double arrow
Глава 2. Расцвет российской культуры

1. Культура Московского царства (XIV—XVII вв.)

2. Культура императорской России (начало XVII — конец XIX века)

1. Культура Московского царства (XIV—XVII вв.)

С закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры. Процесс становления русского культурного архетипа приходится на следующий период в исто­рии России. Он формируется в эпоху Московского царства в XIV— XVII веках. В развитии этих двух цивилизационных циклов есть различия и преемственность. С падением Киевской Руси не был использован путь включения в христианскую цивилизацию, при­общения к европейским ценностям. Происходит формирование московской субкультуры, в становлении которой большую роль сыграл геополитический фактор: срединное положение между ци­вилизациями Востока и Запада и непримыкание ни к одной из них, перемещение центра страны на северо-восток. На новой почве про­изошла задержка в развитии переселенцев из Киевской Руси. Под покровительством церкви вырабатывается национальное самосо­знание. В результате наложения православных ценностей на язы­ческую культуру формируется определенный тип человека.

С XII века началась активная миграция из Киевской Руси в междуречье Оки и Волги. Произошло смешение русских славян с народами финно-угорской группы (меря, мордва, мари), началось формирование русской народности — великороссов. Земли засе­лялись быстро, но в отличие от Киевской Руси здесь было мало го­родов. Переселенцы жили в другой географической среде, в лесах. Происходило становление иного образа жизни. Жизнеобеспеченность требовала больших физических усилий, тяжелого труда, на который они были обречены на столетия. Произошло изменение даже физического типа людей. Монголо-татарское иго задержало развитие страны. На земле Руси были разрушены города, села, ремесла, утрачена культура земледелия, сократилась числен­ность населения. Становление субцивилизации Московской Руси определялось ее сложной и противоречивой связью с Золотой Ор­дой. С одной стороны — неприязнью к завоевателям, с другой — Орда была метрополией.




В XIV—XV веках на северо-востоке Руси складывается цен­трализованное государство со столицей в Москве. Социально-поли­тическая система, формировавшаяся в Великорусском государст-

ве, несла на себе черты сильнейшего восточного влияния, особенно с середины XIV века, когда Орда приняла ислам. Подобная «исламизация» некоторых сторон социальной культуры не способствовала смягчению деспотических начал русской жизни и системы государ­ственного управления. В то же время нельзя преувеличивать зна­чимость этого восточного компонента в политической и социальной культуре Московской Руси, особенно в сфере мировоззрения. Стра­на оставалась христианской, и драматические события истории вос­точно-христианской церкви оказали решающее влияние на форми­рование той системы ценностей и картины мира, которые были ха­рактерны для средневековой России. С падением Константинополя в 1454 году Русская православная церковь постепенно обретает са­мостоятельность и одновременно отдаляется от западного христи­анского мира. Русь осознает себя единственной защитницей хрис­тианства. Она принимает миссию спасения, возрождения и распро­странения по миру православия. Таким образом, Московская Русь осознает себя «Святой Русью», а Москва — «третьим Римом».



Развитию московоцентризма способствовал также внешний фактор — Великое княжество Литовское, где в XV веке многие рус­ские города получили статус самоуправления и пошли по пути раз­вития по общеевропейской модели. Культурный изоляционизм Москвы был направлен против Запада, в его основе — антагонизм между православием и католицизмом.

Если на Западе общество освобождается от влияния церкви, то в Москве наоборот, это влияние возрастает, оказывая большое воздействие на жизнь государства и повседневную жизнь людей. Общественным идеалом стало религиозное подвижничество во имя Христа, общества. Духовными символами Москвы стали святой Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской.

С 1547 года, с венчания Ивана IV на царство, Русь стала назы­ваться Россией. Официальное название страны — Российское госу­дарство, Россия, В 1480 году была ликвидирована зависимость Моск­вы от Золотой Орды. Но влияние культуры восточного типа на русские земли не ослабело. Иван IV не принял европейский тип светского госу­дарства. Его идеал — неограниченная монархия, где власть санкцио­нирована церковью. Этой цели служила опричнина. Она была самым своеобразным в культурно-психологическом отношении событием истории Московской Руси. Опричнина — это уникальный в мировой практике, нетипичный для России «политический карнавал». Почти полтора века спустя, такого же типа «карнавал» (но с иными целями) затеет другой царь — молодой Петр I. Главная психологически-пове­денческая особенность подобных «карнавалов» видится в том, что оп­ричники, петровские «потешные»(а позже и пугачевские «генералы») вели себя как завоеватели в собственной стране, это была психология самозванцев, разыгрывающих карту своей формальной законности по отношению к существующим нормам и одновременно утверждаю­щих новую узаконенность своей власти, основанную на праве силы.

Политический «карнавал» и самозванство вылились в весь­ма специфичный для России инструмент узаконивания массового насилия. В результате опричнины проблема власти и государства решилась в пользу власти, ликвидировав экономически независи­мую власть собственника, который мог быть основой формирующе­гося в России гражданского общества. В Европе в XVI веке общест­во высказалось за ликвидацию церковной собственности. Забота церкви о душе, экономические дела — заботы светские. В России в XV веке дискуссии о церковной собственности вышли на более вы­сокий круг вопросов — о путях ее развития. Был подтвержден прин­цип единения церкви и государства.

К XVI веку сформировались особые, специфические чер­ты русского национального самосознания: 1) Соединение харак­терной для Востока духовности, сосредоточенной на высшем смысле сущего, выраженного в православии, со стремлением к свободе, демократии, характерной для Запада. 2) Коллективизм и слабо выраженное личностное сознание. 3) Приверженность к цен­ностям православия с его своеобразным миропониманием. 4) При­оритет государственных начал, интересов державы. Держава, об­ретенная в ходе борьбы за независимость, считалась главным на­циональным достоянием, и ее интересы воспринимались как интересы лично каждого.

XVII век в истории культуры России был «бунташным», ког­да перемешалась старина и новизна. Разрушается средневековое мировоззрение, изменяется картина мира. Люди XVII века закат прошлой культуры переживали как личную и национальную тра­гедию. Это было время соперничества двух культур — барокко и «мужицкой». Старую обиходную культуру вытесняет новая под ло­зунгом «Чем мы прежде хвалились, того ныне стыдимся». На место религиозной, вертикальной концепции времени «вечность-времен­ность» приходит горизонтальная «прошлое-настоящее-будущее». В русской культуре появляется идея единства, быстротечности, бесконечности истории, переориентация с прошлого на будущее. В начале XVII века Борис Годунов проявлял интерес к просвещению, культуре, успехам западной цивилизации. Поощрялась торговля с Западом, для обучения за границу были посланы несколько дво­рянских «робят». Много внимания уделялось развитию городов. Они становились очагами культуры, в Москве отстраивался кремль. Но в городах России проживало лишь 2 % населения. Основная мас­са населения — крестьяне/Положение их оставалось без измене­ний, страна скатывалась к гражданской войне.

С 1613 года в России правит новая династия Романовых, ко­торая пробудет на престоле более 300 лет. С XVII века начинается процесс крушения авторитета государственной и церковной влас­тей. Документы того периода фиксируют «непочтительно» отноше­ние к царю, так называемое «отклоняющееся» поведение, как симп­том социальной активности масс. Россия нуждалась в реформиро-

вании, но это было невозможно без предваряющих изменений в ду­ховной сфере. К этим реформам приступил патриарх Никон. Цер­ковь преследовала цели:

устранение различий в богословской практике между грече­ской и русской церквями. Это позволяло восстановить связь с евро­пейским православным миром, привязать Россию к Европе духов­но и тем самым расширить возможности для влияния в христиан­ском мире;

введение единообразия в церковной службе по всей стране, так как на местах богослужение велось по-разному, наличествова­ли черты языческих культов.

Реформа Никона была умеренной, несравнимой с религиозной реформацией на Западе. Но даже эта попытка вызвала сопротивле­ние значительной части общества и церкви. Произошел раскол. С это­го времени общественный раскол как последствие реформы будет со­провождать всю историю России. Сторонники Никона выступили за обновление общества, противники — за сохранение в неизменном ви­де православной старины. И там и тут были люди различных слоев, социального положения. Вопрос о соотношении духовной и светской власти обсуждался на соборе 1666 года. Церковь пришла к выводу о необходимости раздела светской и духовной сфер деятельности. Рус­ская православная церковь сблизилась с православным миром. Из­менения в такой сложной сфере, как духовная, открывали дорогу де­ятельности Петра I — великому преобразователю России.

В период Московского царства идет процесс становления русского национального характера. Характер — это совокупность психологических особенностей человека, проявляющихся в его по­ведении, действиях. Это устойчивое начало в человеке. Его станов­ление очень длительно. На его формирование оказали влияние при­родные условия, определенные архетипы, лежащие в основе пове­дения человека. Во всей сложности русский характер был «открыт» в XVII веке. Писатели современники стали замечать и описывать его. Корни нового воззрения на человека — в отходе от богословской точки зрения на него, начавшемся с XVI века.

«Открытие» в XVII веке русского характера определило новое воззрение на человека, его роль в исторических событиях, в осознании собственной судьбы. Новый человек ощущал себя об­ладателем истины, творцом истории. Он создавал силлабичес­кую поэзию, портретную живопись, партерную музыку. Его тру­дом Россия преодолевала культурное одиночество, приобщалась к европейской цивилизации, становилась европейской державой. К концу века появляется новый пласт в системе ценностей — раз­вивается утилитаризм, прорываясь в массовое сознание. Конкре­тизируется представление о человеческом благе.

