Изобразительное искусство

Живопись, графика, скульптура и архитектура называются изобразительным искусством потому, что их образы существуют в реальных зримых формах. В отличии от литературы, музыки, театра, кино и др. изобразительные искусства не способны передавать мир во времени, в движении, в развитии. Они ограничены только одним мгновением. Образы изобразительного искусства существуют не во времени, а в пространстве.

Изобразительное искусство отображает действительность в зримых формах. Но это вовсе не значит, что оно показывает нам только внешнюю сторону жизни, не раскрывая нам душевный мир людей и внутренний мир событий. Изобразительное искусство по-своему передает сущное и учит видеть и понимать то, что нас окружает. «Живопись- это поэма к красках, поэзия - это картина в словах», - древнекитайский художник Ван Вей.

Музыка

Музыка представляет сложную структуру звучащих форм и смыслов. Прежде всего - это сам музыкальный звук с его особенностями, отсутствием внешней предметности в звуковыражении и даже изображении; это и временный характер течения звукового потока, и обращение к слуховому (субъективному) чувству человека. Ее важнейшими средствами выразительности являются мелодия, ритм, темп, тембр, интонация.

Специфика музыкального содержания - в отражении движений и характеров, а не внешних очертаний предметов. Музыка определенным способом воздействует на слушателей, находит отклик в глубинах души человека и формирует в его сознании музыкальные образы оригинальным языком - пульсацией ритмов, нарастанием и спадами мелодии, динамикой, тембром и другими выразительными средствами. Именно потому, что музыка не обращается к объективным формам предметов и явлений действительности, для ее постижения необходима точная ориентация в системе музыкального языка.

Несомненно, любое психологически глубокое воплощение духовного мира людей учит человека лучше разбираться в сложных, порой противоречивых чувствах, также воспринимать все богатство внутренней жизни человека, воспитывает культуру чувств. И это - важная грань воспитательного воздействия многих великих образцов художественного творчества, которые замечательны как раз глубиной и разносторонностью эмоциональных характеристик. Важно отметить и следующее: чтобы произведения искусства оказывали определенное влияние на внутренний мир человека, он должен быть подготовлен к этому, должен быть способен понять ее, осмыслить, воспринять и пережить, проникнуться выраженными в ней идеями и чувствами, получить от нее наслаждение. «Искусство неисчерпаемо, как жизнь, и ничто не позволяет нам почувствовать это лучше, чем неиссякающая музыка, чем океан музыки, наполняющий собой века» - ярко подметил известный писатель Р.Роллан. «Музыка - широкое небо над всеми искусствами: она безгранична, ее законы приложимы ко всем видам и жанрам художественного творчества.Музыкальность - едва ли не высшая похвала любому произведению искусства. Музыка - это звучание времени, его дух» - это слова великого скульптора С.Т.Коненкова.

Театр

У театра, как вида искусства, есть особое качество, присущее только ему одному. На каждом спектакле актер как бы заново создает свою роль. Любой новый спектакль по- другому раскрывает судьбы, по-своему говорит о жизни людей. Театральный зритель видит на сцене характер человека с его радостями и страданиями, мыслями и поступками и сочувствует или негодует тому, что происходит на его глазах. В этом живом и непосредственном взаимодействии, сопереживании актера и зрителя таится огромная сила искусства театра.

Сохраняя верность деталям, обстановки, черт, присущих конкретным людям, театр призван изображать типичные характеры в типичных обстоятельствах. Вот почему зрители часто узнают среди актеров себя, своих современников, даже в представлении исторических пьес. (Вспомним «Ревизора» или «Горе от ума»). Театр по образному выражению Маяковского, «не отображающее зеркало, а увеличительное стекло». Как бы не развивалась театральная техника – от зари этого вида искусства в Древней Греции до сегодняшнего дня главными творцами театрального искусства были и остаются драматург, режиссер и актер. Без них искусство театра не могло бы существовать. В самом деле, пьеса (драма) дает театру основной материал для спектакля, в котором ее содержание раскрывается специфическими театральными средствами. Драматург при этом, как бы поясняет режиссеру свой замысел, а тот, в свою очередь, адаптирует ее для конкретных актеров. Замысел драматурга и режиссера доносит до зрителя актер. Спектакль получается по-настоящему интересным для зрителя, если в его содержании есть конфликтная ситуация, которая реализуется талантливой игрой актера. При этом лучшие актеры те, кто на сцене живут жизнью своего героя и заставляют зрителя поверить в это. «В самом деле, - писал Белинский о театре, видеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным, слышать говорящими ее доблестных героев, вызванных из гроба могуществом фантазии, видеть биение пульса ее могущественной жизни … О ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете».

Кино

Кино - самое молодое из искусств- появилось на рубеже XIX и XX вв. Главное средство кино - изображение (снятые на пленку люди, события, предметы, пейзажи и звуки). Благодаря этому кино объединяет в себе элементы других искусств: литературы, живописи, театра, музыки и др. По этому оно так богато по своим выразительным средствам и художественным возможностям. В нем неразрывны пространство, время и движение, его произведения доступны, наглядны, впечатляющи.

Кино не только синтезирует средства других видов искусства, а обладает и своими собственными выразительными возможностями. Прежде всего это смена планов, ракурсов, их соединение, объединение (монтаж). Монтаж - это отбор людей, предметов, событий в определенном ритме и темпе, их своеобразная трактовка.

Богатые возможности таятся в ускорении и замедлении съемки, в использовании трюковых и комбинированных кадров. Другими словами средствами кино можно правдиво и полно изобразить все: время и людей, города и страны, чувства и мысли. В кино любая фантазия становится реальностью и наоборот. Еще одно преимущество кино - это возможность неограниченного тиражирования его произведений. При этом одну и туже копию можно демонстрировать неограниченное количество раз. Это делает кино доступным миллионам, массовым искусством.

Искусство кино, как никакое отвечает потребностям людей в синтетическом произведении, разносторонне охватывающее жизнь человека и общества, стремящихся к совершенству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: