Общие черты морали и права

1. Форма общественного сознания
2. Развиваются на едином для морали и права фундаменте общечеловеческих ценностей

Мораль и право отражают интересы, стремления и волю всех граждан. Они закрепляют правильное соотношение интересов личности и общества, исходя из главенства первых. Мораль и право выдвигают одинаковые критерии для оценки поведения: справедливость, уважение естественных прав человека, гражданские и политические свободы;

3. Совпадение сфер моральных и правовых отношений

Сферы моральных и правовых отношений в определенной мере совпадают, т. к. субъектами тех или других отношений являются люди, социальные группы и слои, обладающие одновременно и моральным и правовым сознанием, представляющим определенную ценность.

И право, и мораль охватывают практически все сферы общественных отношений.

Право может быть:

уголовным;

гражданским;

трудовым;

брачно-семейным;

государственным;

международным и т.д.

Мораль может быть:

трудовой;

профессиональной;

семейно-бытовой и др.,

хотя здесь разграничение не столь четко выражено.

4. Единые цели, задачи, требования моральных и правовых отношений

У права и морали одни и те же задачи, одна общественная цель: способствовать формированию отношений между людьми на базе общечеловеческих нравственных ценностей – гуманизма, справедливости,. милосердия, уважения естественных прав человека, его гражданских и политических свобод; они призваны охранять людей от общественно опасных посягательств, закреплять сложившиеся материальные и духовные отношения между людьми, оказывать целенаправленное воздействие на их поведение.

5. Регулятивная функция человеческого поведения в обществе – главная

Право и мораль выполняют общую социальную функцию: являются важнейшими средствами регулирования поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность, нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).

Мораль и право являются важнейшими и вместе с тем самостоятельными социальными регуляторами, каждый из которых обладает своей спецификой. Так, объектом нравственного регулирования могут служить любые отношения, не подлежащие правовому регулированию, например, отношения товарищества, любви, дружбы, долга и т.д. Многие категории морали (стыд, совесть, раскаяние и т.п.) также остаются вне правового регулирования.

Право же регулирует только те общественные отношения, которые нуждаются в защите государства. Смена государственного строя влечет за собой коренное изменение юридических законов, но основные духовные (прежде всего моральные) ценности при этом сохраняются.

И, наконец, нравственность опирается на метод убеждения, который является одним из ведущих методов и в праве.

6. Являются совокупностью норм, регулирующих общественное поведение.

Одним из важнейших общих признаков морального и правового комплексов является их нормативная природа. Поэтому все, что характеризует социальные нормы, относится как к морали, так и к праву. Социальная норма – это правило поведения, порождающее социальную связь в виде прав и обязанностей и наделенное обязательностью. В этом заключается главная особенность любой социальной нормы.

Нормативность – свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. Несмотря на то, что нормы права носят, за редким исключением (так называемое обычное право), писаный характер, т.е. официально провозглашаются государством, а нормы морали в основном живут в общественном сознании, - и мораль и право представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений, выражающих волю тех или иных социальных групп, слоев и общества в целом, а также в определенной мере некоторые общечеловеческие представления о справедливом и должном.

Это совокупность строго определенных, относительно устойчивых, зафиксированных в общественном сознании (мораль) и специальных документах (право) норм поведения, отражающих социально-исторические потребности общества. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий оценочно-повелительный характер, распространяются на всех членов общества.

7. Обязательность соблюдения норм и принципов морали и права

Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются, по крайней мере формально, на всех членов общества. Кроме того, моральные и правовые требования объединены их оценочно-повелительным характером.

Мораль и право представляют собой совокупность строго определенных, относительно устойчивых, зафиксированных в общественном сознании норм поведения, отражающих социально-исторические потребности общества.

Моральные и правовые требования одинаковы для всех граждан, независимо от национальности, расы, социального и имущественного положения; принцип равенства в морали соответствует равноправию людей перед законом.

Соотношение морали и права – один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов.

Мораль относится к числу основных типов нормативного регулиования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении.

Мораль и право – необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам.

Мораль и право выполняют единую социальную функцию – регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).

Нормативность – свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений «с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, "моральная сторона и моральные заповеди... не могут быть предметом положительного законодательства». Законодательство не может декретировать нравственность.

Мораль и право каждой общественно-экономической формации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, общеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права.

Мораль и право – составные части духовной культуры человечества.

Хотя мораль и право тесно взаимосвязаны, они не тождественны друг другу и имеют ряд различий. Относительная противоположность морали и права обусловлена рядом фундаментальных свойств их содержания.

Обычно философы и юристы, рассматривая механизм действия морали и права, главное различие между ними видят в том, что право тесно связано с государством. Его существование – от создания до реализации – носит ярко выраженный институциональный характер. Мораль же относят к неинституциональным регулятивным системам.

В качестве общего правила нормы права характеризуются детальной регламентацией поведения субъектов. Моральные предписания выступают чаще всего как общий принцип. Правовое регулирование применяется в случаях, когда необходимо точное определение модели поведения, соответствующих прав и обязанностей, а также последствий в случае их нарушений.

Нормы права рассчитаны на выполнение их в обычных условиях, на определенный стандарт. В качестве общего правила здесь могут быть лишь два варианта: норма либо соблюдена, либо нарушена. Пределы норм права довольно четко очерчены. Иное положение с нравственными нормами: они шире и эластичнее Границы их осуществления весьма широки.

Социальные нормы делятся на автономные и гетерономные. Первые исполняются главным образом в силу внутреннего убеждения самих субъектов, их собственных побуждений и мотивов. Вторые направлены преимущественно на внешнее поведение субъектов. Оставаясь безразличными к внутренней мотивации субъекта, они определяют границы его поведения и поэтому опираются преимущественно на внешнюю по отношению к субъекту силу.

Так, видный датский юрист-международник Альф Росс исходит из того, что право – волевое явление, а мораль как проявление чистого разума вечна. Он отмечает: «Когда сравнивают право и мораль, то обычно говорят, что право является «позитивным», а мораль «естественным» порядком. Внутренний смысл этого состоит в том, что право зависит от суждения человека и от внешней власти; его содержание меняется в зависимости от места и времени в соответствии с интересами и волей властелинов, и его эффективность как права зависит от факта поддержки действенной исполнительной власти. В то же время мораль представляет собой проявление вечного, ее законы происходят из идей чистого разума и являются действительными в силу их внутренней истинности».

Во-первых, мораль и право решают общие основные задачи, но при помощи разных средств. Из этого следует, что главное отличие морали и права не в основных задачах и не в их социальной сущности, а в механизме действия. Л.С. Явич пишет: «Нет более близкого к праву общественного явления, чем нравственность (нормы морали), но нет и более отличных друг от друга регуляторов поведения по своему механизму действия».

Во-вторых, мораль задает идеальные масштабы жизни и деятельности, ориентирует на совершенные воплощения норм, ценностей, целей. В противоположность ей, право формирует социально-целесообразные координаты жизни, исходит из соображений реальной достижимости общественного порядка.

В-третьих, мораль в противовес праву носит ненасильственный характер, исключает принуждение, предоставляет возможность выбора.

В-четвертых, нормы права устанавливаются властной силой государства и потом официально закрепляются в виде четких нормативных актов, которые приобретают общеобязательное значение с момента их создания; нравственные нормы исходят непосредственно от общества, их формирование осуществляется стихийно путем коллективного социального опыта.

В-пятых, единый объект регулирования не означает, что конкретные сферы действия морали и права всегда совпадают и что они лишь взаимно дополняют друг друга. Правовые нормы направлены на регулирование наиболее существенных отношений общественной жизни, требующих государственного воздействия: нравственность же пронизывает все стороны (сферы) взаимоотношений между людьми.

В-шестых, нравственные нормы включают оценку действующего права, а нравственное сознание тесно связано с переживаниями, чувствами и эмоциями людей относительно действующих законов и практики их применения, нарушения законов.

И наконец, в-седьмых нравственные нормы, принципы, категории включают оценку действующего права (как права в целом, так и отдельных законов, правовых норм), а нравственное сознание тесно связано с переживаниями, чувствами и эмоциями людей относительно действующих законов и практики их применения, нарушения законов.

Схематично эти различия в наиболее общем виде можно представить следующим образом:

МОРАЛЬ ПРАВО
Нормы носят неписаный характер и фиксируются в обычаях и традициях Нормы носят формально определенный характер и закрепляются в официальных документах
Нормы складываются стихийно Нормы устанавливаются государством
Механизм обеспечения – общественное мнение Механизм обеспечения – властные санкции государства
Предусматривает широкую свободу выбора Свобода выбора жестко ограничена рамками нормативных документов

Изучение особенностей нравственной и правовой регуляции показывает, что между ними значительно больше общего, чем противоположного, в результате чего они образуют самую тесную структуру регулирования, без учета нераздельности которой невозможно правильно понять и оценить ни правовое, ни моральное воздействие на развитие социальных связей и отношений.

При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные различия.

Право и мораль различаются:

1) по объекту регулирования;

2) по способу регулирования;

3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).

Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного вторжения.

Объектом морального регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.). Способ правового регулирования – правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием.

Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: