществующие в пространстве и сменяющие друг друга во времени, обладают уникальным своеобразием и подчиняются внутренним законам подъема, достижения зрелости и неизбежного упадка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: