Русская культура в духовной жизни мира

(Выступление на VII Международном конгрессе МАПРЯЛ)

Я думаю, ни одна страна в мире не окружена такими противоречивыми характеристиками ее истории, как Россия, и ни один народ в мире так по-разному не оценивается, как русский. Это объясняется тремя причинами:

Во-первых, резкой поляризованностью русского характера, в котором каждая его большая добродетель странным образом совмещается с совершенно противоположными чертами: доброта – с жестокостью, крайнее свободолюбие – с деспотизмом, альтруизм – с эгоизмом, самоуничижение – с национальной гордыней…

Во-вторых, крайне плохой осведомленностью в русской истории как у нас в стране, так и за рубежом;

В-третьих, особенностями самой русской истории. В частности, петровской реформой, потребовавшей для своего осуществления искаженных представлений о всей предшествующей истории России, которую (Россию) надлежало перевернуть…

Надо разобраться в той многоликости и противоречивости мифов, которые бытуют о русском национальном характере и об особенностях русской истории.

Прежде всего я должен обратить внимание на следующее. Когда мы хотим построить историю искусства или историю литературы, если мы составляем путеводитель или описание города, даже просто каталог музея, мы ищем опорные точки в лучших произведениях… Историю русской культуры мы не можем построить без Достоевского, Пушкина, Толстого…

…И хотя с мифами и легендами о русской истории разбираться коротко очень трудно, на одном круге вопросов мы все же остановимся. Россия – это Восток или Запад?

Сейчас на Западе принято относить Россию и ее культуру к Востоку. Но что такое Восток? Что такое Запад и западная культура, мы отчасти понимаем, но что такое Восток и что такое восточный тип культуры – совсем не ясно.

Есть ли границы между Востоком и Западом на географической карте?

Есть ли различие между русскими, живущими в Ленинграде, и теми, кто живет во Владивостоке, хотя принадлежность Владивостока к Востоку отражена в самом названии города?

Думаю, что ответа на эти вопросы и не потребуется, если мы обратим внимание на одну чрезвычайно важную особенность Руси, России.

Россия расположена на огромном пространстве, объединяющем различные народы явно обоих типов. С самого начала в истории трех народов, имевших общее происхождение – русских, украинцев и белорусов – играли огромную роль их соседи. Именно поэтому первое историческое сочинение «Повесть временных лет» XI века начинает свой рассказ о Руси описанием - с кем соседствует Русь, какие реки куда текут, с какими народами соединяют. На севере – это скандинавские народы – варяги (целый конгломерат народов, к которым принадлежали будущие датчане, шведы, норвежцы, «англяне»). На юге Руси главные соседи – греки, жившие не только собственно в Греции, но и в непосредственном соседстве с Русью – по северным берегам Черного моря. Затем отдельный конгломерат народов – хазары.

Значительную роль в усвоении христианской письменной культуры играли болгары и их письменность.

… Характерно следующее: стремление русских основывать свои столицы как можно ближе к западным границам, вообще к границам. Киев, Новгород возникают на важнейшем в IX-XI веках торговом европейском пути, соединяющем Север и Юг Европы – пути «из варяг в греки». На торговых реках основываются Полоцк, Чернигов, Смоленск, Владимир.

А затем, после татаро-монгольского ига, как только открываются возможности торговли с Англией, Иван Грозный делает попытку перенести столицу поближе к новым торговым путям – в Вологду, и только случай помешал этому. Петр Великий строит новую столицу Санкт-Петербург на опаснейших рубежах страны, на берегу Балтийского моря, в условиях незаконченной войны со шведами.

Учитывая тысячелетний опыт русской истории, мы можем говорить об исторической миссии России. … Миссия России определяется ее положением среди других народов тем, что в ее составе объединилось до трехсот народов – больших, великих и малочисленных, требующих защиты. Культура России сложилась в условиях этой многонациональности. Россия служит гигантским мостом между народами, прежде всего культурным. И это нам необходимо осознать, ибо этот мост облегчает общение, но и облегчает и вражду, злоупотребления государственной властью.

… Не случайно расцвет русской культуры в XVIII и в XIX веках совершился на многонациональной почве в Москве и, главным образом, в Петербурге. Население Петербурга с самого начала было многонациональным. Его главная улица – Невский проспект – стал своеобразным проспектом веротерпимости, где бок о бок рядом с православными церквами находились церкви голландская, немецкая, католическая, армянская, а вблизи Невского – финская, шведская, французская. Не все знают, что самый большой и богатый буддийский храм в Европе был в ХХ веке построен в Петербурге. В Петрограде же была построена богатейшая мечеть.

Великая русская река Волга объединяла русских, тверских карел, марийцев, мордву, удмуртов, чувашей, татар, немцев, калмыков.

В том, что страна, создавшая одну из самых гуманных универсальных культур, имеющая все предпосылки для объединения многих народов Европы и Азии, явилась в то же время одной из самых жестоких национальных угнетательниц и прежде всего своего собственного, центрального народа – русского, составляет один из самых трагических парадоксов истории – парадоксов, в значительной мере явившихся результатом поляризованности русского характера… Добро и зло в русском характере вовсе не уравновешены. Добро всегда во много раз ценнее и весомее зла. И культура строится на добре, а не на зле, выражает доброе начало в народе.

… Таким образом, вопрос о том, Востоку или Западу принадлежит русская культура, снимается полностью. Культура России принадлежит десяткам народов Запада и Востока…

Самая характерная черта русской культуры, проходящая через всю ее тысячелетнюю историю, начиная с Руси Х – ХIII веков, … ее «вселенскость», универсализм.

… В этом размышлении о будущем – уже одна из своеобразных и значительнейших тем русской литературы. А.П. Чехов в повести «Степь» обронил … такое вот замечание: «Русский человек любит вспоминать, но не любит жить», то есть он не живет настоящим, а только прошлым ил будущим. Я считаю, что это самая важная русская национальная черта, далеко выходящая за пределы только литературы.

В самом деле, об особом интересе к прошлому свидетельствует чрезвычайное развитие в древней Руси исторических жанров… Русские люди преисполнены уважения к прошлому.

Устремленность к будущему выражалась в русской литературе на всем протяжении ее развития. Это была мечта о лучшем будущем, осуждение настоящего, поиски идеального построения общества.

… Не случайно вся русская история прошла под знаком тревог, вызванных неудовлетворенностью настоящим, под знаком волнений и княжеских распрей…

Достоевский писал о «вечно создающейся России». А Герцен отмечал: «В России нет ничего оконченного, окаменелого: все в ней находится еще в состоянии раствора, приготовления… Да, всюду чувствуешь известь, слышишь пилу и топор».

В этих поисках «правды-истины» русская литература первой в мировом литературном процессе осознала ценность человеческой личности самой по себе. Независимо от положения в обществе и независимо от собственных качеств личности…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: