Федеральное Собрание Российской Федерации

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ).

Законодательная функция данного органа власти заключается в том, что он осуществляет законотворчество в РФ, то есть издает законы. Конституцией РФ Федеральное Собрание РФ названо представительным органом власти в силу наделения его представительными функциями. Для того чтобы определить природу возникновения данной функции, необходимо проанализировать механизм формирования указанного органа власти и поставленные перед ним задачи.

Парламент РФ состоит из двух палат: Государственной Думы РФ (ГД РФ) и Совета Федерации РФ (СФ РФ). Государственная Дума РФ формируется посредством проведения выборов на всей территории РФ, то есть депутат ГД РФ является представителем народа от определенной территории. В этом от части реализуется одна из основ конституционного строя, а именно: в ст. 3 Конституции РФ сказано: «...единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Следовательно, избиратели как бы передают свое право управления государством в руки депутата ГД РФ, избираемого от их территории. Всего избирается 450 депутатов. Депутатов, свою очередь, возлагает на себя моральные обязательства выполнять наказы населения. В настоящее время какой-либо юридической ответственности перед населением депутат ГД РФ не несет. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов власти. В отличие от ГД РФ, данный орган власти представляет интересы не населения непосредственно, а регионов, то есть субъектов РФ. Но необходимо отметить, что, отстаивая интересы региона, реализуются интересы населения, проживающего в данном регионе, поэтому оба органа власти: ГД РФ и СФ РФ - должны действовать в рамках реализации воли народа. Это возможно путем представительства.

Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ: решает вопрос о доверии Правительству РФ; назначает и освобождает от должности следующих руководителей: Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты (и половину состава ее аудиторов), Уполномоченного по правам человека; объявляет амнистии; выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; принимает федеральные законы.

Совет Федерации РФ обладает правом законодательной инициативы; рассматривает законы, принятые Государственной Думой; решает вопросы, связанные с деятельностью Президента РФ, вступлением и пребыванием в должности и др.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Следует отметить, что в юридической литературе существуют разные точки зрения на сущность парламентаризма в России. Так, М.В. Баглай считает, что верховенство парламента проявляется в праве принимать законы по любым вопросам, а также в праве формирования правительства и контроля за его действиями. Так как таких полномочий в полном объеме у Федерального Собрания России нет, М.В. Баглай утверждает, что современная Россия не является государством парламентаризма[27]. Авторы "Конституционного права современной России" Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеев и А.Г. Чернявский: "С определенной долей условности можно определить российский парламентаризм как разновидность и форму государственного руководства обществом, основанного на принципе разделения властей, учете специфики соотношения законодательной и исполнительной ветвей власти и при условии их взаимодействия, взаимозависимости и взаимопроникновения, признания ответственности правительства перед парламентом"[28]. Н.А. Богданова характеризует парламентаризм как совокупность идей и опыта представительного осуществления власти народа посредством парламента. При этом высший законодательный орган представляет и реально отражает интересы различных социальных и политических сил общества и как власть законодательная является действенным противовесом исполнительной, обеспечивая баланс властей и гражданское согласие, что соответствует Российской действительности[29].

По мнению большинства ученых-государствоведов, парламентаризм как государственно-правовое явление присущ современной российской государственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: