Проблематика полноты и гармонии культуры

При обращении к проблематике культуры мы сразу же сталкиваемся с множественностью различных пониманий феномена культуры при отсутствии достаточно обобщенного и операционального определения.

Описательное определение. Культура – это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований, то есть всего, созданного людьми. Она включает в себя знание путей приспособления к природному окружению, язык, обычаи, систему этики, религию, которые складывались веками, а также книги, картины и т. п.

Исторические определения. Подчеркивают роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития человечества – все искусственное, произведенное людьми и передаваемое от поколения к поколению: организации, общая деятельность, взгляды, верования, символы, орудия.

Нормативные определения. Акцентируют значение принятых правил и норм. Культура – это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

Ценностные определения. Культура – это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.

Психологические определения. Культура есть процесс и результат приспособления людей к природному окружению и потребностям.

Определение на базе теорий обучения. Культура – это поведение, которому человек научился, а не получил его в качестве биологического наследства.

Структурные определения. Выделяют важность моментов организации: культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

Идеологическое определение. Культура – это поток идей, переходящих от одного индивида к другому посредством особых действий, т. е. с помощью слов или подражаний.

Символическое определение. Культура – это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

Задача состоит в том, чтобы выйти на такое понимание культуры, которое позволит найти надежную опору для преодоления современного и для предотвращения возможных в будущем кризисов социальных систем – индивида, семьи, предприятия, государства, человечества в целом. Поэтому в качестве организующего по отношению к восприятию дальнейшего приведем полное определение культуры.

Культура - это система средств и способов интеллектуально управляемого целенаправленного воздействия субъекта на среду, система средств и способов, выработанных человечеством в процессе его прогресса (культурное наследие), творчески отобранных, систематизированных и освоенных конкретным субъектом, система, корректное использование которой существенно повышает эффективность деятельности по обеспечению устойчивости, прогресса и счастья самого субъекта и необходимых ему систем.

Основное достоинство данного определения - его конкретность, обусловленная выделением носителя культуры. Культуры вне субъекта нет. Вне субъекта есть только культурное наследие как совокупность компонентов, из которых тот или иной субъект может начать создавать свою особую культуру.

Рассмотрим этот переход от культурного наследия к культуре субъекта.

Из всего культурного наследия, имеющегося на планете, каждому из субъектов известна только его часть. Большая часть известного недоступна для освоения. Частью культуры субъекта становятся только те доступные и известные средства и способы их использования, которые им творчески освоены.

Присвоить, усвоить и освоить – три ступени восхождения от культурного наследия к культуре субъекта.

Присвоить – иметь принципиальную возможность и право на использование культурного наследия по собственному усмотрению.

Усвоить – воспринять, понять и запомнить какое-либо содержание вплоть до готовности применить его согласно рекомендациям источника.

Освоить для каждого конкретного субъекта означает: без полученного извне готового алгоритма включить новое в ранее имевшуюся систему собственной культуры и подготовить к применению для достижения собственных целей по собственным принципам и правилам использования с выходом за границы ранее имевшихся «рецептов» вплоть до возможности этого использования без постоянного контроля со стороны собственного сознания.

Но и этого недостаточно.

Один и тот же компонент культурного наследия может стать частью культуры, а может стать и частью разрушительной псевдокультуры. Все зависит от соответствия или несоответствия той или иной части присвоенного и освоенного культурного наследия сущности субъекта, его интеллекту, условиям, целям и способам его жизнедеятельности.

(Палка, нож, химический препарат могут и защитить жизнь, и разрушить ее.)

Культурой следует признать только то, что отвечает требованиям указанного ранее соответствия. Соответствие это оценивается по тому, насколько в случае корректного использования тот или иной компонент культуры повышает эффективность самостоятельной деятельности субъекта по обеспечению им устойчивости, прогресса и счастья его самого и необходимых для этого систем.

Отсюда следует, что культурное наследие само по себе не делает человека культурным. А процессы перехода от культурного наследия к культуре определенного субъекта могут протекать по-разному. Этими процессами можно и нужно управлять как по воле самого субъекта, так и корректировать извне.

Системное понимание культуры позволяет более эффективно обеспечивать и корректировать процессы ее формирования и развития у субъекта (рис. 1).

Приходя в этот мир, субъект застает природную среду, существенно преобразованную предшествующими поколениями. Это вещественно-энергетические и информационные предпосылки. Последние индивид застает не в статичном, не в обособленном виде. Они являются сферами приложения человеческого интеллекта и деятельности: вещественное производство, распределение и обмен; наука; религия; регуляция социальных систем и управление ими через различные виды социального общения.

В первой из названных сфер используются и создаются вещественно-энергетические ценности. Но целенаправленное использование их требует интеллектуального управления, основанного на информационных процессах. Информационные ценности как средства и способы (вплоть до четких алгоритмов той или иной степени жесткости) создаются, фиксируются в тех или иных формах, перекодируются и поставляются для использования в трех остальных сферах.

Адекватность передачи информации и контролируемость ее применения определяются не только формально-логической частью интеллекта. Для полноты воздействия информации на субъект необходимо задействовать и чувственно-эмоциональную составляющую его интеллекта. Это требует перевода культурно-информационных ценностей на соответствующий язык. Выделение наиболее значимых культурно-информационных ценностей для того или иного времени, для тех или иных субъектов, для достижения тех или иных их целей и перевод выделенных ценностей на язык человеческих чувств и составляет основную сущность искусства в целом.

К сфере искусства примыкает и обособившаяся в современном мире сфера СМИ, которые также отбирают те или иные информационные ценности из всего огромнейшего их массива, создают из них новые сочетания, перекодируют их в ту или иную форму – и лишь после этого распространяют их в массах.

Иными словами: искусство и СМИ – это вспомогательные по отношению к ранее выделенным сферам «активно-избирательные фильтры-трансляторы» на пути от массива информационно-культурных ценностей к конкретным субъектам.



Рис. 1

Становление культуры конкретного субъекта происходит двумя путями: во-первых, это осознаваемое и целенаправленное образование и самообразование; во-вторых, воздействие непосредственно на подсознание субъекта. Это воздействие может осознаваться другими людьми, но может и не осознаваться ими.

Но все указанные воздействия должны быть выше определенного порога, чтобы инициировать и корректировать собственную деятельность субъекта в двух ее видах - информационном и непосредственно практическом. Только в процессе собственной деятельности субъект может осваивать новые средства и способы жизнедеятельности. Предназначенное для деятельности и осваиваться может только в процессе деятельности.

Переходы от того или иного культурного наследия к собственно культуре субъекта протекают по конкретным частностям, но результируются в систему. Культура – это система, а не просто комплекс составляющих. Реально все части культуры по законам внутрисистемного взаимодействия усиливают или ослабляют значимость друг друга применительно к жизни носителя данной культуры.

В реальной жизни процесс формирования культуры субъекта как более или менее целостной гармоничной системы состоит из множества отдельных частностей. В трехмерную матрицу жизнедеятельности субъекта и соответствующей ей культуры, как в общую «обойму», укладываются все частности культуры как «оснастки» интеллектуально управляемой деятельности субъекта. Грани матрицы задаются гранями требуемой жизнедеятельности конкретного субъекта (рис. 2).

Рис. 2

Первая грань (основание) – вид или сфера деятельности, для которых нужны те или иные средства и способы. Вторая (левая на рисунке) грань – определяется по тому, какому из 4 компонентов интеллекта, управляющему той или иной деятельностью, служит «оснасткой» та или иная часть культуры. (Напомним, что эти четыре компонента интеллекта образуются в результате различий сознательного и подсознательного в формально-логической и в чувственно-эмоциональной сферах информационных процессов.)

Третья грань (передняя на рисунке) – р азличные этапы деятельности: от первичного восприятия информации о ее текущем состоянии до оценки итоговых результатов собственной целенаправленной практической деятельности. Анализ ситуации, выбор целей, самопрограммирование, практическая реализация собственных программ, оценка результатов и корректировка последующей деятельности – на каждом из этих этапов используются разные средства и разные способы.

Анализ по данной матрице позволяет выявлять и устранять диспропорции в развитии культуры субъекта и посредством этого гармонизировать развитие его личности, что обеспечивает счастье, устойчивость и прогресс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: