Местное самоуправление в Российской Федерации

В Конституции РФ местному самоуправлению отведена отдельная глава (гл. 8).

Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Государством создана возможность формирования муниципальных образований именно с учетом того, что должна быть предоставлена возможность населению решать вопросы, касающиеся непосредственно их, то есть местного значения. Населению предоставлено право формировать местные органы власти. Местное самоуправление осуществляется в городах, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 131 Конституции РФ). Государством предоставлено право формировать органы власти в рамках муниципального образования, но структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Передача переданных полномочий подконтрольна государству.

Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующей территории.

Практика реализации современного законодательства о местном самоуправлении позволяет сделать вывод, что в правовых нормах не учтены некоторые особенности отдельных муниципальных образований. Так, ФЗ № 131 –ФЗ 2003 года лишь дифференцировал отдельные вопросы местного значения по уровням муниципальных образований, не предложив общего методологического подхода в решении задачи выделения местных дел из общегосударственных[30].Не до конца решена проблема разграничения законодательным путем вопросов местного значения и полномочий между органами местного самоуправления сельских поселений и муниципального района. Во взаимоотношениях органов государственной власти и органов власти местного самоуправления сельских поселений нет четкости в разграничении предметного регулирования по важнейшим вопросам жизнедеятельности местного населения, имеются проблемы обеспечения гарантий государства при наделении органов власти сельских поселений отдельными государственными полномочиями. Система права пока не обеспечивает устойчивое комплексное развитие сельских территорий, придания приоритета этому направлению в деятельности властных структур[31]. Нет четких механизмов контроля за единообразным и точным исполнением положений Федеративного закона № 131-ФЗ 2003 года[32].

Предстоит значительная работа по переосмыслению элементов теории конституционного и муниципального права на предмет преодоления разрыва с практикой.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение конституционного права.

2. Что называется основами конституционного строя?

3. В чем выражается статус человека и гражданина?

4. Как можно охарактеризовать институт гражданства?

5. Каково государственное устройство РФ?

6. В чем проявляется статус Российской Федерации?

7. Каковы основные принципы избирательного права?

8. Каков порядок внесения поправок и пересмотра Конституции РФ?

9. Какова структура органов власти в РФ?

10. В чем заключаются конституционные основы местного самоуправления в РФ?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: