Теперь, после того как участники усвоили некоторые полезные навыки общения, они могут попробовать применить их на практике и понаблюдать за ними в ролевых играх. При общении говорящий и адресат всегда обмениваются информацией. Как было показано в модели общения, обсуждавшейся ранее, мироощущение и опыт влияют на то, как мы посылаем и получаем информацию, и зачастую искажают ее смысл. Мироощущение человека может часто меняться, что приводит к недоразумениям или конфликтным ситуациям.
В следующих ролевых играх роли говорящего (человека, который стремится начать разговор на заданную тему) и адресата (или слушателя) разделены.
ЗАДАНИЕ 3
Отработка навыков общения
Время: 1 час 15 минут
Ролевые игры с участием слушателей (1 час)
1. Разделите участников на подгруппы из трех человек и выдайте каждой подгруппе по экземпляру трех сценариев и трех листов наблюдений (раздаточный материал I.2.3).
2. Дайте следующие пояснения:
· В каждом сценарии три действующих лица – говорящий, слушающий и наблюдатель. Из сценария в сценарий участники меняются ролями таким образом, чтобы все смогли побывать в каждой из трех ролей.
|
|
· Перед началом каждой ролевой игры наблюдатель должен прочитать описание ОБЕИХ ролей, в то время как говорящий и адресат могут прочитать описание ТОЛЬКО своей роли.
· Перед началом каждой ролевой игры дается не более 1-2 минут на подготовку.
· Наблюдатель внимательно следит за ролевой игрой и, используя лист наблюдений (Раздаточный материал I.2.3), делает пометки об эффективных и неэффективных навыках общения, демонстрируемых как говорящим, так и адресатом.
· Каждая ролевая игра должна длиться около 10 минут.
· После каждой ролевой игры наблюдатель делится своими наблюдениями с говорящим и адресатом (приблизительно 5 минут).
Сценарий 1
Ролевая игра на развитие навыков общения