В период Московского царства набирает силу процесс обмирщения, освобождения искусства от подчинения его церков­ным канонам. Со второй половины XIV века ослабляется влияние

местных особенностей русской культуры. Раньше эта тенденция проявилась в московской исторической литературе, которая об­ретала общерусский характер и становилась носителем идеи единства и патриотизма («Сказание о Мамаевом побоище»). Побе­да на Куликовом поле подняла дух и самосознание русского наро­да. Возник ряд произведений, которые призывали к единению рус­ских земель для освобождения от врага. Значительным памятни­ком этого периода стала «Задонщина», написанная Сафонием Рязанцем, воспевающая великую победу русского народа над та­тарами. В устном народном творчестве былины уступили место историческим повестям, в которых действовали конкретные ис­торические люди в конкретной обстановке («Песня о взятии Каза­ни»). С начала XV века на первый план выдвигается летописание Москвы. Каждая летопись — это своеобразная историческая эн­циклопедия, цельное произведение. Известна Троицкая летопись 1408 года, летописный свод митрополита Фотия, проводившего идею единого государства. В XVI веке создаются крупные лето­писные произведения. Это «Летописец начала царства», где опи­саны первые годы правления Ивана Грозного, «Степенная книга» — с описанием портретов и времени правления великих русских князей. Создание их было продиктовано заботой об укреплении Российского централизованного государства. Написание послед­них летописей относится к XVII веку. В них доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

С XIV века в связи с хозяйственным подъемом росла по­требность в записях. Началось использование бумаги вместо до­рогого пергамента. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью, приходит по­луустав — более беглое и свободное письмо, а с XVI века — скоро­пись, близкая к современному письму.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов — сво­еобразной всемирной истории того времени. Первый русский хро­нограф был составлен в 1442 году сербом Пахомием Логофетом. Вы­дающимся памятником публицистики явилась переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Большое событие в культуре XVI века — появление русского книгопечатания. Его началом принято считать 1564 год, когда была издана первая датированная книга «Апостол». Издали ее Иван Федоров и Петр Метиславец. За весь век было напечатано 20 книг. Но рукописная книга еще и через сто лет будет занимать ведущее место.

Шел процесс накопления теоретических и практических знаний. Строились крепостные сооружения, храмы, церкви, для которых требовались строгие математические расчеты. Были на­писаны первые пособия по математике, геометрии. Развивалась техника. Русские первые изобрели вышки-копры для бурения скважин при добыче соли. Выдающиеся гидротехнические со-

оружения были созданы в Соловецком монастыре. Система кана­лов соединяла десятки озер. Мельницы, молоты приводились в движение водой, каменная дамба с многочисленными мостами со­единяла острова.

Путешествия русских людей, открытия, присоединение земель привели к рождению картографии. Создаются первые карты русского государства. Развитие торговли, политических, культурных связей с иностранными государствами привели к не­обходимости составления первых кратких словарей иностран­ных слов — азбуковников.

После татарского нашествия более чем на полстолетия было прекращено каменное строительство, уничтожены кадры зодчих. Поэтому в XIV веке во многом приходилось начинать сначала. Стро­ительство сосредоточилось в двух основных районах: на северо-за­паде (Псков, Новгород) и во Владимирской земле (Москва, Тверь). В Новгороде в XIV веке формируется новый тип церкви. Лучшие па­мятники этого типа — церковь Федора Стратилата и Спаса на Иль­ине. Географическое положение Пскова обусловило значительное развитие оборонного зодчества. С XV века начинается процесс сли­яния местных архитектурных художественных школ в единую об­щерусскую, общемосковскую. С превращением Москвы в полити­ческую, религиозную столицу связано стремление поднять худо­жественный и технический уровень московского строительства. Р1скуснейшие русские мастера работали рядом с лучшими зодчими Европы. Новые кирпичные стены и башни Кремля, сооруженные в XV веке при помощи итальянских архитекторов, были не только прекрасными укреплениями, но и замечательными произведения­ми искусства. В XVI веке была сооружена вторая линия укрепле­ний Китай-города, затем под руководством Ф. Коня возведены бе­локаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной город (со­временное Садовое кольцо). Кольца укреплений Москвы пересека­лись радиальными улицами — дорогами, начинавшимися от Крем­ля. Такая планировка была присуща древнерусским городам и но­сила название радиально-кольцевой. Наиболее опасные дороги прикрывали монастыри-крепости Новодевичий, Данилов, Андронников. Каменные крепости были возведены и на окраинах государ­ства. С помощью итальянских мастеров завершается создание ан­самбля Московского Кремля. Было сооружено три собора: Успен­ский, Благовещенский и Архангельский. Завершила ансамбль Соборной площади Грановитая палата, бывшая тронным залом цар­ского дворца. Одним из выдающихся проявлений новой националь­ной архитектуры стало строительство шатровых храмов. В отли­чие от крестово-купольных, шатровые не имели внутри столбов и вся масса здания держалась только на фундаменте. Наиболее изве­стным памятником этого стиля является Покровский собор (Васи­лия Блаженного) 1555-1560 гг.

Особое развитие получает живопись. Ее расцвет приходится на XIV—XV века, начинается в Новгороде. Здесь работал пригла­шенный из Византии Феофан Грек. Он расписывал церковь Спаса на Ильине. Грек — гениальный колорист, свободно владеющий техникой письма и мастерством тональной живописи. Его образы отли­чали особая выразительность, динамика, душевность, порыв. Сов­местно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещен­ского собора в Москве. Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева. Он работал на рубеже XIV—XV веков. Знамени­тая «Троица», ставшая одной из вершин мирового искусства, вопло­тила основные черты и принципы живописной манеры Рублева. Фи­лософская глубина, внутреннее достоинство и сила, гармоничное, мягкое сочетание чистых, неярких красок художника создают впе­чатление цельности и законченности его образов. Кисти А. Рублева принадлежат дошедшие до нас фресковые росписи Успенского со­бора во Владимире, Троицкого собора в Сергиевом Посаде. Круп­нейшим живописцем XVI века был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождест­венского собора под Вологдой, Архангельского собора в Кремле. Жи­вописи Дионисия присуща необычная яркость, изысканность, кото­рых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропор­ций тела, утонченность в отделке каждой детали иконы, фрески.

В XVII веке завершилась история средневековой русской культуры и зарождались элементы культуры нового времени.Для него был характерен процесс всестороннего «обмирщения». В лите­ратуре это проявилось в формировании демократического, светско­го направления; в архитектуре — в сближении облика культовых и гражданских построек; в науке — в росте интереса к обобщению практического опыта; в живописи — в разрушении иконографичес­ких канонов и появлении реалистических тенденций. Усложнение городской жизни, рост государственного аппарата, развитие меж­дународных связей предъявляло новые требования к образованию. Уровень грамотности в XVII веке значительно вырос и в различных слоях составлял: среди помещиков — 65%, купцов — 96%, крестьян — 15 %. В середине XVII века создаются государственные, частные школы, где изучали иностранные языки, другие предметы. В 1687 году в Москве было открыто первое в России высшее учебное заве­дение — Славяно-греко-латинская академия для подготовки выс­шего духовенства и чиновников государственной службы. Ею руко­водили греки братья Лихуды, окончившие Падуанский универси­тет в Италии. Здесь учились представители различных сословий и национальностей. Появились рукописные учебники, самоучители, печатались книги по математике.

В практике XVII века широко использовались знания в обла­сти механики (в строительстве, на первых мануфактурах). Замет­ные изменения произошли в медицине. Продолжает развиваться

народное целительство, закладываются основы государственной медицины. Открыты первые аптеки, больницы. Наметились пере­мены и в гуманитарном знании. Вырос слой потребителей и авторов исторических сочинений. В XVII веке старые формы исторических сочинений (летописи, хронографы) постепенно теряют значение и исчезают. Появляются новые виды сочинений, в которых даются более психологические характеристики правителей России, созда­ются более широкие картины исторического прошлого. Таков «Си­нопсис» И. Гизеля — первый учебник русской истории.

Об «обмирщении» культуры свидетельствует развитие об­щественной мысли. Господствующий класс осознает необходи­мость сильной власти в стране, и публицисты выдвигали, обос­новывали идеи абсолютизма. Впервые они прозвучали в произ­ведениях Ю. Крижанича и С. Полоцкого. Наиболее полно и ярко противоречия общественной жизни отразила литература. Она приобрела светский характер. Первые ростки его находились в устном народном творчестве — исторических песнях, послови­цах. Их начинают записывать. Традиционный средневековый жанр — жития переходит в новую форму, больше напоминаю­щую повесть. Новыми жанрами были мемуары и любовная лири­ка. В литературе XVII века появляется силлабическое стихосло­жение. Об изменении вкусов и интересов русских читателей сви­детельствует переводная литература с занимательным сюжетом — рыцарский роман, авантюрно-приключенческая повесть.

Под влиянием Запада в XVII веке возникают первые теат­ральные постановки. В 1672 году был организован придворный те­атр. В нем играли иностранные актеры, ставились пьесы на библей­ские сюжеты. Вначале на немецком языке, затем их переводили на русский и нанимали актеров из мещан. В 1675 году на сцене русско­го театра впервые был поставлен балет. В русских городах и селах широкое распространение получил бродячий театр — театр скомо­рохов, Петрушки, хотя правительство и официальная церковь пре­следовали скоморошество.

Одна из особенностей культурной жизни России XVII века связана с сосредоточенностью основных художественных сил в Москве. Архитекторы, художники, ювелиры работали в Приказе каменных дел — «Оружейной палате» в Кремле. Это была своеоб­разная школа искусств и ремесел. Москва становилась непререка­емым авторитетом в области художественного творчества. Здесь трудились русские, иностранные художники, развертывалась де­ятельность самого значительного живописца XVII века Симона Ушакова. В его иконе «Спас нерукотворный» заметны новые, реа­листические элементы живописи: объемность, элементы прямой перспективы. Первым светским жанром, в котором начали рабо­тать художники, была парсуна (то есть портрет реального лица). За несколько десятилетий новый жанр прошел огромный путь — от полуиконных парсун до реалистических изображений. Плодотвор-

но развивается в этот период монументальная живопись. Для нее характерно расширение тематики, динамизм композиций. Наибо­лее отчетливо новшества в художественной культуре обнаружи­ваются в памятниках архитектуры. Возводятся гражданские со­оружения, терема, царские дворцы, трапезные. Общая черта этих зданий — богатое декоративное убранство.

Культовая архитектура XVII века перестала соблюдать каноны церковного строительства, становится более празднич­ной, живописной. В русской архитектуре в этот период появля­ются постройки, в которых можно различить черты нового стиля «барокко», господствующего в архитектуре Западной Европы. Это так называемое «нарышкинское барокко». Для него харак­терно сочетание белого и красного цветов в убранстве зданий, четкая этажность построек. Высшего расцвета достигает дере­вянное храмовое зодчество.

Таким образом, период XIV—XVII веков — это время скла­дывания великорусского этноса и его основных стереотипов в со­знании, самоопределения русской церкви, обретения ею своего места на культурной карте мира. В эти века окончательно форми­руется «слободской» тип русского города и маргинальный, полу­крестьянский тип культуры городских слоев населения. Все это наложило серьезный отпечаток на последующее развитие куль­туры России.

2. Культура императорской России (начало XVII — конец XIX века)

Рубеж XVII—XVIII веков — начало нового этапа в истории России. Содержанием его было вызревание в недрах феодализма капита­листического уклада, формирование русской нации на базе вели­корусской народности. Изменения в социально-экономической сфере составили основу изменений в культурном процессе, опре­делили их особенности.

Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, кото­рые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития Рос­сии и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Содержанием их явились решающий сдвиг от средневе­ковья к новому времени и европеизация всех областей жизни. Про­исходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно-бюрократи­ческий аппарат. Важное место в преобразованиях Петра I занима­ла церковная реформа, в результате которой относительно незави­симая прежде церковь оказалась под властью государства. В итоге всех преобразований в политическом строе Русского государства завершилось оформление абсолютной монархии. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре.

Важной чертой культуры нового времени стала ее откры­тость, способность к контактам с культурами других народов, что явилось результатом политики, направленной на подрыв нацио­нальной и конфессиональной замкнутости. Расширяются связи с западными странами. Контакты с Европой способствовали проник­новению в Россию гуманистических и рационалистических учений. Идеология абсолютизма начала подкрепляться идеями рациона­лизма, европейского Просвещения.

Для Нового времени характерны такие процессы, как уско­рение темпов развития, усложнение общественного развития в целом. Начинается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры: науки, театрального дела, портретной живо­писи, поэзии, журналистики.

Отличительной чертой этого периода является появление авторства,хотя в значительной части культура еще продолжала оставаться анонимной. В новой культуре появилась тенденция к де­мократизму. Большую роль в этом сыграли реформы в области обра­зования. Создается система светских школ. В Москве основаны пуш­карские, навигатские, медицинские школы. В Петербурге учрежде­на морская и инженерная академии, школа переводчиков. Помимо государственной, профессиональной школы зарождаются частные, общеобразовательные школы, распространяется практика обучения молодых людей за границей. Недостаток складывавшейся системы образования был в том, что крестьяне в эти школы не принимались.

Петровская школа создавалась как профессиональная, тех­ническая, ставившая своей целью подготовку кадров в тех облас­тях, которые были нужны государству на данном этапе. Начало XVIII века ознаменовалось бурным развитием книгопечатания, особенно учебной продукции. В столицах действовали десятки ти­пографий. Важным началом в процессе отделения светской культу­ры от церковной была замена старого церковнославянского шриф­та новым, гражданским. Мощным средством просвещения народа явилась периодическая печать.

Первой печатной газетой в России были «Ведомости», вы­шедшие в 1703 году. Рост книгопечатания способствовал развитию книжной торговли. В 1714 году была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. Она была доступна для свободного посещения. В 1719 году открывается первый рус­ский музей — Кунсткамера. Закономерным итогом реформ в сфе­ре просвещения, науки стало открытие в Петербурге в 1725 году Академии наук. Вводились новые обряды в общественно-культур­ной жизни, бытовом укладе. Они были направлены на привитие за­падноевропейского образа жизни. Взамен старого летосчисления — «от Сотворения мира» — с 1 января 1700 года введено летосчис­ление «от Рождества Христова». Появился обычай праздновать Новый год: устраивать фейерверки, наряжать елки. Новой формой общения стали ассамблеи.

В результате реформ начала века произошли значитель­ные изменения не только во внешнем облике правящих слоев рус­ского общества, но и в духовном, в нравственных понятиях, в ча­стных взаимоотношениях. Эти изменения вели к обособлению дворянства в обществе, к выделению его в привилегированное со­словие. Однако преобразования практически не затрагивали низ­шие слои населения.

Фундамент, заложенный Петром I в начале века, оказался прочным, и с 40-х годов XVIII века начался новый подъем куль­туры. Происходят важные преобразования в сфере образования. В Академии наук появляются первые национальные кадры, ме­няется характер их деятельности. Первым русским членом Ака­демии наук стал М. Ломоносов. Среди первых академиков — поэт А. Тредиаковский, механик-изобретатель А. Нартов. Академия наук становится не только научным, но и учебным заведением. При участии П. Шувалова и М. Ломоносова в 1755 году в Москве был открыт Московский университет. Обучение в нем велось на русском языке, до начала XIX века не преподавалось богословие. При нем имелись две гимназии. С университетом связана дея­тельность русского просветителя Н. Новикова. В 80-х годах XVIII века он развернул активную издательскую работу. Центром об­щественной и культурной жизни Московский университет ста­нет только в XIX веке.

Наиболее решительный поворот в сторону европеизации русской культуры произошел в период правления Екатерины II.Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолю­тизма, продлившийся до 1815 года. Эпоха характеризовалась по­пыткой провести либеральные реформы при сохранении неогра­ниченного самодержавия. Особое внимание Екатерина решила уделить воспитанию «новых людей», нравственно совершенных, которые в таком же духе будут воспитывать своих детей, что при­вело бы к изменениям в обществе. Предполагалось, что новый че­ловек будет воспитываться в исключительно западном духе. Большое внимание уделялось гуманитарному образованию. По­явились воспитательные дома в Москве, Петербурге, закрытые институты, кадетские корпуса.

Особенно яркое свидетельство совершившегося поворота в системе ценностей XVIII века — архитектура Петербурга и пор­третная живопись. В своих произведениях мастера стремились передать приверженность к упорядоченному, восхищение силой разума. Зодчие отражают это в облике города, художники — в изображении человека. Новая столица была заложена в мае 1703 года. В области градостроения произошел переход от средневе­ковой радиально-кольцевой схемы строительства к регулярной планировке, для которой были характерны геометрическая пра­вильность, симметричность в застройке улиц. Для успешного ре­шения задач в области градостроительства были приглашены

иностранные архитекторы. К началу XIX века город приобрел «строгий, стройный вид». В этом большая заслуга иностранных архитекторов — Ж.-Б. Леблона, Д. Трезини, Д. Кваренги и пред­ставителей русской архитектурной школы В. Баженова, И. Старова, М. Казакова, В. Растрелли.

Значительный подъем переживает портретная живопись. В творчестве А. Антропова, И. Аргунова при сохранении условнос­тей, идущих от традиции парсуны, видны поиск выразительности, усиление внимания к человеческой личности, реалистические чер­ты. Развитию этого способствовало открытие в 175 7 году Академии художеств в Петербурге. Во второй половине XVIII века появилась плеяда выдающихся мастеров портретного искусства. Новаторское творчество Ф. Рокотова отличалось исторической глубиной, чело­вечностью. К высшим достижениям жанра принадлежит серия пор­третов воспитанниц Смольного института Д. Левицкого. Он внес ка­чественные изменения в создание парадных портретов. В. Борови­ковский в портретах с помощью приемов сентиментализма обратился к духовному миру человека. Распространение получила графика, пейзаж, мозаика. Впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян. Во второй половине XVIII века взлет в развитии переживает скульптура. Прекрасные образцы скульп­туры оставили Э. Фальконе, М. Козловский, И. Мартос.

В XVIII веке создаются предпосылки для образования рус­ского национального языка, происходит сближение литературно­го языка с разговорным, прекращается процесс образования но­вых диалектов. Формируется русский общенародный разговор­ный язык.Как образец выступает московский диалект. В 90-е годы Н. Карамзин провел реформу литературного языка. Это позволило привлечь к чтению широкий круг населения. В середине XVIII ве­ка господствующим направлением во всей художественной куль­туре стал классицизм. Появляются первые национальные траге­дии и комедии (А. Сумароков, Д. Фонвизин). Наиболее яркие по­этические произведения созданы Г. Державиным. На рубеже XVIII-XIX веков формируется новое направление в литературе — сентиментализм, связанное с творчеством Н. Карамзина и А. Ра­дищева. Вершиной развития русской литературы является твор­чество А. С. Пушкина. Расширяются культурные связи с другими странами. Более подвижный образ жизни, популярность путеше­ствий привели к развитию эпистолярного жанра. Активизирова­лась общественная мысль страны. Публикация частных писем, ху­дожественных произведений, написанных в форме обращения к другому лицу, были заметным явлением в русской литературе. В XIX веке — это «Философские письма» П. Чаадаева, «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. Гоголя. Они «взорвали» тече­ние общественно-политической, литературной жизни страны. Для культуры начала XIX века характерна быстрая смена стилей — , сентиментализм, романтизм, реализм.

Первый национальный театр был создан Ф. Волковым в Яро­славле в 1750 году, а через шесть лет открыт русский театр в Пе­тербурге. С петровского времени в обиход высших слоев общества широко входит музыка. Появляются регулярные концерты. С сере­дины XVIII века популярной становится опера. Вначале исполня­лись произведения итальянских, французских композиторов. За­тем появились первые профессиональные композиторы и в России (Е. Фомин, Д. Бортнянский), были написаны национальные оперы, родился жанр камерной лирической песни — романса.

Реформы Петра I раскололи общество и привели к образо­ванию двух различных укладов — «почвы» и «цивилизации» — по терминологии В. Ключевского. «Почва» — это уклад, основные черты которого сложились в условиях Московского царства. С ним была связана основная масса населения. Здесь господство­вал коллективизм, уравнительный принцип социальной спра­ведливости, антисобственнические настроения. «Почва» разви­вала богатейшие традиции народной культуры, культивировала свои системы обрядов, обеспечивавших непрерывность и жиз­ненность традиций. «Цивилизация» — это уклад западного типа. Его выражала профессиональная интеллигенция и предприни­матели, связанные с промышленным производством. Начало ему положили реформы Петра I. Между «почвой» и «цивилизацией» была пропасть. Это отразилось и в лингвистическом разрыве. «Почва» говорила на русском языке, «цивилизация» — на фран­цузском. Практически в рамках одной страны сосуществовали два общества, обладавшие разными ценностями, идеями, тяго­тевшие к различным путям развития. Расколотость России, про­тивостояние двух культур — важнейший фактор, определивший развитие России в XVIII—XIX веках. Другие противоречия на­кладывались на этот глубинный раскол.

В период XVIII—XIX веков Россия складывалась как циви­лизационно неоднородное общество. В Россию приезжали фран­цузские, итальянские, английские художники, ученые, артисты, в массовом масштабе поощрялось переселение немцев. Завоеванные территории включались как составная часть в единое государство. К началу XX века в России жили около 165 народов, относящихся к различным типам цивилизации. Национальное самосознание скла­дывалось в открытом контакте с другими народами. И когда речь идет о русских, это вовсе не значит, что имеются в виду только рус­ские по крови. Будучи рядом с другими народами, русские впиты­вали все лучшее, что было в многонациональной культуре. В этом один из «секретов» богатства русской культуры. На первое место выступила идея служения Отечеству, в различных модификациях просуществовавшая почти до конца XX века.

XIX век явился временем окончательного формирования русской национальной культуры.Национальная культура — это культура нации как общности людей, складывающаяся в ходе фор-

мирования капиталистического уклада. Этапом ее формирования явились петровские реформы, развитие во второй половине XVIII века гуманистических представлений в литературе, искусстве, общественной мысли, когда проповедь личной, внесословной цен­ности становится доминантой. Особенности ее становления связа­ны с патриотическим подъемом, вызванным победой в войне 1812 года, отменой крепостного права. Все эти преобразования измени­ли социально-духовный облик населения, его быт, условия жизни, повлияли на рост культурных потребностей.

Каждая эпоха требует определенного уровня культуры в сфере материального производства, демократизации культуры в целом. Отличительной чертой этой эпохи было широкое рас­пространение просвещения. Необходимо было ликвидировать сословно-крепостническую систему народного образования. К концу века уровень грамотности повысился с 6% до 21%. Сложи­лось несколько типов школ. Открывались земские, городские школы, в городах существовали классические и реальные гим­назии. Появились новые университеты в Томске, Харькове, Ка­зани, Одессе. Открываются специальные высшие учебные заве­дения — горные, лесные, сельскохозяйственные институты. Под давлением общественности правительство вынуждено открыть высшие учебные заведения для женщин. Развивается книгоиз­дательское, журнальное, газетное дело. Издательства ориенти­руются на массового читателя. К началу XX века в России изда­валась 1131 газета на 24 языках. Крупные издательства И. Сыти­на, А. Суворина, «Знание» выпускали книги, доступные по цене для всего населения, сыгравшие огромную роль в просвещении и распространении произведений русских и зарубежных авторов. Открывались научные, общественные библиотеки, шло станов­ление музейного дела. Культурные потребности и интересы раз­личных городских и сельских слоев, конечно, отличались, но про­исходил процесс их сближения благодаря распространению гра­мотности, печатного слова.

Если в начале XIX века ощущался недостаток отечествен­ных пьес в репертуаре русского театра, то уже скоро появилась блестящая комедия А. Грибоедова «Горе от ума», опера М. Глинки «Жизнь за царя». В 60—90-е годы — оперы на исторические сюже­ты М. Мусоргского, А. Бородина. Русская музыка переживала взлет в своем развитии. Появляется плеяда талантливых музы­кантов: М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи. Мировое при­знание получил выдающийся композитор П. Чайковский. К началу века расцвел талант А. Скрябина, С. Рахманинова.

Театральное искусство к концу века достигло высокого уров­ня развития. Классики русской литературы работали для театра и создали яркие драматические произведения. Ведущим драматиче­ским театром XIX века был Малый театр, который развивал реа­листические традиции. В 1898 году открылся Московский Художе-

ственный театр. Во главе его стали К. Станиславский и В. Немиро­вич-Данченко. В театре сложился прекрасный ансамбль, утверж­дались новые принципы режиссуры и актерской игры. XIX-XX век дали блестящую плеяду артистов — М. Щепкина, П. Мочалова, М. Ермолову, Ф. Шаляпина, В. Комиссаржевскую. Ученые России в XIX веке сделали много выдающихся открытий, имевших ми­ровое значение. Д. Менделеев сформулировал один из основных законов природы — периодический закон химических элементов. Мировое признание получили исследования русских математиков — П. Чебышева, А. Ляпунова, С. Ковалевской. Были сделаны зна­чительные географические открытия. М. Лазарев и Ф. Беллинсгау­зен открыли Антарктиду. Географические и этнографические от­крытия П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Пржевальского, Н. Миклу­хо-Маклая получили мировое признание. В начале XX века первую Нобелевскую премию в России получил физиолог И. Павлов.

В начале XIX века опережающими темпами развивается ар­хитектура — искусство абстрактного образа. В новых исторических условиях, используя только основные принципы ордерной архи­тектуры, русские зодчие создают выдающиеся произведения. Ка­занский собор — А. Воронихин, ансамбль Биржи — Тома де Томон, Адмиралтейство — А. Захаров. Плодотворно развивалась в XIX ве­ке живопись. На рубеже XVIII—XIX веков работали портретисты О. Кипренский, В. Тропинин. С 70-х годов внимание художников бы­ло сосредоточено на искании социальной справедливости. В живо­писи началась деятельность «передвижников». Их картины — на­родническая публицистика в красках и лицах. Среди них были та­лантливые художники — В. Перов, Н. Крамской, В. Верещагин. В последние десятилетия века началось движение против «односто­ронности» передвижников. Явились художники, понимающие, что кроме «гражданских мотивов» и все другие стороны бытия могут быть содержанием художественного творчества. Увлекаясь красо­той красок и линий, заботясь о художественном стиле своих произ­ведений и индивидуальности в области искусства, они положили начало чрезвычайному развитию русской живописи. Русский им­прессионизм был представлен работами В. Серова, М. Грабаря. За­метную роль сыграло художественное направление «Мир искусст­ва» (А. Бенуа, Б. Кустодиев). С. Дягилев открыл Европе русскую му­зыку, балет, театральную живопись. Большим успехом в Париже пользовались его «Русские сезоны». Выдающимися художниками этого периода были К. Малевич, П. Кончаловский, М. Шагал. Огром­ное значение в поддержке творчества художников, писателей, пев­цов имела деятельность российских меценатов. Наиболее извест­ные С. Морозов, Н. Рябушинский, С. Мамонтов, П. Третьяков. Особой популярностью среди различных слоев городского населения на ру­беже XIX века в России пользовался кинематограф. XX век начал­ся подъемом национальной идеи, воплотившейся в русском куль­турном ренессансе, который вошел в историю понятием «серебря-

ного века». Исторические потрясения — революции и войны — на­ложили свой отпечаток на функционирование и развитие культуры. Культура России в XX веке — предмет особого рассмотрения.

ЛИТЕРАТУРА

Дмитриева Н. Л. Краткая история искусств. — М., 1989.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства

(XVIII — начало XIX века). — С.-Пб., 1994.

Очерки русской культуры XVII века. — М., 1979.

Очерки русской культуры XVIII века. — М., 1985—1990. Ч. 1—1

Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. — Л., 1984.

Познанский В. В. Очерк формирования русской национальной культуры. — М., 1975.

Сабарьянов Д. В. История русского искусства (конца XIX — начала XX века). —

М., 1993.

Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — М., 1994.






Сейчас читают про: